Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка.
статья ( группа) на тему

Подзигун Ирина Владимировна

Влияние театрализованной деятельности

на развитие речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние театрализованной деятельности

на развитие речи ребенка.

Нарушения речевого развития детей рассматриваются , прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая досталась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность  оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

 -игры в кукольный театр;

 -игры-драматизации;

  -игры-драматизации (спектакли);

 -плоскостные и теневые театры.

   Театрализованная деятельность способствует развитию речи(монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них еще не достаточно  сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает  то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

      Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь  организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировачный характер для формирования четкой, грамотной речи.

      Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

   Создание спектакля с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановеи, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

   Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Все это дает возможность утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

       Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

    Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

    Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка . Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно , что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

    Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

      Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображение, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности, развивается связная диалогическая речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей и педагогов. "влияние пения на развитие речи ребенка"

Невозможно переоценить влияние пения на развитие ребенка. В консультации содержатся упражнения на развитие речи, которые будут полезны детям как в саду общеразвивающего вида, так и логопедических учре...

консультация Влияние оригами на развитие речи ребенка

Влияние оригами на развитие речи ребенка...

Влияние семьи на развитие речи ребенка

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к развитию понятийного  мышления.Наруш...

Влияние социума на развитие речи ребенка

в материале рассказывается о том как социум влияет на развитие речи ребенка...

«Влияние семьи на развитие речи ребенка»

Влияние семьи на развитие речи ребенка...

Консультация "Влияние компьютера на развитие речи ребенка"

Еще совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима:...

Консультация для родителей на тему: «Влияние компьютера на развитие речи ребенка»

В данной статье рассказывается о влянии компьютера на речевое развитие детей....