« Интеллектуальное развитие детей и подготовки их к школе в процессе экологического воспитания»
консультация (подготовительная группа) на тему

Трифонова Татьяна Владимировна

 

      Система экологического воспитания с шестилетними детьми позволят решить две задачи: развить начала экологической культуры и одновременно осуществить широкую подготовку их к школе.

     При правильном воспитании у ребенка в шести-семилетнем возрасте формируются начала экологической культуры, которые включают: элементарные экологические знания о природе; чувственные переживания, направленные на объекты природы (познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных явлений); практические умения бережного обращения с растениями и животными, входящими в пространство жизнедеятельности ребенка.

    Подготовка детей к школе, в свою очередь, очень важна для шестилетних детей – государством в настоящее время поставлена задача выравнивания стартовых возможностей дошкольников из разных слоев общества, идущих в школу. Понятие готовности детей к школьному обучению, хорошо разработанное психологами, включает интеллектуальную и личностную готовность ребенка к вхождению в новый тип образовательного учреждения и овладению новым видом систематической деятельности – обучением в школе.

    С точки зрения интеллектуальной готовности ребенок к моменту поступления в школу должен иметь достаточный круг представлений о социальных и природных явлениях окружающего мира. У него должно быть развитое восприятие и наглядно-образное мышление, хорошо развитая речь, предполагающая умения связно высказываться, задавать вопросы, слышать и понимать речь окружающих людей. В интеллектуальную готовность школа включает также и ряд навыков: знание букв и слоговое чтение, знание цифр и умение производить простейшие математические операции сложения и вычитания. В настоящее время, как правило, дети к семи годам в хороших условиях воспитания овладевают этими умениями.

    Личностная готовность к обучению в школе подразумевает развитие у ребенка волевых процессов, самостоятельности, коммуникабельности, которые необходимы для его хорошего самочувствия и становления полноценной учебной деятельности – главной деятельности школьного периода. У ребенка должны быть развиты произвольное внимание и произвольная память, он должен уметь сосредоточиться на том или ином предмете, выполнить предлагаемое задание, запомнить правила поведения или выучить стихотворение. Произвольность поведения связана с осознанием долженствования – ребенок должен понять, что, поступление в школу меняет его статус: учиться в школе – это социально значимая обязанность всех людей, достигших семилетнего возраста. При правильной, (главным образом, ненасильственной) подготовке у ребенка сохраняется интерес к познанию окружающего мира, а школа приобретает символ источника этого познания.

   Что приобретают дети в развитии в процессе систематически осуществляемого экологического воспитания в условиях дошкольного учреждения или учреждения дополнительного образования?

    Прежде всего, у них существенно меняется кругозор – формируется широкая «картина мира», которая охватывает представления от ближайшего окружения до Солнечной системы. Этому способствуют элементарные знания о мироздании, включенные в эколого-педагогические технологии работы с детьми шестилетнего возраста. С помощью карты и глобуса дети приобретают географическое «видение» планеты, ее континентов, морей и океанов – в результате формируется первоначально-целостное представление о своей стране, ее местоположении на планете, многообразии природных условий. Дошкольники при этом активно познают природу, приобретают элементарные, но широкие экологические знания, которые составляют стержень экологической культуры и необходимы им для осознанного и правильного взаимодействия с природой. Суть этих знаний одна и та же во всех конкретных случаях: все многообразие живых существ (растения, животные, человек) хорошо себя чувствует в совершенно определенных условиях, к которым оно приспособлено. Неполноценные условия ведут к болезням и гибели. Эта закономерность на конкретном материале прослеживается на протяжении всего учебного года. Приспособленность организмов к среде обитания ярко представлена во внешнем строении и функционировании (поведении у животных), что и делает эту сферу доступной наблюдению и познанию дошкольников.

    Система работы по экологическому воспитанию позволяет интенсивно развивать мышление детей – наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, логическое, т.к. познание природы строится на практических действиях, наглядных образах и словесной интерпретации. В систему работы входит сенсорное познание объектов природы и практическая деятельность - создание и поддержание экологически правильных условий жизни для объектов природы в пространстве ДОУ, а также поиск и сбор предметов природы, создание коллекций, проведение опытов, что и развивает наглядно-действенное мышление.

     Вся система работы строится на наблюдениях за живыми объектами эколого-развивающей среды ДОУ, которые сгруппированы в циклы. Наблюдение, требующее внимания, сосредоточенности (т.е. волевых усилий), формирует образ и представление об объекте природы, а также развивает качества личности, необходимые для обучения в школе. Наблюдения и широкое использование различного наглядного материала, развивают наглядно-образное мышление дошкольников.

      Особую функцию в систематической эколого-педагогической работе со старшими дошкольниками выполняют календари природы, схемы, карты, символы, которые являются также образами, но образами иного типа - не реалистическими, а упрощенными (схематическими). Эти образы, с одной стороны, фиксируют и отражают реально существующие и наблюдаемые детьми явления природы, а, с другой - позволяют смоделировать и представить то, что невозможно охватить взором в натуре. Работа с календарями, картами, глобусом развивает способность детей абстрагиро-ваться от конкретных предметов, развивает наглядно-схематическое мышление, его символическую и обобщающую функции. Следует отметить: практика, используя готовые (производственные) календари, недопонимает развивающего значения календарей, создаваемых самими детьми. Заполняя под руководством воспитателя календари «Сезонные изменения в природе», «Рост и развитие растений», «Подкормка зимующих птиц», дошкольники развивают мыслительную деятельность в трех аспектах:

- учатся использовать значки (символы), соотносить с ними полученные в процессе наблюдений представления; учатся ориентироваться на странице календаря (верх-низ, слева-справа), аккуратно штриховать клетки (дни недели) и рисовать значки;

- создавая последовательно страницы календарей (одну неделю в месяц наблюдая за сезонными явлениями, одни раз в неделю зарисовывая быстро растущее растение), дети выстраивают графические модели длительно и закономерно меняющихся объектов природы. В результате у них формируются не простые, а динамические представления, отражающие последовательную цепочку изменений. Такие представления позволяют осуществлять прогноз – высказывать предположение о возможных дальнейших изменениях;

- календари-модели, созданные детьми, соединенные в ширмы, остаются неизменными (это их принципиально отличает от производственных календарей), что позволяет их многократно и по-разному использовать в педагогическом процессе. Рассматривая календари (страницу за страницей), дети учатся их «прочитывать» - актуализировать образы зафиксированных в них событий.

   Важным аспектом интеллектуального развития является речь, которая сопровождает все формы познания детьми природы: сенсорное обследование объектов неживой природы, растений и животных, наблюдения, труд в природе. Знакомство с новыми объектами и явлениями расширяет словарь (название предметов, их свойств, признаков, качеств, действий); формулирование связей и зависимостей развивает объяснительную речь, основанную на логическом мышлении.

    Большое значение имеют экологические занятия, на которых ведущим и развивающим является словесный метод обучения. На занятиях дети устанавливают связи и зависимости объектов природы, получают обобщенные представления о них.

   Обобщенные представления занимают место, промежуточное между обобщением типа комплекс(Л.С.Выготский) и научным понятием. Они выше, чем первые, и ниже, чем последние. Функции обобщенных представлений в педагогическом процессе умственного воспитания дошкольников — это упорядочивание знаний об однородных явлениях и предметах окружающей действительности, совершенствование наглядно-образного мышления детей и на его основе — первоначальное становление элементов логического мышления. В дидактике детского сада формирование обобщенных представлений становится одним из средств подготовки мышления детей к той интенсивной умственной деятельности, к тому умственному напряжению, которые сопряжены с обучением в школе.

   Обобщенные представления, сформированные на основе ряда наиболее значимых характерных признаков, позволяют ребенку рассматривать каждый предмет в системе его связей с другими предметами, использовать приобретенные знания для самостоятельной продуктивной ориентировки в окружающем природном мире. Это особенно важно, когда необходимо установить степень сходства нового объекта или явления с уже известными.

      На занятии обобщающего типа ставлю цель: выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на разнообразных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе (знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе). Имеется также хорошая возможность формировать у детей обобщенные представления о живых существах, проживающих в одинаковых условиях и имеющих сходные приспособительные особенности (быстро плавающие, летающие, роющие, домашние животные, хищники).

    Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы (учебного диалога), стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, т.к. они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в таком диалоге занимает формулировка выводов (заключений) — собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего по комплексу признаков, которое и соответствует обобщенному представлению.

    Формирование обобщенных представлений – это словесный метод работы с детьми, в центре которого – алгоритм построения обобщенного знания в процессе учебного диалога: определенная последовательность вопросов, ответов, выводов. Чтобы алгоритм достиг цели (т.е. чтобы дети усвоили обобщенное знание и в дальнейшем самостоятельно использовали его), необходимо обучение дошкольников процедуре его применения. Вторая часть занятия должна посвящаться анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления - детально по каждому признаку - и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет.

     Следует подчеркнуть: обобщенные представления строятся на нескольких (3—4) сходных и значимых для всей группы признаках. Использование одного признака, особенно когда речь идет об исключительных явлениях или объектах природы, выбивающихся из общей закономерности, может привести к неправильным суждениям и выводам малоопытных (в силу возраста) дошкольников.

     Последний акцент в развивающем значении экологического воспитания необходимо сделать на целостной воспитательно-образовательной системе одного учебного года, которая представлена в технологии (книга С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»). Принципиальное значение имеет психолого-педагогическая компетентность воспитателя подготовительной группы (педагога дополнительного образования), который реализует технологию на практике. Понимание и осознание развивающего значения этой системы, «технологическая дисциплина» в ее реализации (т.е. обязательное проведение всех экологических мероприятий) сделают весь процесс эффективным и высоко результативным.

   В настоящее время разработана еще одна технология (экологическая тетрадь для шестилетних детей), которая позволит осуществить интеллектуально-личностную подготовку дошкольников к школе в процессе индивидуальной работы с ними в условиях ДОУ, дополнительного образования или семьи. Кроме широкого круга знаний об окружающем мире, собственно экологических знаний, которые дети получат, выполняя вместе с взрослым задания каждой страницы, они смогут упражняться в написании и чтении небольших слов-названий, некоторых математических операциях, значимых в плане готовности ребенка к обучению с позиций школы.

Систематическая работа с тетрадью, доведение до конца выполнения всех заданий приучит ребенка к учебной дисциплине, разовьет волевое усилие и самостоятельность – качества, составляющие личностную готовность к обучению в школе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тематические занятия: "Животные наши помощники", "День птиц", День космонавтики"....

Познавательное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тема: "Растения- лёгкие земли. Как они растут?"Значение растений на нашей планете, модуль роста растений, как заботиться о растениях....

Буклет для родителей и педагогов "Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе"

Буклет для родителей и педагогов "Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к школе"...

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста на пороге школы»

Традиционно, когда речь идет об интеллектуальной готовности ребёнка к школе, первым делом акцентируется внимание на комплексе знаний, умений и освоенных ребёнком действиях, которые сформировались в пр...