Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."
статья ( группа) на тему

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №26 компенсирующего вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья

«Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей и культурой родного города. Из опыта работы.»

                                                                    Воспитатель Клишкова Е.В.

Павловск

2015

Дошкольный возраст – это важнейший этап становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развивается представление детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Приоритетным направлением в моей работе уже много лет является «краеведение»: знакомство детей с историей и культурой города Павловска. Цель – реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществление интеллектуального, речевого, нравственного и физического развития детей средствами прогулочно-экскурсионной деятельности и непосредственно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Работа по данному направлению начинается с детьми 4-х лет (средняя группа) с прогулок по ближайшим к детскому саду улицам нашего города. В старшем возрасте увеличивается дальность и продолжительность прогулок, усложняется содержание экскурсий.

Кроме прогулок и экскурсий используются и другие формы работы с детьми: викторины, беседы, вечера досуга, а также комплексные занятия, включающие изодеятельность и музыку.

Важным методом знакомства детей с различными объектами, является неоднократное возвращение к каждому объекту в различных формах. Подобный подход позволяет подключить вновь поступающих или длительно отсутствующих детей на любой стадии обучения, т.к. дети                                                           не чувствуют пробела, пропуска из-за неоднократных возвращений к объектам.

Положительные эмоции, возникающие при узнавании архитектурных памятников, помогают глубже познать объект, чем при длительном, но однократном ознакомлении.                                                                            

Знания, полученные на экскурсиях, прогулках и НОД в детском саду лучше усваивается в игре. Представляю вашему вниманию авторские игры «Что,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         где, когда?», кубики  – «Павловский парк», игра-путешествие                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     «Мы в парк идем», «Собери солнышко» и т.д.

Логичным продолжением многолетнего труда, разносторонним и удачным дополнением к работе с детьми в музее считаю создание рабочих тетрадей «Я в этом городе живу...» – часть первая, часть вторая – «Я в этом городе живу... Павловский парк» и часть третья – «Я в этом городе живу... Павловский дворец»

Задания в тетрадях дают возможность развивать у детей: память, логику, внимание, мышление, мелкую моторику, речь. Рабочие тетради рассчитаны на коллективное пользование и на индивидуальное. Созданные из многих разделов, отдельными листами, они могут быть использованы в разной последовательности, в разных целях, в разных обстоятельствах и для детей разного возраста.

Рабочие тетради получили рецензию ведущего методиста по работе с детьми, Заслуженного Работника Культуры РФ Махровой Евдокии Григорьевны.    

 Очень важно для работы по музейной педагогике привлечь на свою сторону и заинтересовать родителей. С этой целью проводится анкетирование, дается домашнее задание (дети выполняют задание дома с помощью родителей), родители принимают активное участие в детских экскурсиях, открытых мероприятиях. Хотелось бы отметить некоторые из них:

- Открытое занятие, посвященное музыке И. Штрауса «Птица-музыка», для родителей и музыкальных работников Пушкинского района.

- Праздник «По страницам истории нашего города».

- Мероприятие ко Дню Победы для ветеранов Великой Отечественной войны «Павловск в годы Великой Отечественной войны».

-Открытое занятие для родителей в Павловском дворце - математический досуг «Раз, два, три, четыре, пять – по дворцу идем гулять».

- КВН в рамках проекта «Город поэта» с участием родителей.

- КВН в Розовом павильоне.

- «Мы экскурсоводы» - каждый ребенок мог побывать в роли экскурсовода (ребенок выбирал любой зал дворца и проводил экскурсию для друзей и родителей )

Все свои впечатления от встреч с городом, улицами, дворцом, парком, с искусством дети отражают в рассказах, рисунках, поделках, используя различные средства выразительности.

В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Мы живем в прекраснейшем городе, городе Павловске. Нам есть чем гордиться и что любить. Город у нас небольшой…

                               Как все знакомо здесь, любимо,

                               Известен парком он, дворцом

                               И красотой неповторимой.

                               Чем привлекает он людей?

                               Ведь разве это чудо света?...

Считаю свою работу ненапрасной, когда дети так рассказывают о своем городе…

Люда: В парке очень красиво, все старинное, охраняется. Мы обошли весь парк, деревья колышутся, небо голубое, особенно летом. И зимой мне нравится. И вообще весь мир такой красивый. Жаль, что у нас нет крыльев, как у птиц, чтобы облететь весь мир. В парке нельзя беситься, а можно ходить и любоваться деревьями и статуями. А беситься нельзя потому, что это не детская площадка. Нельзя бегать, а то можно потеряться, нельзя мусорить и ломать статуи, и рисовать на них. Самое красивое место – возле дворца и Розового павильона. И само здание красивое и кусты роз.

 Денис: Мне нравится в Павловском парке. Очень нравится скульптура «боец» у Двенадцати дорожек. Я бываю в парке только с детским садом на экскурсии, а родители меня не слушают – мои планы на выходные. Хотел бы и с родителями сходить в парк. В парке нельзя бегать как сумасшедший, залезать на скульптуры, нельзя ходить куда попало, а то заблудишься. А можно слушать, смотреть, в парке нельзя обижать птиц. Мне очень нравится место возле мавзолея Супругу благодетелю.

Люба: Я живу в Павловске. Я знаю улицу Красных Зорь, там магазины, пожарная часть, Елизаветинскую – на ней стоит наш детский сад, а я живу на Мичурина, я люблю ходить в парк, потому что там красиво, у нас есть дворец. В городе нельзя драться, ругаться, надо реставрировать дворец.

Алина: Я люблю гулять в парке Нижнем, Павловском. В нижнем – потому что он находится недалеко от моего дома и там тишина. А в Павловском есть белки, утки. В Павловск приезжает много народу, потому что там есть музей. В городе нельзя мусорить, разводить костры, воровать, взрывать.

Максим: Я живу в Павловске. В нашем городе мне нравятся деревья, цветы. В наш город приезжают люди погулять в парке. Наш парк большой. За городом надо ухаживать – нельзя бросать мусор на дороги, не ломать дома, не рисовать на них.  


Список литературы:

1.Система патриотического воспитания в ДОУ. Авторы Александрова Е.А. и др. – Волгоград: «Учитель», 2007.

2.Калугина Н.П. Патриотическое воспитание дошкольников. Из опыта работы. – «Дошкольное воспитание», 2008, №4, стр. 66 – 70.

3.Толкачева Т.Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт – Петербурга. – СПб. Детство – Пресс, 2012.

4.Музейная педагогика: Из опыта методической работы. Под редакцией Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. – М. ТЦ Сфера, 2006.

5.Солнцева О.В., Коренева – Леонтьева Е.В. Город – сказка, город – быль. Знакомим дошкольников с Санкт – Петербургом: учебно – методическое пособие. - СПб: Речь, 2013.                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....

Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа». (из опыта работы).

Детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А. Сухомлинский)....

Проект "Формирование познавательной активности и нравственно-патриотических качеств у старших дошкольников через приобщение к истории и культуре родного города"

Проект представлен долгосрочный по ознакомлению и приобщению детей  к истории и культуре родного города  в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родиелями....

Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»

Педагогический совет«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края»Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОУ.Цель...