Мастер-класс для родителей «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация (средняя группа) на тему

Зимина Нина Порфирьевна

Добрый вечер, уважаемые родители! Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley_razvivaem_rech_doshkolnikov.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №1  «Росинка», республика Марий – Эл.

Мастер-класс для родителей «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Составила:

воспитатель

1 квалификационной

категории

Зимина Нина

                        Порфирьевна.

                                 г.Козьмодемьянск, 2016г.

Теоретическая часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

20 идей развития речи малышей для занятых мам.

Нам упорно внушают, что чтобы развивать ребенка надо обязательно проводить с ним «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр,  игрушек и «учебников» для малышей. Это миф!

Речь  ребенка прекрасно развивается  в интересном для малыша общении, которое можно организовать дома по ходу обычной жизни без лишних затрат денег,  времени и сил.

Предлагаю 20 идей по созданию развивающей речевой среды дома из своего практического опыта:

Идея 1. В общении с детьми старше 3 лет чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).

Например:  «Поставь обувь на место. Давай расставим посуду на столе – какую посуду поставим для завтрака? Какой транспорт ты видел на прогулке с бабушкой? Отгадай, из каких фруктов приготовлен компот? Отгадай, какие овощи я купила в магазине.  Давай положим одежду на место. Помоги папе достать инструменты».

Исследования доказывают, что лучше всего и без труда усваивают обобщающие слова дети, которые часто их слышат от близких взрослых в повседневной жизни.

Идея 2. Важно,  чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои  собственные мысли, а не запоминал — воспроизводил мысли взрослых.

Например,  абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.

Для этого давайте купим в магазине  вместе с ребенком несколько настоящих овощей для супа и салата, по дороге домой обсудим с малышом,   чем эти овощи отличаются друг от друга (по размеру, по цвету, по вкусу, по форме, по характеру поверхности – гладкий или нет).  Потом вместе с ребенком выложим все овощи, рассмотрим их и  найдем, чем они похожи друг на друга. И выведем вместе с малышом свое собственное определение – что такое овощи.

Вопрос к ребенку, который нам поможет  – чем похожи друг на друга все овощи? Например, все овощи  похожи друг на друга тем, что:

а) растут на огороде на земле или в земле,

б) их выращивают люди, сами по себе они не растут,

в) овощи съедобные — из них готовят супы, пюре, рагу и т.д.

Сделайте вместе с малышом вывод – какие растения называются овощами.

Затем понадобится лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», « Какие овощи принес папа из магазина?», «Я загадала овощ, отгадай, какой?». И еще —  поиграть в магазин, где ребенку надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки.

Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова  (мебель, посуда, одежда и т.д.) и уточнить их.

 Идея 3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.

Совершенно не нужно покупать для этого специальные картинки.

Можно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка – чем они похожи и чем отличаются. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.

Например: «У Ваниного комбинезона есть капюшон, а у маминой куртки капюшона нет. Куртка короткая, а комбинезон длинный. У куртки высокий воротник, а у комбинезона низкий воротник. У комбинезона есть манжеты, а у куртки нет» и т.д. Аналогично в следующий раз сравните обувь (ботинки и сапоги). Можно сравнить два дома, мимо которых Вы проходите (сколько этажей и подъездов, какие окна и балконы, что находится на первом этаже и т.д.). Во время приготовления обеда сравните кастрюлю и сковороду, чашку и стакан, назовите их части, форму, цвет, материал, назначение. На прогулке сравните троллейбус и автобус, грузовую и легковую машину, ель и сосну, березу и дуб.

Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребенка.

Идея 4. Помните, что развивается то, что тренируется. Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта.

По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше. Утром – попросите рассказать сон, который ему снился или вечером придумать интересный сон. Обсудите, как он хочет провести выходные, какие игрушки ему понадобятся на прогулку, как он собирается поиграть.

А вечером после садика обязательно поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился. Папе вечером расскажите вместе с малышом о  событиях дня, о книжках, которые Вы читали (перескажите самый интересный и полюбившийся фрагмент).

Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и  рассказывать о событиях из личного опыта.

Идея 5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось?). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда…Мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.

Идея 6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи».

Нет, это не малыш пишет. Это Вы пишите под диктовку ребенка придуманный им рассказ для  друга или письмо папе. Это очень действенный способ развития речи, т.к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание. Давайте начало фраз: «Сегодня мы были….где? Там мы видели…? Они были…. Мы стали….. И уточки….». Постепенно Вы заметите, что речь ребенка стала более связной, и ребенок стал легко строить цельный текст – рассказ о событии.

Идея 7. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия.

Когда Вы собираетесь на прогулку или кормите ребенка, проговаривайте, что Вы делаете, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый): «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Ванечку. Вот какое у нас полотенце – мягкое, пушистое, белое. Где у Вани ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т.д.  Не важно, что ребенок еще не говорит или плохо говорит.

Комментированием Вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка. Это воздастся сторицей, когда он начнет разговаривать.

Идея 8. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.

Вместо того чтобы сказать «надевай штаны» назовите предмет точно – «надень брюки (или – джинсы, шорты, рейтузы, колготки). Это поможет  малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в доме. Чем отличаются и чем похожи брюки и рейтузы? Чем похожи и чем отличаются берет и кепка (панамка)?  Чем похожи и чем отличаются чашка, стакан и  бокал? Стул, табуретка и кресло? Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.

Идея 9. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре.

Анализ речи малышей показывает, что когда ребенку нужно что-то объяснить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребляют в несколько раз больше сложных синтаксических  конструкций, чем на занятиях со взрослыми! А значит, формируется грамматический строй речи ребенка.

Идея 10. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант.

Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но всё равно его ошибки не повторять!

Идея 11. Сочиняйте сказки.  Этим можно заниматься даже с трехлетками и прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте.

Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Они любили… Один раз …. Вдруг…  Бабочка спросила…Тогда…И зверята решили…» и т.д. Такие сказки очень хорошо придумывать  даже с малышами везде —  в дороге, в очереди, в ситуации, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Вы заметите через несколько месяцев такого сочинения, что малыш стал сам в своей речи употреблять слова — связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок.

Идея 12. Играйте с малышом в загадки.

Играть можно «по пути», во время приготовления ужина, на прогулке, на детском празднике, то есть когда угодно и где угодно. Самые простые загадки, доступные для сочинения ребенком примерно с 4 лет строятся на сравнении. Например: «Он желтый как… (ребенок продолжает –«солнышко»), но не солнышко. Он пушистый как…. («вата»– продолжает ребенок), но не вата. Он пищит как …. (резиновая игрушка), но не игрушка. Кто это?» (Цыпленок). Или «Зеленый как…. (крокодил), но не крокодил. Прыгает как…. (заяц), но не заяц. Живет на прудУ, но не (утка). Кто это? (Лягушонок)».

Сочиняя загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов в последовательности.  Загадайте придуманную загадку папе, старшему брату, бабушке и дедушке. Сначала Вы будете начинать фразы, а ребенок заканчивать их. Постепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам!

Идея 13. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.

Ребенку очень важно пощупать, потрогать, увидеть результат его речевого творчества.

Согните несколько альбомных листов пополам и сшейте их. Подпишите красиво обложку. На каждой страничке сверху Вы приклеиваете картинку, а под ней пишите загадку, сказку или рассказ, придуманный малышом.

Можно сделать книжку и более интересно оформленной – с использованием фотографий малыша, картинок из журналов и каталогов, его рисунками. Здесь простор для творчества!

Идея 14. Играйте с ребенком в рифмы.

Например: «Где ты, заинька, скакал?» (Маму с папой я искал), «Где ты, Машенька гуляла?» (Я цветочки собирала) и т.д. Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.

Идея 15. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит  так – «красныя платья» вместо «красные платья», «красивоя облако» вместо «красивое облако», «рисую краснЫМ ручкой» вместо «рисую красной ручкой»), то Вам поможет грамматическая игра.

Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов:

«КрасивОЕ новОЕ – это платье или футболка? Отгадай!».

«КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)»

«КрасивЫЕ новЫЕ – это брюки или куртка? (туфли или сумка)»

«КрасивАЯ новАЯ – это шапка или свитер? (юбка или платья)»

Если малыш ошибся, скажите: «Разве мы так говорим – красивОЕ футболка? Как мы говорим о футболке? Она какая? Правильно, красивАЯ. Значит, красивОЕ – это что? Да, платье».

В эту игру можно играть и на прогулке: «ЗеленАЯ молодАЯ – это береза или дуб?», в магазине «СвежИЕ хрустящИЕ – это огурцы или арбуз?», в траспорте – «КруглЫЕ новЫЕ – это колеса или руль?».

В игре малыш учится прислушиваться к окончаниям слов в речи и ориентироваться на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.

Идея 16. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка.

Это уже доказано в исследованиях неврологов. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношения звуков. А развивается мозжечок  только в активных действиях самого малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребенок как можно раньше стал самостоятельным и много двигался, чтобы малыш научился уже в 8 месяцев пить из чашки, которую держит в руках взрослый. А в год -  сам держал в руках чашку (брал в руки и пил из нее) и пользовался ложкой   (взрослый докармливает).

В более старшем возрасте полезны любые занятия, развивающие координацию движений – велосипед, скакалка, прыжки в резиночки, школа мяча, спортивные игры.

Идея 17. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».

«Собирайте» их в волшебный сундучок – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его  в сундучок (используем красивые фишки). А потом «доставайте» из сундучка, когда сочиняете свои сказки. Спросите ребенка, о чем еще так можно сказать.

Идея 18. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно,  с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.

Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается.

Идея 19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио).

Такой фон очень негативно влияет на развитие речи детей. Младенцы перестают активно лепетать и прислушиваться к своим звукам, а дети постарше перестают вслушиваться в речь.

Идея 20. В общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки.

Они идеально подходят для развития речи, так как в них повторяющиеся слоги находятся в сильной позиции (в начале или в конце фразы), и потому хорошо выделяются на слух малышом. А ритм, рифма, движение, многократное повторение действий помогают  развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.

Развитие речи малышей — это интересно, весело и очень важно для того, чтобы ребенок научился свободно пользоваться речью для выражения своих мыслей и чувств  , мог достигать своих целей в общении и налаживать отношения с другими людьми. Надеюсь, что 20 идей помогут Вам в этом, а новые идеи Вы придумаете сами!

Практическая часть (проводится совместно с детьми).

Упражнения на дыхание:
Поупражняйте ребёнка в плавном, продолжительном выдохе, используя такие задания:

1. Снежинки. Положить на ладонь ребёнка комочек ваты и сказать: «Это у нас снежинка. Посмотрим, как она летает.» Взрослый показывает, как сдуть «снежинку». Вдох через нос, выдох только через рот – плавный, длительный.
2.
Листочки. Из зелёной бумаги вырезать листья и ниткой привязать к карандашу. Когда ветер дует, листья колышутся. Взрослый показывает, как дуть на листочки.
3.
Дутьё на горячий чай
4.
Футбол. Загонять воздушной струёй комочки ваты («футбольные мячи») в ворота. Ворота можно сделать из кубиков и т.д.
5.
Надувание воздушных шариков

Развитие голосового аппарата:

1. Поупражняйте ребёнка в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно и обязательно выразительно. Прочитайте стихотворение, предложите ребёнку повторить его сначала медленно, потом быстрее, соблюдая вопросительную интонацию в соответствующих строках.

- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем – щи варил.
- С этим братцем - кашу ел.
- С этим братцем – песни пел.

Во время чтения стихотворения малыш поочерёдно загибает пальчики. Пальчиковые игры очень полезны для развития речевых центров мозга. Предлагайте их малышу почаще.

ГРОЗА

Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. 
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, 
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней, 
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. 
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. 
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце 
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце! 

ДОМИК 
Под грибом - шалашик-домик, 
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, 
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят - 
Угощенье для ребят.
 

2. Предложите ребёнку рассказать стихотворения с различной громкостью и выразительно.

Тише, жабы
(это стихотворение произносится тихо)
Тише, жабы, ни гу-гу
Ходит цапля на лугу
Чтобы не было беды
Наберите в рот воды.

Мышонок
(тихо)
Мышонок встал на цыпочки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пиликает.

Громкая считалка
Ахи, ахи, ахи, ох!
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

3. Выучите вместе с малышом стихотворения, а затем прочитайте их выразительно по ролям:

Курочка-рябушечка
Ребёнок: Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
Взрослый: На речку.
Ребёнок: Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
Взрослый: За водичкой.
Ребёнок: Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
Взрослый: Цыпляток поить.
Ребёнок: Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
Взрослый: пи-пи-пи-пи-пи-пи

Разговор с весной
Взрослый: Ну, весна, как дела?
Ребёнок: У меня уборка.
Взрослый: Для чего тебе метла?
Ребёнок: Снег мести с пригорка.
Взрослый: Для чего тебе ручьи?
Ребёнок: Мусор смыть с дорожек?
Взрослый: Для чего тебе лучи?
Ребёнок: Для уборки тоже. Всё промою, просушу – Вас на праздник приглашу.

Кисонька-мурысонька, где ты была?

— Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька мурысонька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!

Пирожок

-Мы с тобой шли ? - шли! – пирожок  нашли? - нашли! - я тебе его дал?         -дал! - ты его взял? - взял! -а где же он? - что? - пирожок? - какой? - да такой! (повторяется три раза  с более громкой интонацией).

Развитие слухового внимания:

1. Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Путаница». Предложите ребёнку найти несоответствия в тексте (Что неправильно?), а затем назвать нужные звукоподражательные слова и чётко произнести в них звуки.

Путаница
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, хрюкать!»
А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!»
Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква- ква- ква!

Взрослый спрашивает: "Разве свинки мяукают? Что делают свинки?" Верно, хрюкают. Как они хрюкают? Ребёнок: - Хрю-хрю-хрю. и т.д.

Так взрослый строит с ребёнком беседу, а ребёнок старается заметит смысловые несоответствия. Малыш внимательно вслушивается в текст, указывает на смысловые неточности, воспроизводит нужные звукоподражания, упражнясь таким образом в чётком произнесении звуков.

2. Предложите ребёнку отгадать, кто квакает, хрюкает, мычит, лает, мяукает – взрослое животное или детёныш. Например, взрослый произносит громко: «Ква-ква-ква!», - и спрашивает ребёнка: «Кто это?». Ребёнок отвечает: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочитание тихо и более спокойным голосом. Спрашивает у ребёнка: «Кто это?» Ребёнок отвечает: «Это лягушонок». и т.д.

3. Игра «Найди ошибку». Подготовьте картинки или игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ёжик и т.д. Взрослый показывает картинку или игрушку и называет действие, которое производит это животное. Если действие неправильное, то ребёнок хлопает в ладоши.

Например: 
Взрослый: «Коза читает». 
Ребёнок хлопает в ладоши. 
Взрослый: «А что может делать коза?» 
Ребёнок: «Ходить, щипать травку, бодаться»
Взрослый: «Кошка летает»
Ребёнок хлопает в ладоши. 
Взрослый: «А что может делать кошка?» и т.д.

4. Игра «Секрет». Взрослый шёпотом произносит пары слов, а ребёнок внимательно слушает их и тоже шёпотом повторяет: кошка – мошка, ножка – ложка, сук – лук, мишка – мышка, чайка – гайка, коза – лоза, рука – руки, коза – коса, бок – бук, кот – кит.

Все эти упражнения легко становятся увлекательными и любимыми играми для ребёнка и одновременно помогают отличному развитию его речевого аппарата, произношения и дикции. Пятый год жизни – ключевое время, в которое практически завершается становление этих функций и происходит закрепление. Ошибочное произношение и плохую дикцию, конечно же, можно будет откорректировать и позже, в 6-8 лет, но это потребует гораздо больше времени и усилий. Поэтому лучше помочь ребёнку в развитии речи прямо сейчас!

Желаем Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на  закрепление  звуков, развитие  мелкой моторики для коррекции речи....

Мастер-класс для родителей «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Мастер-класс для родителей «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер - класс "Играем пальчиками и развиваем речь"

Цель мастер - класса  состоит в ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие  мелкой моторики для развития речи ребенка....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

активизация творческого потенциала педагогов ДОО для использования игровых методик в образовательном процессе....

15.02.2023г Мастер-класс для педагогов "Играя,развиваем речь"

Речь формируется в деятельности, а так как игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления....

Мастер класс «Рисуем на крупе» развиваем речь дома.

Многие родители знают, что развитие   тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук благоприятно влияют на развитие речи ребенка. И уделяют этому такое бо...