Календарно - тематический план "Космос". Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему

Зуева Людмила Анатольевна

Календарно - тематический план   включает пять образовательных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида.

Календарно – тематический план на тему: «Космос», старший дошкольный возраст (5-7 лет).

День недели

Интегр –я

ОО

Образовательная  деятельность

(групповая, подгрупповая, индивидуальная)

Совместная деятельность взрослых  и детей в режимных моментах, видах деятельности, культурных практиках, направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации

Организация  самостоятельной   деятельности детей  для поддержки  детской инициативы

Понедельник утро

РР

С-КР

Х-ЭР

ПР

ФР

Развивающая образовательная ситуация «Рисунок силуэтом» с_________,с___________.

Вызвать интерес к такому способу графического изображения, как силуэт; обратить внимание на особенности работы данным способом, поупражнять детей в этом способе.

 Работа с дежурными – донести до сознания детей значимость труда, направленную на заботу о других людях.

1.Беседа «Что мы знаем о космосе».

Поддерживать проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

2. Рассматривание альбома «Космос». Вызвать интерес к теме, уточнить знания детей на данную тему.

3. Ситуация общения «День космонавтики». Продолжать знакомить детей с российскими праздниками; развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями.

Подготовить для рассматривания альбом

«Планеты Солнечной системы». Способствовать формированию представлений о космосе

Выбрать книги для чтения и рассматривания: «О звёздах и планетах», «Мифы звёздного неба», «Незнайка на Луне», энциклопедии, найти страницы о космосе и селенной.

ООД

ПР

С-КР

РР

ФР

1.Ознакомление с окружающим. Тема «Покорение космоса»

Задачи:

Расширять представления об освоении космоса: познакомить с Российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики,- К,Э.Циолковским, С.П.Королёвым; закрепить знания детей  о том , что первым космонавтом был гражданин России Ю.Гагарин; подвести  к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек; воспитывать в детях гордость за свою страну.

Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников  с окружающим и социальной действительностью » с. 192

2. Музыка (проводит муз. руководитель) Слушание_____________________,  пение___________________,

танец____________________, игра_____________________________________________.

Прогулка

РР

 С-КР

Х – ЭР

ПР

    ФР

Рисование прутиком на земле космических кораблей с_________, с__________. Развивать фантазию, воображение.

И.Р. по развитию движений с_______, с_________,

с__________- обучение технике  бега.  

Наблюдение. Осмотр участка детского сада, что изменилось за выходные – развитие внимания, памяти, наблюдательности.

С-Р. игра «Покорители космоса» - обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.

Труд: помощь малышам в уборке участка – развитие самостоятельности, воспитание желания оказывать помощь младшим.

Подвижная игра «Путаница» - развитие координации движений, самоконтроля, ловкости.

Карта звездного неба, макет Солнечной системы, иллюстрации с изображением спутников, ракет, плане. Фотографии космонавтов, видеофильм «Покорение космоса»

Вторая половина дня

РР

 С-КР

ПР

     ФР

Д/И. «Что здесь лишнее» с__________. Развитие интеллектуальной  сферы, развитие внимания, логического мышления, формирование обобщенных представлений по теме.

Работа  с трафаретами по теме с___________.

Упражнять в  умение штриховать в разных направлениях.

Д/И.«Наш космический корабль совершил посадку на неизвестной планете, потому, что…».

Развитие  фантазии, воображения, логического мышления. Скоролупова О.А. «Большое космическое путешествие», стр. 17

С-Р. игра «Покорители космоса»- развивать дружеские взаимоотношения.

Подготовить настольно – печатные игры «Земля и ее жители», «О животном мире нашей планеты», «Собери созвездие» «Узнай по силуэту», «Изучаем космос», атрибуты для

 С-Р. игры,  крупный конструктор.

Вечер

ФР

ПР

С-КР

Д/И. «Найди предмет такой же формы» с__________.

Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать.

Словесная игра «Парад планет»  

с ________________ - упражнять в употреблении предлогов (за, около, между, рядом, слева).

Динамическое упражнение «Ракета». Совершенствовать умение  выполнять движения в соответствие с текстом.

Чтоб ракетой управлять, нужно сильным, смелым стать,

Слабых в космос не берут, ведь полет – нелегкий труд!

Рано утром я проснусь, на зарядку становлюсь,

Приседаю и скачу – космонавтом стать хочу.

Чтобы в космос полететь, надо очень захотеть.

Будем мы тренироваться, будем силы набираться.

Раз, два, три – присядем мы!

Раз, два,- руки согнуть, три, четыре разогнуть 

 энциклопедии, книги по теме «Космос» «Солнечная система»

-иллюстрации с изображением планет, звёзд

Вторник утро

ПР

ФР

РР

С- КР

Д/И. «Доскажи фразу»  с______________________.

Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

 Логические игры «Собери картинку», «Лабиринты» с_________, с___________________.

Развивать мышление, желание анализировать свои действия и их результат.

1. Пальчиковая гимнастика: «Космонавты», «Ракета», «Луноход».Развивать познавательные интересы и мелкую моторику рук детей.

 2.Игра – ситуация «Позвони комете и узнай как у неё дела» - развитие словарного запаса, умение вести диалог и монолог.

 3.Беседа «Неизвестная Вселенная».

Сформировать у детей понятие «Вселенная», закрепить знания о том, что мы живем на планете Земля.

Оформление уголка юного  читателя по теме.

ООД

ПР

С-КР

ФР

Х-ЭР

РР

1.Математика

Занятие № 29

Тема.

Знаки +, -, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотношение количества предметов с цифрой.

Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет» стр. 78

2.Рисование

Тема «Космический сон»

Задачи. Учить самостоятельно выбирать содержание, выполнять свой замысел, передавать в рисунке различные виды космического пейзажа, транспорта или инопланетян. Развивать воображение, фантазию, наблюдательность. Продолжать осваивать смешанную технику рисования (восковые мелки, акварельные краски).

«Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» Т.М. Бондаренко стр. 492

3.Физкультура (проводит руководитель ФИЗО)

Задачи: обучение основным движениям ________________________________________, игры______________________________

Прогулка

РР

 С-КР

Х – ЭР

ПР

    ФР

Словесная игра «Бывает не бывает»

с_________  ,  с_______________.  Развитие кругозора.

Развитие движений. Упражнение по 

обучению прыжкам с места  с__________, с_____________.

Игра «Составь рассказ о неизведанной планете» с_______________, с__________. Развивать познавательную активность, воображение и фантазию.

Наблюдение за состоянием  погоды с подбором определений, характеризующих её, обогащать словарь.

П/И. «Не задень» - учить перепрыгивать через верёвку на высоте 15 -20 см.

Труд. Разбрасывание снега из тени на солнце, чтобы скорее растаял, уборка прошлогодней пожелтевшей и сухой листвы.

Подготовить выносной материал для  подвижных игр.

Вторая половина  дня

ПР

Х-ЭР

ФР

РР

Д/И «Найди ошибку» с___________. Уточнить представления детей о Солнечной системе,  о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине.

П/И «Где мы были мы не скажем». Развивать логическое мышление, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

С-Р. игра «Путешествие на луну»

Развитие кругозора, активной речи ребёнка.

 

Центр сюжетно – ролевых игр: внести атрибуты к играм, предметы, заместители для игр.

Вечер

РР

Х-ЭР

ПР

Творческая игра со словом «Фантазии о…» Варианты: «я – космонавт»,

«я – ракета», «я – планета» с________,

 с _____________. Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом. Стр.70 Э.Г. Чурилова

ЧХЛ: Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?». Проявление интереса к текстам познавательного содержания.

Словесная  игра «Летает – не летает». Развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Кроссворд «Космос»

Активизировать и стимулировать речемыслительную деятельность детей.

Среда  утро

Х-ЭР

ПР

С-КР

Раскраски для детей: «Разноцветный мир космоса!» с_____________________. Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности.

Упражнения на развитие творческого воображения: "Я точно знаю " (по типу "Продолжи рассказ") с____________.

Беседа «Первый в космосе - Юрий Гагарин». Расширять кругозор, дать представление о истории освоения космоса, вызвать гордость за свою страну.

Рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР»

Игровая ситуация  репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;

Изготовление атрибутов для игры оформление панно «Космическое пространство», карта звездного неба.

ООД

ПР

Х-ЭР

РР

ПР

1.Обучение грамоте.

Занятие 25 стр.36-37

Е. В. Колесникова «Звуки буквы. Учебно - методическое пособие к демонстрационном материалу

звуки  и буквы для занятий с детьми 5-7 лет».

2  Ознакомление с окружающим

Тема: «Планеты солнечной системы»

Формировать представления о планетах, их разнообразии и размерах; развивать познавательный интерес.

Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» О.Ф.Горбатенко

С.147 занятие № 26

3.Физкультурное на воздухе. Задачи. Упражнять детей в длительном беге, развивая выносливость; в прокатывании обруча; повторить игровые упражнения с прыжками, с мячом.

I  часть. Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному, бег в умеренном темпе продолжительностью до 1,5 минуты, ходьба врассыпную между предметами.

II  часть. Игровые упражнения.«Пройди —не задень». Ходьба на носках, руки за головой между кеглями (8-10 штук), поставленными на расстоянии 30 см одна от другой в ряд.

«Догони обруч». «Перебрось и поймай». Эстафета с прыжками «Кто быстрее до флажка».

III  часть. Игра малой подвижности «Кто ушел?».

Прогулка

ФР

ПР

С-КР

РР

Развитие движений. Упражнения в лазании

с_____________, с________________,

Словесная игра с_________________.

«Не будем болеть»- воспитание представлений о здоровом образе жизни.

Иследовательская деятельность: набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход.

Спортивно-сюжетная игра «Космос» Приобщать детей к военно-патриотической подготовке; совершенствовать физическую подготовку, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Приготовить прозрачные стаканчики для исследовательской деятельности.

Атрибуты выполненные  из бросовых материалов детьми группы.

Вторая половина дня

РР

ПР

С-КР

Х-ЭР

Словесная игра «Хочешь стать космонавтом?»  с_________, с___________, с____________.

Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять.

Игра «Найди лишнее, или исключение понятий» с______________________.

Развитие логического  мышления (анализ и синтез); развитие умения проводить классификацию, объединять предметы по какому – либо основному существенному признаку.

О.А.Скорлупова «Покорение космоса» с.52

С-Р игра «Будущие космонавты»

Обогащение опыта детей знаниями и игровыми умениями. Развитие коммуникабельности и организаторских способностей. Предполагаемые роли: капитан корабля, командный пункт, дежурный бортинженер.

Строительная игра «Космодром»

Развивать творческую фантазию, навыки работы с конструктором.

ЧХЛ: Л.А.Обухова «Как мальчик стал космонавтом».

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: телескоп, бинокли из бросового материала.

Внести новый конструктор и картинки к нему для постройки разных космических ракет. Развивать умение конструировать по рисунку.

Вечер

Х-ЭР

ПР

РР

Д/И «Буквенное лото» с________с______________. Развитие фонематического слуха, умение определять  место звука в слове; запоминание букв, развитие внимания и умение слушать (по теме).

Слушание музыкальных произведений.

«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов – Ю.Яковлев.  «Песня о звёздах» А.Рыбников – Ю.Ким

Решение кроссворда «Солнечная система» -  развитие познавательной сферы детей.

Подготовить оборудование для прослушивания музыкальных произведений.

Четверг утро

РР

С-КР

ПР

Х-ЭР

Д/И. «Складывание созвездий из мозаики»

с__________, с____________.

Развитие пространственного воображения.

Игра-упражнение с___________. Придумывание рифмующихся слов. Выделение звука в слове. Развитие фонематического слуха.

Игры ситуация с_______________.

«Позвони комете и узнай как у неё дела».

Развитие словарного запаса, умение вести диалог и монолог.

 

Загадки о космосе.

Развивать логику, внимание

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Продолжать учить видеть логическую последовательность событий в серии сюжетных картин, составлять по ним связный последовательный  рассказ.

Беседа «Космонавты в космосе».

Продолжать развивать представление о профессии космонавта.

Подготовить материал и оборудование для режиссерских игр.

Побуждать детей создавать обстановку для режиссерской игры, подбирать необходимые предметы – заместители, оформлять игровое поле.

ООД

Х-ЭР

ПР

1.Развитие речи Тема: «День космонавтики»

Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»

С.143

2.Физкультура  (проводит руководитель ФИЗО)

Задачи: обучение основным движениям ________________________________________, игры______________________________

3 Лепка. Тема «Космодром» Бондаренко стр. 534

Задачи. Продолжать учить лепить человека скульптурным способом, соблюдая пропорции, передавая динамику. Лепить космические корабли путём  преобразования цилиндра, конуса, шара. Развивать технические умения и навыки лепки из глины. Воспитывать интерес на заданную тему.

Прогулка

ФР

ПР

Х-ЭР

С-КР

Игровое упражнение «Кто выше? » с______,с__________, с_______________.

Совершенствовать умение бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.

Наблюдение за солнцем в дневное время.

Формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла.

ПИ «Дружный экипаж»

учить слушать команды командира, развивать быстроту движений.

Моделирование ситуации общения: центр управления полетами ведет переговоры с космической станцией «Мир»

Формирование умения договариваться, помогать друг другу.

Вторая половина дня

ФР

ПР

Х-ЭР

РР

Выкладывание  ракеты из счетных палочек с______________.

Развитие мелкой моторики.

Нетрадиционные методы рисования (ТРИЗ) «Путь к звёздам» с____________________________.

Учить рисовать цветными  восковыми мелками по белому листу бумаги  с последующим покрытием всего листа гуашью.

Викторина: «Удивительный мир космоса»

Систематизировать знания  детей о космосе.

Космическая мастерская

"Инопланетяне из пластилина" Е.Г.Лебедева "Простые поделки из бумаги и пластилина" Москва, Айрис Пресс, 2005, стр 157

Вызвать чувство радости от творческой деятельности.

Любование полученным результатом.

Подготовить альбомы, энциклопедии для свободного рассматривания и обмена впечатлениями.

Вечер

Х-ЭР

ПР

ФР

Д/И «Что изменилось»  с______________ на тренировку наблюдательности, развитие зрительной памяти.

Разучивание считалки

Раз-два, стой ракета,

Три-четыре, скоро взлет

Чтобы долететь до солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет,

Пролетая над землею

Ей передаем привет.

Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные

движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)

Пятница утро

ПР

С-КР

Игра с пазлами.  «Космический корабль» с__________, с_____________. Развитие  пространственного воображения, внимания усидчивости.

Игра «Лабиринт»  

«Помоги Незнайке попасть на луну»  с_____________.

 Развивать мыслительную деятельность, умение искать пути решения, желание  добиваться положительного результата.

Д.И. «Клуб знатоков».

Систематизировать  знания по теме «Космос».

Космическая лаборатория

Опыт с электрической лампочкой. Лампочка излучает свет и тепло как солнце. Чем ближе наша рука к лапочке, тем горячее, чем дальше, тем холоднее. Так и планеты – чем находятся ближе к солнцу, тем на планете температура выше и наоборот.

Поисково-познавательная деятельность  «Темный космос» – узнать, почему в космосе темно.

Выставка фотографий «Наши космонавты»

ООД

1.Конструирование

Тема: «Наш космический корабль»

Развивать творческую фантазию детей, их образное мышление, учить создавать поделки из бросового материала; учить работать коллективно, распределять между собой различные участки работы, получать удовольствие, радость от удавшейся совместной работы; совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кисточкой.  Скорлупова О.А. Тематическое планирование» 2ч. С 59

2.Музыка

Прогулка

ФР

ПР

С-КР

И.Р. по  обучению прыжкам с места с___________________________________.

И.Р. по развитию словаря ( капель, оттепель, проталина, первоцвет, ручеек и др.) с____________________________________.

Наблюдение за трудом дворника

- способствовать обогащению словаря;

- воспитывать уважение к работе дворника

Труд. Разбрасывание снега из тени на солнце, чтобы скорее растаял, уборка прошлогодней пожелтевшей и сухой листвы.

Спортивно - театрализованная  игра: «Богатырские состязания» - развитие   силы,  ловкости, выносливости, командного духа.

Подготовить оборудование для трудовой деятельности.

Подготовить материалы и игрушки для спортивно – театрализованной игры (кегли, канат, мячи).

Вторая половина дня

ПР

ФР

РР

Дидактическая  игра «Что здесь лишнее» с_____________________. Развитие интеллектуальной  сферы, развитие внимания, логического мышления, формирование обобщен. представлений по теме.

 Беседа на тему: «Быть здоровым, как космонавт». 

Формировать потребность заботится о своём здоровье. 

Игра «Загадки».

Составление загадок о звёздах и планетах. 

Вечер

РР

Х-ЭР

ПР

Д/И «Отвечай быстро»  с__________________. Воспитание быстроты и гибкости мышления, упражнение в классификации предметов.

Театральная игра « Невесомость». Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

 В воздухе, как ласточки мы парим.

Из отсека в отсек мы летим.

Посмотри в иллюминатор, друг,

Чудеса одни вокруг!

Конкурс "Ловкий карандашик" - раскраски о космосе

Подготовить  раскраски, карандаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование (старший дошкольный возраст)

Календарно – тематическое планирование(старший дошкольный возраст)...

календарно-тематическое планирование (старший дошкольный возраст)

Планирование по физическому развитию в старшем дошкольном возрасте...

Цикл тематических занятий,Старший дошкольный возраст Д.Д.Шостакович «Танцы кукол»

Занятие 1.Дети, мы послушаем два танца из сборника «Танцы кукол» - «Гавот» и «Польку».(Исполняются «Гавот», «Полька»)Гавот – старинный Французский танец, появился 400 лет назад. Отличается умеренным т...

Тематический вечер Старший дошкольный возраст «Это русская сторонка, Это Родина моя»

Звучит музыка П.И.Чайковского    Апрель «Подснежник»Дети входят в зал.Льется музыка рекой,Вьется нотною строкой,Снова звуков половодьеЗахлестнуло все вокруг,И кораблики мелодийВыплывают...

Лексико-тематическое планирование (старший дошкольный возраст).

Методическая разработка . Лексико-тематическое планирование подвижных и пальчиковых игр по образовательной области "Физическое развитие"...