Обучающий семинар "Музейная педагогика - это?"
методическая разработка ( группа) на тему

Иванова Ольга Викторовна

Выступление, презентация, памятка для педагогов по созданию мини-музея в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mini-muzey.ppt1.13 МБ
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc60 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар подготовила старший воспитатель Иванова Ольга Викторовна МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА - ЭТО ?

Слайд 2

«В воскресный день с сестрой моей Мы вышли со двора. Я поведу тебя в музей! - Сказала мне сестра. Вот через площадь мы идем И входим наконец В большой, красивый красный дом, Похожий на дворец.» Сергей Михалков

Слайд 3

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Слайд 4

Музейная педагогика интегрированно решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе.

Слайд 5

сотрудничество детского сада с музеями создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления

Слайд 6

МУЗЕИ - место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый день. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить.

Слайд 7

Совокупность требований к проведению занятий в музее: каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; воспитатель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе ознакомительных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; желательно отказаться от произведений, к пониманию которых дети не готовы – это произведения на основе мифов, народных эпосов, произведения религиозного характера; отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; не перегружать детей информацией об авторах, художественном замысле, средствах выразительности, достаточно сделать акцент на эмоционально – эстетической стороне восприятия произведений искусства; итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

Слайд 8

МИНИ-МУЗЕИ – это технология музейной педагогики, достоянием которой является информация, заложенная в предметных коллекциях.

Слайд 9

Каждый мини-музей работает в нескольких направлениях. поисково-собирательское; (на начальном этапе) огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность. экспозиционное; (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать) экскурсионное (внутри музея).

Слайд 10

В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы: интеграции деятельности и интерактивности природосообразности научности гуманизации и партнерства культуросообразности динамичности и вариативности регионального компонента

Слайд 11

Музейная педагогика дает возможность: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей; - раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала; - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; - объяснять учебный материал на простых и наглядных примерах; - организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогом деятельности детей; - формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

Слайд 12

Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».



Предварительный просмотр:

ОБУЧАЮЩИЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

дошкольной организации

«МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – ЭТО?»

Составила: старший воспитатель

Иванова Ольга Викторовна

Омск, 2016 г.

Цель семинара: познакомить педагогов дошкольного образовательного учреждения с понятием «музейная педагогика».

Задачи: - сформировать у воспитателей представления о двух крупных направлениях музейной педагогики;

- познакомить с особенностями организации посещения музея детьми дошкольного возраста и организации мини-музея в детском саду;

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:

 В воскресный день с сестрой моей

мы вышли со двора.

- Я поведу тебя в музей,

- сказала мне сестра.

Понятие «музейная педагогика» впервые было введено в научный оборот в начале ХХ века в Германии и связано с именами А. Лихтварка, А. Рейхевена, Г. Фройденталя.

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. В 1913 году А. Лихтварк сформулировал идеи образовательного назначения музея и предложил новый подход к посетителю, как к участнику диалога. К восьмидесятым годам ХХ века понятие «Музейная педагогика» от определенного вида деятельности эволюционировало до названия научной дисциплины.

В 1928 году немецкий музеевед Клаус Шрейнер предложил рассматривать дисциплину, которая изучает содержание, принципы и методы специфического для музея процесса воспитания и образования. В современных исследованиях музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Уникальность образовательного пространства музеев состоит в возможности организовать общение детей с подлинником как частью культурного наследия. При этом стоит учитывать, что экспонаты в музее представлены в гармонии с другими экспонатами и продуманной музейной обстановкой, что заставляет ребенка «чувствуя, размышлять».

Музейная педагогика интегрированно решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

1.сотрудничество детского сада с музеями

2.создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

МУЗЕИ - место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый день. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить.

Совокупность требований к проведению занятий в музее:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- воспитатель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе ознакомительных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- желательно отказаться от произведений, к пониманию которых дети не готовы – это произведения на основе мифов, народных эпосов, произведения религиозного характера;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- не перегружать детей информацией об авторах, художественном замысле, средствах выразительности, достаточно сделать акцент на эмоционально – эстетической стороне восприятия произведений искусства;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

МИНИ-МУЗЕИ

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.

Самым ценным и главным его (музея) достоянием является информация, заложенная в предметных коллекциях.

Каждый такой музей работает в нескольких направлениях.

• поисково-собирательское; (на начальном этапе) Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность.

• экспозиционное; (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать)

• экскурсионное (внутри музея).

Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это, например, может быть срисовывание понравившейся картины.

В процессе создания мини-музеев учитывались следующие
принципы: 

- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, области "Социально-коммуникативного развития ", по воспитанию у детей патриотических чувств;

- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

- природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка; 

- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- гуманизации и партнерства- мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном
пространстве;

- динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы; разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию миролюбия и формированию чувства патриотизма.

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- объяснять учебный материал на простых и наглядных примерах;

- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогом деятельности детей;

- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».

СПИСОК рекомендуемой литературы по созданию музея в детском саду                

1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.

2. «Музейная  педагогика»,  под редакцией А.Н.Морозовой,

   О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.

3. О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской  

    народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.

4. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова, «Красна изба…» (знакомство детей с

    русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада),

    Санкт – Петербург, Изд. «Детство – пресс», 2004 г.

5. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,

    Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.

6.Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ». М, ТЦ Сфера, 2006 г.

7.Морозова Л.Д. «Метод проектов в деятельности ДОУ». Ж. «Детский сад от А до Я». М., 2006 г. № 2

8.«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор- составитель: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М, АРКТИ 2006г.

9. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122.   (85.101  М89  к883348 кх)

10. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.   (чз)

11. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140.   (чз)

12. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008. – 208 с.   (74.1  М94  к883392 + CD)

13. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.   (зп)

14. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм : в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М. : Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283-289.   (60.5  С56  к873553 чз)

15. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34.   (79.1  М89  к871426 кх)

16. Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65.   (чз)

17. Мень, Т. Е. Ребенок и кукла в современном мире / Т. Е. Мень // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 117-122. – Библиогр. в сносках.   (85.1  Д38  к883349 кх)

18. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. – СПб., 2008. – 48 с.   (85.101  М89  к883356 кх)

19. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» в условиях дошкольных образовательных учреждений Красносельского района С.-Петербурга / С. Г. Маслова, И. П. Ештокина, И. Л. Саво [и др.] // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С.  54-70.   (85.101  М89  к883348 кх)

20. Некрасова-Каратеева, О. Л. Детское рисование как предмет исследования: искусствоведческий аспект / О. Л. Некрасова-Каратеева // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 10-42. – Библиогр. в сносках.     (85.1  Д38  к883349 кх)

21. Олейник, Н. А. Детское творчество с использованием природных материалов / Н. А. Олейник // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 103-109.   (85.1  Д38  к883349 кх)

22. Столяров, Б. А. Изобразительная деятельность ребенка как музейно-педагогическая проблема / Б. А. Столяров // Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 4-9. – Библиогр. в сносках.   (85.1  Д38  к883349 кх)

23. Столяров, Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования : учебное пособие / Б. А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с.: ил.   (85.101  С81  к883351+CD муз)

24. Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики : (на примере малого города) / Е. Г. Ванслова // Школьная



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ

МИНИ-МУЗЕЯ

В ДЕТСКОМ САДУ

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

- родительские собрания;

- консультации

- индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным.

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев;
  • Использование строительные кубиков, цилиндров, кирпичиков выстроенных  на столике в разноуровневые подставки и красиво задрапированных легкой тканью.

Экскурсионная работа в мини-музее

Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

«Игровые технологии в психолого – педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ ». «Лучший опыт работы (статья) специалиста коррекционной педагогики».

В данной статье хочу описать свой небольшой ,но трудоемкий опыт работы с детьми  ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).Дети с ОВЗ – это дети ,которые требуют особое вниман...

План–график проведения обучающих мероприятий для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике на апрель 2021 года

План–график проведения обучающих мероприятий для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике на апрель 2021 годав муниципальном автономном д...

Перспективный план работы по методической теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ

Методическая тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ...

Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине ОП 01.«Педагогика»

Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся предназначены для студентов заочной формы обучения по программе подготовке специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. «...