«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста на пороге школы»
консультация

Традиционно, когда речь идет об интеллектуальной готовности ребёнка к школе, первым делом акцентируется внимание на комплексе знаний, умений и освоенных ребёнком действиях, которые сформировались в процессе приобретения их запаса. Это важное наследие закладывает фундамент для освоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых интеллектуальных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnoe_razvitie.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Педагогический совет

 «Инновации в ДОУ как средство реализации ФГОС»

Выступление по теме

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста на пороге школы»

Подготовила:

Головченко Е.Б., педагог дополнительного образования

г. Рубцовск

2023 г.

Традиционно, когда речь идет об интеллектуальной готовности ребёнка к школе, первым делом акцентируется внимание на комплексе знаний, умений и освоенных ребёнком действиях, которые сформировались в процессе приобретения их запаса. Это важное наследие закладывает фундамент для освоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых интеллектуальных действий.

В понятие «интеллект» входит такой признак: постоянство, не изменяющееся на протяжении всей жизни человека. Так К.М. Гуревич, Е.И. Горбачева, считают, что интеллектуальное развитие есть величина меняющиеся, а интеллект, сохраняет свое значение постоянным.

Стоит отметить, что интеллектуальное развитие не занимает главенствующего положения в детской психике, но не стоит отрицать того, что именно постепенное развитие интеллекта открывает перед ребенком дальнейшие шаги в его развитие. Более верным будет сказать, что рост интеллектуального развития не столько является главным фактором, сколько важнейшим симптомом перемен в самом ребенке.

 Значимый вклад в изучение проблемы интеллектуального развития ребёнка внесла Л.И. Божович утверждавшая, что ребенок должен уметь выделять главное в явлениях и предметах окружающей действительности, уметь сравнивать их, выделять схожее, отличное, ребёнок должен научиться рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

Л.А. Венгер интеллектуальную готовность к школе рассматривал в конкретных умениях: в умении слушать и следовать правилам, осуществлять предписания старших; в определенном уровне формирования памяти (механической и логической); в уровне умственного развития, владении обобщающими понятиями, умении планировать свои действия; в умении отличать слово от обозначаемого им предмета или явления; во владении арифметическими операциями; в готовности руки к овладению письмом.

 B.C. Мухина определяет уровень формирования интеллектуальной готовности к школе, имея в виду запас знаний и развитие когнитивных процессов.

В.Г. Маралов предполагает, что интеллектуальная готовность к обучению в школе отражает преобразования, которые происходят в области сознательной деятельности, связанные с усвоением общественноисторического опыта. Исследователь обозначил, что интеллектуальное развитие поэтапно приводит к дифференцированию самооценки, повышению уровня его критичности, созданию благоприятных условий, осуществления саморегуляции поведения, что в значительной мере сказывается на успешности обучения.

 В настоящем исследовании при определении сущностных характеристик интеллектуальной готовности к школе мы будем следовать Кулагиной И.Ю которая связывает эту готовность с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать вывод. К 6-7 годам по мнению Кулагиной И.Ю ребёнок должен уметь:

  анализировать;

 синтезировать;

 конкретизировать;

 обобщать;

 абстрагировать;

 сравнивать объекты;

 классифицировать;

 выделять существенные признаки;

 определять причинно-следственные зависимости;

 делать выводы.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить  учебную задачу. Это требует от ребенка способности искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств. В целях формирования интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе взрослые должны развивать когнитивные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и необходимые для их решения знания и умения.

Для формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе необходимо создать предпосылки, обеспечив своевременное сенсорное, речевое развитие детей, развитие звуковой культуры речи, развитие разговорной речи. Задача педагога заключается в том, чтобы развивать познавательные потребности ребенка, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем. Для осуществления анализа дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этих навыков ведёт трудностям в обучении. Например, младший школьник плохо ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв; не различают геометрическую форму, если она в непривычном положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Необходимо, чтобы был развит фонематический слух, в противном случае ребенок неверно произносит слова, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенку будет трудно читать. У ребенка на хорошем уровне должна быть сформирована разговорная речь. Ребёнок должен уметь ясно выражать свои мысли, связно излагать то,  что услышал. Ребенок должен уметь выделять в рассказе существенное, передавать содержание рассказ по определенному плану.

Очень важным является желание ребёнка узнавать, что-то новое. Ребёнок должен проявлять интерес к новым явлениям жизни и фактам. Все психические процессы должны быть развиты в достаточной степени. Ребенок должен уметь сосредотачиваться на разнообразной работе (например, написании элементов цифр). Развитие мыслительных процессов позволяет ребенку регулярно наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему отслеживать в предметах и явлениях важные особенности, рассуждать и делать выводы.

Подготавливая ребёнка к обучению в школе ребенка, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивать интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.

 Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе проявляется в определенном уровне сформированности когнитивных процессов, которые происходят на протяжении дошкольного возраста. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в способности обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. Все эти способности не могут существовать друг без друга, все они являются одной системой мыслительных операций. Уровень сформированности каждого из них оказывает влияние на изменения других компонентов, а так же готовность в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема "Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

При проведении мероприятия с педагогами (деловая игра, семинар-практикум и т.п.) по математическому развитию дошкольников можно познакомить педагогов с данной схемой, обратив внимание воспитателей на ...

Представление опыта работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Представление опыта работы на конкурс по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Педагог года 2013...

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Салфеточная аппликация  как средство развития  мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста...

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...