Одаренные дети.
статья ( группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья раскрывает вопросы взаимоотношений между детьми, живущими в одной семьи. А также физические характеристики одаренных детей и некоторых советы родителям одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренные дети.

Соперничество между детьми, живущими в одной семье, присутствует практически всегда. Это характерно не только для семей, где растут одаренные дети. Трения между братьями и сестрами возникают по мере того, как каждый из членов семьи приходит к выводу о необходимости приспособить свои потребности к интересам и требованиям других. При резком различии характеров такое приспособление часто бывает трудным, и приходится прибегать к решению спорных вопросов по старшинству.

Иногда один из детей в семье более одарен интеллектуально или обладает большими художественными способностями, чем остальные. В этом случае родители должны быть особенно чуткими и тактичными в управлении процессом такого семейного открытия. Ревность не играет серьезной роли там. Где все относится к таланту одного ребенка как к достоянию всей семьи, а также гордятся успехами других ее членов, в чем бы они ни проявлялись.

Родители, с которыми приходилось мне работать, рассказывали, насколько трогательными и благотворными бывают семейные собрания, когда каждый пишет о том, что ему нравится в других, и затем все обмениваются этими записками – прямо общество взаимного обожания.

Почему-то мы чаще замечаем недостатки других людей, нежели отмечаем их достоинства. Может быть, это наследие пуританства или кальвинизма, но американцы более склонны концентрироваться на негативном, чем на позитивном, и чаще критиковать, чем хвалить.

Некоторые семьи действительно собираются вместе для того, чтобы решить какие-то семейные проблемы. Вероятно, дети к таким обсуждениям относились бы лучше, если бы они порой не сопровождались конфликтами. Многие родители считают, что детям не надо говорить о том, что папа и мама любят и ценят каждого из них. Однако сами взрослые хотят слышать это, им почему-то необходимо об этом напоминать. Так почему же мы так скупы на похвалы и выражения своих чувств детям?

Дети не должны стесняться в проявлении своих чувств к брату или сестре. Это сблизит их. Родители же должны взять на себя роль своего рода «буфера», поскольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные проявления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые способы общения. Делайте упор на взаимном уважении, сопереживании и понимании, что важно для социоэмоционального развития каждого ребенка.

Родители должны здраво оценивать и собственные способности. Беседуя с родителями одаренных детей, я часто спрашиваю, были ли они сами вундеркиндами. Обычно я слышу в ответ: «Нет». Хотя затем многие начинают рассказывать о своих детских опытах, которые указывают на неординарные способности. Наш уравнительный социальный климат мешает им, особенно женщинам, осознать их собственные таланты. В этой же мере, как родители помогают детям открывать себя и радоваться этому открытию, они должны трезво оценивать самих себя и свои таланты, свой неповторимый вклад в семейное взаимодействие.

Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научить ценить такие хорошие свойства, как щедрость, готовность помочь и  терпение. А так же ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора и т.д. Родители должны способствовать развитию в ребенке таких качеств и раскрытию индивидуальности.

Близкой аналогией, которая поможет детям научиться понимать и ценить различия в людях, является сад. Садовые растения очень разнообразны: цветут в разное время, одни стелются по земле, а другие стремятся ввысь, но все вместе они составляют гармонию целого. Тюльпаны вовсе не розы, шиповник – не герань, а ромашки не похожи на орхидеи. Каждый цветок хорош по-своему. Или другой пример – определенный сорт духов. Для кого-то это любимые духи, а кому-то они могут и не нравиться. Это говорит о том, что личные пристрастия и интересы, как и сами личности, весьма разнообразны.

Физические характеристики одаренных детей:

  1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
  2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
  3. Зрение одаренных детей ( в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

Внимание к тому, чем одаренный ребенок отличается от сверстников, поможет учителям и родителям в понимании и стимулировании всех аспектов его развития.

Хочу дать родителям некоторые советы.

Внимательно и прислушайтесь к вопросам ребенка, отмечайте, чем ребенок предпочитает заниматься, следите за его естественными интересами. Если 5-летний ребенок не проявляет никакого интереса к чтению, но с легкостью перемножает в уме трехзначные цифры, не пытайтесь учить его алфавиту. Родителям с ярко выраженными способностями и интересами порой трудно позволить ребенку их не разделять. Сделайте так, чтобы ребенок рассказал вам о своих собственных интересах, поделился сомнениями, задал вопросы. Даже если сами вы не  являетесь в этом вопросе специалистами, ваши советы, возможно, помогут ему. Когда же ваши знания будут исчерпаны, следует подсказать ребенку обратиться к специалистам. Постарайтесь выявить такие интересы, которые у вас с ребенком могут совпадать, с тем чтобы в этой сфере вы сотрудничали постоянно, может быть, вы и сами чему-то научитесь.

Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3-4-летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты задаешь слишком много вопросов!» Мама одного 4-летнего вундеркинда, встречая его из садика, задавала следующий вопрос: «Ну, что ты сегодня выучил?»

В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...