Методический семинар
презентация к уроку ( группа) по теме

Качанова Татьяна Владимировна

Методический семинар развитие креативного мышления у дошкольников в процессе деткого творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_seminaru.ppt1.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие креативного мышления у дошкольников в процессе детского творчества Методический семинар

Слайд 2

Актуальность в дошкольном возрасте закладываются основы креативного мышления, являющегося фундаментом для дальнейшего развития личности; задача его развития до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины», как её определил ещё В. А. Сухомлинский.

Слайд 3

Противоречие − объективными потребностями обновления процесса образования и существующими традиционными подходами к развитию креативного мышления дошкольников; − убежденностью педагогов в необходимости развития креативного мышления дошкольников и несформированностью способности к этой деятельности.

Слайд 4

Изучение понятия креативного мышления Креативное мышление - тип мышления, идущий в различных направлениях (Дж. Гилфорд).

Слайд 5

Качества креативного мышления Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени. Причем, в данном случае важно не их качество, а их количество. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи. Она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность – законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям.

Слайд 6

Изучение понятия креативного мышления Креативное мышление представлено как самостоятельное, поисковое, оригинальное, продуктивное мышление (Д. Кемпбэлл, И. Я. Лернер) . Креативное мышление дошкольников выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов).

Слайд 7

Сравнительная характеристика разновидностей мышления Традиционное мышление Креативное мышление Ориентировано на правильность, корректность порождаемой идеи. Ориентировано на «плодовитость» − порождение большего числа идей, и даже если не все из них корректны и осуществимы. Целенаправленно, движется в заданном направлении. Возможно «движение ради движения» без четкой цели. Аналитично, внимание уделяется комплексу деталей. Синтетично, ориентировано на интуитивное «схватывание» проблемной ситуации в ее целостности. Последовательно, требует правильности каждого шага. При ошибке на одной из стадий общий результат тоже оказывается ошибочным. Осуществляется сразу в нескольких направлениях, не всегда последовательно. Ошибки в конкретных шагах не обязательно ведут к ошибочности общего результата. Поиск решений ведется в наиболее вероятных направлениях, сначала проверяются очевидные гипотезы Поиск решений ведется в неочевидных, представляющихся маловероятными направлениях, «на периферии» нашего сознания. Активно используется отрицание идеи, признанные ошибочными, исключаются из дальнейшего поиска. Использование отрицания избегается, ведется поиск путей интеграции любых альтернатив, даже представляющихся взаимоисключающими. При верности исходных данных и корректности алгоритма решения проблемы гарантирован конечный результат. Результативность имеет вероятный характер. Продуктивно в ситуациях определенности, при наличии полных исходных данных и способов решения проблемы, когда точно известно, какой результат требуется получить. Продуктивно в ситуациях неопределенности, при неполных исходных данных, когда способы решения проблемы и требуемые результаты известны в недостаточной степени.

Слайд 8

Многогранные возможности детских садов 1. Ребенок высоко ценит общение с «чужыми» взрослыми, воспитатель и педагог выступают для него авторитетом, который все знает; у ребенка формируется представление о педагоге, как о человеке, с которым интересно быть вместе. Родители, ориентированные на быт не всегда находят время для занятий с ребенком. 2. Воспитатель выбирает разнообразные средства развития ребенка; творческий опыт, приобретенный в детском коллективе сверстников, удваивается. 3. Эмоциональный контакт, как правило, доставляет ребенку особые впечатления от совместного творчества, формируя предпосылки к последующим ситуациям успеха для воспитанника.

Слайд 9

Условия успешного развития креативного мышления 1 условие раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. 2 условие создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. 3 условие характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. 4 условие предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. 5 условие ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Самое главное здесь − не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. 6 условие тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий.

Слайд 10

Как не мешать развитию креативного мышления у дошкольников? 1. Старайтесь не ограничивать фантазию и инициативу ребенка. 2. Не воспринимайте неудачи ребенка как провалы, наоборот, поощряйте за смелые эксперименты и любознательность. 3. Не ждите и, тем более, не требуйте от детей того, что они должны «соответствовать». 4. Не акцентируйте внимание на результате, а наслаждайтесь вместе с детьми творческим процессом.

Слайд 11

Как стимулировать креативное мышление дошкольников? 1. Всегда прислушивайтесь к детским вопросам и замечаниям, задавайте дополнительные вопросы – так вы поймете, что желает «донести» до Вас ребенок. 2. Играйте в ролевые игры – это поможет детям понять ощущения и точку зрения другого. 3. Предоставьте ребенку свободу, так он научиться ответственности. 4. Принимайте любые идеи без критики, помогайте своим детям генерировать новые, неординарные мысли.

Слайд 12

Ошибки при развитии креативного мышления 1 ошибка Сделать креативное мышление самоцелью. Креативное мышление, так же как и лопата, — всего лишь подручное средство, инструмент для скорейшего и более эффективного решения жизненных задач. Поэтому стремление «стать креативной личностью» — все равно, что сделать целью жизни умение в уме возводить любые числа в куб. Более того, наличие креативного мышления не является гарантией особых творческих достижений. 2 ошибка Ознакомиться с определениями креативного мышления. Чтобы знать, к чему стремиться, неплохо выяснить, что же на самом деле называется креативным мышлением, верно? Не совсем. На текущий момент существует несколько сотен определений креативного мышления. Как признают сами авторы, «процесс понимания, что же такое креативное мышление, сам по себе требует креативного мышления». По большому счету, все эти определения можно разделить на несколько групп: инновационные (креативное мышление – свойство, позволяющее создать новый продукт), эксперссивные (с упором на самовыражение творца), проблемные (описывают креативное мышление как инструмент решения задач), психоаналитические и все остальные (то есть, мутные и расплывчатые). Другими словами, каждый исследователь ставит во главу угла то, что ему кажется важным, или то, чего не хватает ему самому. 3 ошибка Регулярно проходить тесты на определение креативного мышления. Тесты, конечно, милое дело – особенно, когда они сообщают о нас нечто приятное. При этом хорошо бы помнить, что такой шкалы, как «креативность», в природе не существует. Тесты креативности замеряют совокупность показателей, которые, очень вероятно, могут свидетельствовать о степени развития ваших творческих способностей (например, о гибкости мышления, оригинальности суждений, открытости новому опыту и т.д.). Самые почтенные методики проверки на креативность созданы Гилфордом, Торренсом и Медником. 4 ошибка Считать, что если креативное мышление не проявилось сразу, то уже не проявятся никогда. Высокие креативные способности у детей не являются гарантией творческих достижений в будущем. Конечно, серьезная роль в развитии креативности принадлежит культуре, в которой воспитывается ребенок. И, тем не менее, любая способность – это не только задатки в чистом виде, но и усилия по их развитию, которые могут быть предприняты в любом возрасте.

Слайд 13

Ошибки при развитии креативного мышления 5 ошибка Считать, что наблюдения за работой авторитетных для вас людей повлияют на ваше креативное мышление. Преклонение перед авторитетами влияет негативно на развитие креативного мышления, равно как и сильная зависимость от мнения окружающих. 6 ошибка Много и долго фантазировать. Что бы мы ни подразумевали под креативным мышлением, оно, тем не менее, направлено на решение задач – больших и малых, общечеловеческих или личных. Пустое фантазирование, только уводит в сторону от решения. К тому же чтобы применять собственное креативное мышление, нужно суметь увидеть проблему – а пребывание в фантазиях этому никак не способствует. 7 ошибка Считать, что креативное мышление закалится в авральных условиях. Многие сознательно загоняют себя в рамки ограничений по времени, считая, что авральный режим должен взывать к развитию креативного мышления. Такой подход можно сравнить с регулярным использованием стимуляторов. 8 ошибка Считать, что креативное мышление – удел слишком умных. Первоначально считалось, что креативное мышление – одно из проявлений высокого интеллекта. Но впоследствии выяснилось совершенно другое. Во-первых, проявления креативного мышления возможны и у людей с очень низким интеллектом, особенно если они не ограничены во времени и не участвуют в соревновании. Во-вторых, если у человека слишком высокий интеллект, то часто он может оказаться лишен креативного мышления.

Слайд 14

Качества личности 1. Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое. 2. Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?». 3. Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям. 4. Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность. 5. Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем». 6. Артистичность – выразительность, эстетические интересы.

Слайд 15

Качества личности 7. Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов. 8. Чувство юмора – игривость. 9. Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого. 10. Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность. 11. Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими. 12. Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность. 13. Толерантность по отношению к неопределенности − комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Дети, у которых отсутствует креативное мышление, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Слайд 16

Педагогическая поддержка развития креативного мышления детей − используются возможности дошкольного образования по креативному развитию, позволяющие учитывать как индивидуальные возможности, так и возрастные закономерности развития креативного мышления детей; − развивать креативное мышление, как в познавательной, так и в практической деятельности; − сочетать коллективное и индивидуальное творчество детей; − содержание и методическое обеспечение педагогической поддержки направлено на активизацию креативного мышления детей при развитии у них познавательных процессов; − развитие креативного мышления происходит при активном взаимодействии в образовательном процессе педагога, детей и родителей.

Слайд 17

Задачи в рисовании нетрадиционными приемами 1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. 2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. 3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. 4. Развивать у детей креативное мышление посредством использования нетрадиционных техник рисования. 5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Слайд 18

Принципы построения работы по рисованию 1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. 2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому креативное мышление опирается на восприятие или представление. 3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. 4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности. Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Слайд 19

Направления: − от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; − от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; − от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; − от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; − от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; − от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Слайд 20

Рисование солью. Техника «Соленая акварель» Цель: Развитие креативного мышления у дошкольников, через нетрадиционные методы рисования солью. Задачи: Познакомить детей со свойствами соли как материалом для творчества. Формировать представления о разных способах изображения предметов и явлений. Вызывать интерес к изображению новым способом рисования. Учить окрашивать соль при помощи гуаши. Расширить представление детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, краски). Развивать креативное мышление.

Слайд 21

Материалы

Слайд 22

Рисование пальцами по соли

Слайд 23

Первый способ

Слайд 24

Второй способ

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АППО СПб, участие в городском методическом семинаре

Развитие личностного потенциала участников образовательного процесса ДОУ средствами художественно-эстетического и физического воспитания 21 февраля 2012 г....

Методический семинар, обобщение опыта работы по теме "Экология"

В семинаре: актуальность работы по теме "Экология", цели и задачи работы, используемые формы работы и их положительные стороны....

Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...