Развитие креативности
методическая разработка (старшая группа) на тему

Григорьева Татьяна Алексеевна

Развитие креативности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Креативность59.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Креативность — закономерное следствие плодотворного развития личности, поэтому оно одновременно является индикатором плодотворности и личностного здоровья. Это подразумевает, что невозможно развивать креативность отдельно от развития личности. Что касается изученности данной проблемы и научной обоснованности предлагаемых развивающих программ, то здесь ситуация еще чрезвычайна далека от логической завершенности. Несмотря на то что в психологии, по крайней мере, на сегодняшний день, нет простых проблем, следует признать, что психология личности как знание интегрирующее выглядит наименее стройно, так же как и разделы, наиболее тесно с ней связанные: психология воли, мотивации и эмоций. Проблема креативности, опирающаяся на данные разделы, неизбежно принимает этот уровень трудностей, отсутствие стройности и логической завершенности.

   Одна из составляющих креативного продукта — переживание его значимости, а значимость — показатель социальной направленности. Если же обратиться к области педагогики, то ее целью как раз и является подготовка эффективного человека, направленного на создание общественно-ценного продукта. Отсутствие креативности одновременно служит индикатором слабого развития личности в целом, ее невысокой способностью к общественной самоотдаче и вероятностью антиобщественной направленности. Что касается времени начала развития креативности, то оно совпадает с началом всех тех качеств, совокупность которых лежит в ее основе. Это, прежде всего эмоционально-волевая сфера и многие личностные качества, начинающие свое развитие еще внутриутробно.

   Таким образом, проблема креативности в педагогике должна занять одну из наиболее значимых позиций. В целом же актуальность развития креативности и понимание закономерностей этого развития очень высоки.

   Относительно попыток создания программ, ориентированных на развитие креативности, необходимо отметить одну важную позицию. Общество, ставя задачу развития креативности у детей, предполагает, что данное качество будет работать на общество, т.е. повышать вклад человека в общественно ценные продукты. Однако креативность проявится в высокой степени лишь в том случае, если человек выбрал себе поле профессиональной деятельности в соответствии со своими способностями. В противном случае, упражнения по развитию креативности, проведенные в дошкольном возрасте, не будут иметь решающего значения. Таким образом, невозможно плодотворно решить задачу развития креативности в отрыве от ориентации на поиск и осуществление способностей ребенка. Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте нельзя уверенно определить способности. Многие способности в заметной степени начинают проявляться лишь к юношескому возрасту. Однако ориентация на поиск способностей и стремление создать условия для их проявления и осознания могут и должны осуществляться заметно раньше этого возраста. Усердие и возможность пробовать разные виды деятельности, получая от этого удовольствие, — одни из надежных рецептов поиска способностей. Во время организованных сюжетных игр у ребенка могут быть сформированы установки на то, что специализация, выбор, собственные предпочтения, успехи на каком-либо поприще — это естественная и неизбежная ситуация, в которой он может и должен разобраться.

   Одно из важных условий поиска способностей — предоставление им возможности проявляться и тренироваться. Но маловероятно, что способности будут развиваться сами по себе, без общего развития психических функций — мышления, восприятия, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы, что отражается практически во всех теоретических обоснованиях креативности. Поэтому развитие этих функций — необходимая база для креативности.

   Креативность — не отдельное свойство психики, проявляющееся само по себе без действия основных психических процессов (восприятия, мышления, эмоций, воли). Эти процессы — суть психики и без них не проявляется не одно действие человека, вне зависимости от того, креативное оно или нет. Соответственно в случае слабого развития этих функций слабость будет проявляться в большей части поведения и действий. Высокий уровень креативности в поступках и действиях в данном случае окажется недосягаемым.  Таким образом, построение программ, включающих эффективные методы развития указанных психических функций, — необходимый элемент развития креативности в ДОУ.

   Как уже говорилось, степень креативности связана с интенсивностью переживаний значимости создаваемого продукта. Значимость как показатель общественной направленности и ценности есть в то же время и отражение уровня нравственного развития. Являясь закономерным следствием личностной зрелости, креативность не может не зависеть от него. Поэтому программа эффективных мероприятий, направленных на нравственное развитие воспитанников, также необходимая составляющая развития креативности.

   Особое значение имеет эмоциональное развитие ребенка. Состояния, сопровождающие креативное поведение, создание неординарных продуктов труда, характеризуются уравновешенностью, собранностью, сосредоточенностью, внешним спокойствием одновременно с интенсивной внутренней работой. Именно поэтому во многих педагогических системах большое внимание уделяется воспитанию такого качества, как, например, кротость. Учитывая продуктивность и ценность таких состояний, необходимым элементом программы развития креативности является создание условий для их возникновения, внимательное к ним отношение педагогов и родителей, поощрение взрослыми. С данными состояниями связаны личностные качества: саморегуляция, самоконтроль, воля и т.д. Доступные для дошкольного возраста упражнения по их тренировке имеются. Адаптация и совершенствование этих упражнений, включение их в программу по развитию креативности также необходимо.

   Эффективность психолого-педагогической работы, в том числе и по развитию креативности, во многом зависит от учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. Индивидуально-типологические особенности как задатки способностей к различным видам деятельности  имеют к креативности довольно близкое отношение. В связи с этим необходимы их выявление и просветительская работа с педагогами по работе с ними. Ориентация развивающих мероприятий на возможности возраста также нужна, так как в противном случае даже хорошие идеи не дадут должного развивающего результата.

   Наконец, еще одна составляющая развития креативности — отслеживание ее динамики, т.е. регулярные мониторинговые исследования. Подбирать методику в данном случае надо, исходя из вышеприведенных установочных пунктов. Иными словами, наряду с авторитетными методиками, предназначенными непосредственно для выявления уровня креативности ребенка (П. Торренс, Р. Стернберг), нужно также отслеживать уровень развития его психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти и т.д.) и особенности личностного развития с преимущественным вниманием к нравственному компоненту.

   В заключение хотелось бы выделить наиболее значимые моменты, от которых во многом зависит наличие успеха в развитии креативности детей дошкольного возраста.

   В первую очередь следует выделить эмоционально-волевое воспитание как наиболее слабое место в развитии креативности. В данной области нет четкого понимания и соответственно теоретического обоснования тех эмоциональных особенностей (внутренних состояний, переживаний), которые развивают креативность и обеспечивают ее проявление.

   К числу наиболее трудных компонентов   следует   также отнести ориентацию на способности ребенка. Один из проверенных способов преодоления   этой трудности — предоставление ребенку возможности пробовать и добиваться каких-либо     результатов в различных видах деятельности.                        

   В практической работе наиболее ценны и действенны  для развития креативности у  дошкольников два базовых  момента.                                    

   1. Чувствительность педагога с и родителей к имеющимся у  ребенка проблемам развития личности и организация их преодоления. Основным способом работы могут быть сюжетные игры, где данный недостаток ребенка обыгрывается на персонажах, которые учатся его преодолевать и находят конструктивные решения. Эти игры вполне могут, а часто и должны, сочиняться педагогами (родителями). Убедительные, настойчивые и в то же время уважительные по отношению к ребенку любого возраста короткие беседы, убеждения с элементами внушения также полезны в дополнение к сюжетным играм.

    2. Стимуляция креативных состояний ребенка. Как уже говорилось, основу развития креативности составляют спокойные сосредоточенные состояния с внутренней увлеченностью. Появление таких состояний у ребенка должны сопровождаться особой заботой и вниманием со стороны родителей и педагогов. Ребенок, например, завороженно смотрящий на то, как взрослый играет на пианино, — пример подобного состояния. Он может попросить папу или маму подойти посмотреть на ручей, погладить лошадку и т.п. Многие игры, в которые ребенок начинает играть сам, с участием или даже по инициативе взрослых, также могут сопровождаться подобными состояниями. Собственным аккуратным поведением, не нарушающим их, взрослый может в значительной степени способствовать развитию креативности ребенка. Замечено, например, очень хорошее развитие речи дошкольника, чьи родители регулярно общаются с ним, сами, находясь в спокойном, сдержанном и в то же время увлеченном состоянии.

   В создании условий, направленных на развитие креативности детей, следует уделять внимание нескольким важным составляющим. В группу наиболее важных качеств, влияющих на креативность, входят, наряду с развитым воображением и мышлением, еще и нравственные качества, такие как заботливость, внимательность к окружающим, умение чувствовать их интересы и считаться с ними.

    Для стимулирования развития креативности в дошкольном возрасте следует ориентироваться на указанные качества, проявляющиеся в таких детских играх, увлечениях и занятиях, как рисование, сочинение сказок и историй, лепка, фантазирование на различные темы, занятия в детских спортивных секциях и творческих объединениях и др. Вступая во взаимодействие с ребенком в рамках его игр и занятий, взрослый должен ориентироваться на несколько опорных моментов. Прежде всего следует расширять внимание ребенка, направляя его на другие варианты того продукта (рисунка, сюжетной линии рассказа и т.д.), который он пытается создать. Также во время творческих занятий следует обращать его внимание на окружающие предметы и объекты, которые часто могут дать дополнительный материал для создания детского творческого продукта.

   Очень важное значение в занятиях имеет ритмичность. Под ней подразумевается неоднократное возвращение к создаваемому творческому продукту через некоторое время с целью его улучшения.

   Следует отметить, что немалое значение имеют позитивный дружественный настрой по отношению к окружающим, желание сделать что-то хорошее для них, замечать их проблемы, желания, настроения, стремиться понимать их причины. Все это стимулирует чувства, лежащие в основе креативности.

   Наряду со всеми перечисленными составляющими не стоит забывать о более существенном источнике, определяющем креативность ребенка, — его способностях и отвечающих его способностям интересах. Разные виды детских творческих занятий направлены на проявление его способностей. К успешному исполнению каких-либо действий взрослым следует быть особенно чуткими, так как именно в той деятельности, к которой ребенок наиболее способен, стоит ожидать наиболее ярких проявлений его креативных качеств.

Тест «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Этот тест поможет понять, готов ли ваш малыш к школе.

1.  Часто ли ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?

а) Да - 1 балл. 6) Нет - 0 баллов.

2.  Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

3.  Вы считаете, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов

4.  Ваш ребенок общителен как с детьми, так и со взрослыми?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

5.  Вы не уверены в том, что ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

6.  Ваш ребенок ни минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

а) Да - 0 баллов, б) Нет - 1 балл.

7. Игрушки и вещи вашего ребенка всегда в беспорядке и вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?

а) Да - 0 баллов, б) Нет - 1 балл.

8. Умеет ли ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

а) Да -1 балл, б) Нет - 0 баллов.

9. Может ли ваш ребенок сравнивать числа и предметы?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

10.   Способен ли ваш малыш складывать и вычитать в пределах двадцати?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

11.  Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

12.  Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

13.  Может ли ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

14.  Сможет ли ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» - «холодно»)?

а) Да -1 балл, б) Нет - 0 баллов.

15.  Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

16.  Знает ли ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

17.  Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

18.  Верно ли, что ваш сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?

а) Да -1 балл, б) Нет - 0 баллов.

19.  Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

20. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

21.  Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

а) Да - 0 баллов, б) Нет.

22. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?

а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.

23.  Может ли ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец «дерево - ветки», к слову «книга» необходимо назвать слово «страницы»)?

а) Да - 1балл. б) Нет - 0 баллов.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

0-7 баллов. К сожалению, последние летние деньки вашему малышу лучше провести, знакомясь с букварем или хотя бы с разрезной азбукой. К тому же вам стоит попытаться приучить его к самостоятельности и самоконтролю. Или расслабиться и решить для себя, что вы сделали все, что могли. Жаль, что получилось так мало.

8-16 баллов. Ваш ребенок окажется в числе типичных «середнячков», неплохо подготовленных ребятишек, не хватающих, впрочем, звезд с неба. Конечно, это не относится к тем детям, которых родители с пяти лет готовят в местный мед или политех, для них такой уровень является недопустимо низким.

17-22 балла. Поздравляем! Ваш ребенок готов к школе. Не сомневайтесь - ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и к получению новых знаний, а также попытайтесь научить его не кичиться своей образованностью перед одноклассниками.

Руслан АНДРЕЕВ.

МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»

Сообщение на педсовете

на тему: «Развитие креативности у детей».

Воспитатель: Григорьева Т. А. (высшая квалификационная категория)

Декабрь 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей....

Социальный педагог в системе образования. Развитие креативности как фактор развития личности ребенка.

Статья о роли социального педагога в образовательной организации и о важности развития креативности как фактора более лучшей адаптации детей в современном обществе и постоянно меняющимся жизненным сит...

Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.

В статье раскрывается вопрос как повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах развития креативности, создать условия для овладения педагогами теоретических...

Развитие креативности у детей дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» (обобщение педагогического опыта)

Развитие  креативности   у  детей    дошкольного  возраста  в процессе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности образовательной облас...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Программа развития «Развитие креативности у детей в продуктивной деятельности в нетрадиционном рисовании» «Мир фантазий и воображений»

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к но...

Мастер класс «Развитие креативного мышления, как одна из современных технологий в развитии детей дошкольного возраста»

С приходом обновленной системы дошкольного  образования, перед педагогом стоит задача воспитать дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным мышлением.Безусловно, врожде...