Цикл тематических занятий,Старший дошкольный возраст Д.Д.Шостакович «Танцы кукол»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Паплевина Валентина Васильевна

Занятие 1.

Дети, мы послушаем два танца из сборника «Танцы кукол» - «Гавот» и «Польку».

(Исполняются «Гавот», «Полька»)

Гавот – старинный Французский танец, появился 400 лет назад. Отличается умеренным темпом, светлым энергичным, торжественным характером, имеет характерную величавость. Позднее гавот стал популярным, придворным танцем, его танцевали на балах. Спросить у детей характер у гавота.( Ответ детей). Да, это танец изящный, грациозный с четким, торжественным ритмом. Во Франции в старину его исполняли женщины в длинных бальных платьях, расшитых драгоценными камнями и украшенных большими стоячими кружевами, воротниками, а мужчины – в красивых камзолах с лентами и кружевными манжетами. Движения этого танца горделивые, неторопливые, изящные мелкие шаги поклоны, приседания. Этот гавот исполняют куклы. Дети слушают гавот еще раз. А сейчас прозвучит другой танец из сборника Д.Д Шостаковича «Танцы кукол» - «Полька» Это чешский народный танец, подвижный, легкий, сопровождается легкими прыжками. Позже от него произошел бальный танец – более праздничный и задорный. Музыка польки из «Танцев кукол» Д.Шостаковича очень интересная. Прослушайте и скажите, какой характер у этой польки? (ответ детей). Педагог добавляет в словарный запас детей о характере музыки, что она (озорная, смешливая, солнечная). Послушайте оба танца еще раз. Дети слушают «Гавот» и «Польку».

Итог  занятия.

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 2.

Педагог: «Я сыграю вам два танца из сборника «Танцы кукол» Д.Шостаковича, а вы вспомните, как они называются. Дети слушают «Гавот» Педагог разбирает подробно характер произведений и обращает внимание на меняющийся характер музыки в начале  и в конце произведения, подробно останавливается на средней части музыки, отмечают, что музыка стала грустней, легче, воздушней. Кто хочет подыграть мне эту часть гавота на волшебном треугольнике?

(Ребенок играет вместе с педагогом)

И вновь зазвучала  знакомая музыка первой части «Гавота» - веселая, радостная.

Звучит фрагмент третьей части. Сравниваем первую и третью части.

Первая часть длинная, а третья совсем короткая. Эти части похожи, но первая длиннее из-за того, что в ней есть своя « серединка» - музыка другого характера. Послушайте, какая она?  (исполняется),( Ответ детей). Верно, дети легкая, отрывистая, шутливая. Здесь, наверное, танцует самая маленькая куколка. Танцует она очень легко, изящно, задорно, грациозно, так и хочется подыграть ей на звенящем инструменте, например, на колокольчиках. Кто хочет сыграть? Выбирает ребенка, который играет с педагогом.

Исполняется первая часть «Гавота». Спросить, на каком инструменте можно ее сыграть. (ответ детей – на бубне). Да, музыка четкая, веселая, танцевальная , в ней слышны акценты. Звенит легкий бубен,подчеркивает этот характер музыки. Дети оркеструют пьесу. Педагог  предлагает послушать «Польку», поясняет, что характер произведения тоже часто меняется. Как начинается полька? (исполняется фрагмент). Дети узнают, что музыкальное произведение начинается со вступления и внимательно его слушают для запоминания. Дети, вступление подготавливает, настраивает слушателей на определенный лад. Во вступлении чувствуется характер всей пьесы. Шутливые прыжки, неожиданные акценты настраивают нас на то, что сейчас мы услышим нечто веселое. Но во вступлении слышится и некая неопределенность, неуверенность, нерешительность, музыка звучит неустойчиво, как будто в предчувствии чего - то забавного, о чем речь пойдет дальше, в самой пьесе. Вторая мелодия начинается несмело, осторожно. Можно представить, что игрушки готовятся к танцу. Сначала тихонько, потом смелее, задорней, игривей, веселее. И вот, наконец ,вступила средняя часть «Польки» - веселая, смешная. Наши куклы сначала с оглядкой осторожно, а потом все смелее и смелее, со смехом пустились в пляс, разошлись, расшалились, развеселились, безобидно подразнивая друг друга. Какая замечательная музыка!  От такой музыки как будто искрятся и рассыпаются вокруг смешинки. Ноги сами так и просятся в пляс. Но вот уже нет больше сил, нужно остановиться, перевести дух, музыка замедляется, и останавливается. Вновь звучит мелодия первой части – осторожная, крадущаяся. Кажется, что игрушки вволю повеселились,  перевернув все вверх дном, решили потихоньку, осторожно, крадучись, убраться восвояси.

(Исполняется фрагмент).

В конце пьесы все внезапно, таинственно исчезает. Звучат короткие, тихие, загадочные аккорды. А теперь, дети, давайте послушаем « польку» целиком

(Исполняется «Полька» Д.Д.Шостаковича).

Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_tatsinskiy_detskiy_sad.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  Тацинский детский сад «Колокольчик»

Д.Д.Шостакович

«Танцы  кукол»

Цикл тематических занятий

Старший дошкольный возраст

Музыкальный руководитель:

Паплевина Валентина Васильевна

2016 год

Занятие 1.

Дети, мы послушаем два танца из сборника «Танцы кукол» - «Гавот» и «Польку».

(Исполняются «Гавот», «Полька»)

Гавот – старинный Французский танец, появился 400 лет назад. Отличается умеренным темпом, светлым энергичным, торжественным характером, имеет характерную величавость. Позднее гавот стал популярным, придворным танцем, его танцевали на балах. Спросить у детей характер у гавота.( Ответ детей). Да, это танец изящный, грациозный с четким, торжественным ритмом. Во Франции в старину его исполняли женщины в длинных бальных платьях, расшитых драгоценными камнями и украшенных большими стоячими кружевами, воротниками, а мужчины – в красивых камзолах с лентами и кружевными манжетами. Движения этого танца горделивые, неторопливые, изящные мелкие шаги поклоны, приседания. Этот гавот исполняют куклы. Дети слушают гавот еще раз. А сейчас прозвучит другой танец из сборника Д.Д Шостаковича «Танцы кукол» - «Полька» Это чешский народный танец, подвижный, легкий, сопровождается легкими прыжками. Позже от него произошел бальный танец – более праздничный и задорный. Музыка польки из «Танцев кукол» Д.Шостаковича очень интересная. Прослушайте и скажите, какой характер у этой польки? (ответ детей). Педагог добавляет в словарный запас детей о характере музыки, что она (озорная, смешливая, солнечная). Послушайте оба танца еще раз. Дети слушают «Гавот» и «Польку».

Итог  занятия.

Занятие 2.

Педагог: «Я сыграю вам два танца из сборника «Танцы кукол» Д.Шостаковича, а вы вспомните, как они называются. Дети слушают «Гавот» Педагог разбирает подробно характер произведений и обращает внимание на меняющийся характер музыки в начале  и в конце произведения, подробно останавливается на средней части музыки, отмечают, что музыка стала грустней, легче, воздушней. Кто хочет подыграть мне эту часть гавота на волшебном треугольнике?

(Ребенок играет вместе с педагогом)

И вновь зазвучала  знакомая музыка первой части «Гавота» - веселая, радостная.

Звучит фрагмент третьей части. Сравниваем первую и третью части.

Первая часть длинная, а третья совсем короткая. Эти части похожи, но первая длиннее из-за того, что в ней есть своя « серединка» - музыка другого характера. Послушайте, какая она?  (исполняется),( Ответ детей). Верно, дети легкая, отрывистая, шутливая. Здесь, наверное, танцует самая маленькая куколка. Танцует она очень легко, изящно, задорно, грациозно, так и хочется подыграть ей на звенящем инструменте, например, на колокольчиках. Кто хочет сыграть? Выбирает ребенка, который играет с педагогом.

Исполняется первая часть «Гавота». Спросить, на каком инструменте можно ее сыграть. (ответ детей – на бубне). Да, музыка четкая, веселая, танцевальная , в ней слышны акценты. Звенит легкий бубен,подчеркивает этот характер музыки. Дети оркеструют пьесу. Педагог  предлагает послушать «Польку», поясняет, что характер произведения тоже часто меняется. Как начинается полька? (исполняется фрагмент). Дети узнают, что музыкальное произведение начинается со вступления и внимательно его слушают для запоминания. Дети, вступление подготавливает, настраивает слушателей на определенный лад. Во вступлении чувствуется характер всей пьесы. Шутливые прыжки, неожиданные акценты настраивают нас на то, что сейчас мы услышим нечто веселое. Но во вступлении слышится и некая неопределенность, неуверенность, нерешительность, музыка звучит неустойчиво, как будто в предчувствии чего - то забавного, о чем речь пойдет дальше, в самой пьесе. Вторая мелодия начинается несмело, осторожно. Можно представить, что игрушки готовятся к танцу. Сначала тихонько, потом смелее, задорней, игривей, веселее. И вот, наконец ,вступила средняя часть «Польки» - веселая, смешная. Наши куклы сначала с оглядкой осторожно, а потом все смелее и смелее, со смехом пустились в пляс, разошлись, расшалились, развеселились, безобидно подразнивая друг друга. Какая замечательная музыка!  От такой музыки как будто искрятся и рассыпаются вокруг смешинки. Ноги сами так и просятся в пляс. Но вот уже нет больше сил, нужно остановиться, перевести дух, музыка замедляется, и останавливается. Вновь звучит мелодия первой части – осторожная, крадущаяся. Кажется, что игрушки вволю повеселились,  перевернув все вверх дном, решили потихоньку, осторожно, крадучись, убраться восвояси.

(Исполняется фрагмент).

В конце пьесы все внезапно, таинственно исчезает. Звучат короткие, тихие, загадочные аккорды. А теперь, дети, давайте послушаем « польку» целиком

(Исполняется «Полька» Д.Д.Шостаковича).

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий с детьми дошкольного возраста "Ознакомление с декларацией о правах ребенка".

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКЛАРАЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»ЗАДАЧИ:·         Дать представление дошкольникам о п...

Календарно – тематическое планирование (старший дошкольный возраст)

Календарно – тематическое планирование(старший дошкольный возраст)...

Тематическое планирование средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Тематическое планирование на неделю для среднего дошкольного возраста....

Тематическое занятие старшего дошкольного возраста "Широкая Масленица."

Тематическое занятие по художественно-эстетическому развитиюстаршего дошкольного возраста. "Широкая Масленица."...

Цикл бесед с детьми дошкольного возраста на тему: "Профессии работников цементной промышленносити"

Каждый день ребенок проявляет любознательность, познает окружающий мир. Что-то дается ему просто, что-то сложнее, но в любом случае идет процесс развития и взросления. Одна из непростых тем – эт...