"Цветик - семицветик" Программа эмоционального и волевого развития детей
рабочая программа (средняя группа) на тему

Журавлева Ирина Николаевна

Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. В трезлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его социализацции период - кризис 3-х лет. маленький ребенок впервые начинает осознавать свою индивидуальность и автономность, стремится к самостоятельности. В этом возрасте проявляется интерес к совместной деятельности и "Игра рядом" переходит в "игру вместе". В связи с этим  важно научить ребенка контролировать свои эмоции, распознавать эмоции другого чселовека. Способствовать развитию коммуникативных навыков в совместном общении детей. Также немаловажно развитие личностной сферы - самоотношения ребенка  (формирование адекватной самооценки) и его интеллектуального уровня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik_-semitsvetik_3-4_goda.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

                            Дошкольное образование

C:\Users\i.zhuravleva\Desktop\Картинки\parents056.gif

Коррекционно - развивающая программа

                   

                                       

                                          Срок реализации программы – один год

              Возраст детей 3 - 4  года

                                          Составили: педагог - психолог  Журавлева И. Н.

                                                                   

                                               Пояснительная записка

К  развивающей  программе  Н. Ю. Куражевой, Н. В. Вараевой, А. С. Тузаевой, И. А. Козловой

                                                        «Цветик – семицветик».

Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей.

Педагога – психолога  Журавлевой И. Н.,

Возраст детей,  обучающихся по программе составляет  3 – 4 года        

Год разработки программы  2000

Количество часов по программе:  31 час

Количество часов в неделю:   1

Актуальность данной программы заключается в том, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов.

  В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис (кризис 3-х лет). Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою индивидуальность и автономность, стремится к самостоятельности. Яркими проявлениями это являются: негативизм, упрямство, строптивость.

  В возрасте 3 – х лет у детей проявляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Основным видом деятельности становится игра. Все эти особенности развития и определяют основные задачи курса.

   

       Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

  Основная идея программы  состоит в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога в ДОУ. 

Цели и задачи  программы:

Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка

       Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка, в мир человеческих эмоций:

  • развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения:

  •  способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе:

  • развивать способность подчинять свои действия правилам;

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

       Концептуальная основа программы «Цветик – семицветик»

  Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

  Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

  Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

  Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)

      Апробация программы «Цветик – семицветик»

   Данная программа разработана на базе кафедры дошкольного образования Нижегородского института развития образования (НИРО) в 2000 г., прошла апробацию на базе НОУ «ОЦ «ДИВО» и СРЦН «Надежда» Советского района г. Н. Новгород.

    С 2001 г. по настоящее время успешно реализуется на базе семи филиалов НОУ «ОЦ «ДИВО» г. Н. Новгород

   В 2002 г. программа прошла экспертизу в НИРО, получила заключение научно – методического экспертного совета, сертификат серия А № 80 А.

   В 2003 г. программа заняла 1-е место на Всероссийском конкурсе программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста, проведенного Министерством образования России.

         

Основные формы работы  в рамках программы

Групповые занятия.  Возраст 3 – 4 года. Число детей в группе  составляет 5 – 6 человек. Время занятий – 20 минут

  Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

  Построение программы для каждого возраста ориентировано  удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

  В частности, ведущим психическим процессом для данного возраста является восприятие.

  Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил

Оснащение занятий

  • Аудио – видеотека;
  • настольно – печатные игры;
  • предметные игрушки;
  • доска;
  • цветные мелки;
  • пластилин;
  • краски, карандаши, фломастеры;
  • писчая и цветная бумага;
  • строительный материал;
  • ковер;
  • рабочие тетради;
  • фильмотека.

Принципы проведения занятий

  • Системность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • проблемность;
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап:

  • создание эмоционального настроя в группе;
  • упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

                    2. Мотивационный этап:

  • сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
  • выяснение исходного знания детей по данной теме.

      3. Практический этап:

  • подача нового материала на основе имеющихся данных;
  • задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
  • отработка полученных навыков на практике.

                    4. Рефлексивный этап:

  • обобщение полученных знаний;
  • подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа

  Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и воспитателей.

Работа с родителями детей – участников программы

  В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров, «круглых столов».

        Тематическое планирование курса для детей 3 – 4 лет

     Месяц

                        Перечень занятий

Сентябрь

Занятие 1. Знакомство

Занятие 2. Давайте дружить

Занятие 3. Правила поведения на занятиях

Занятие 4. Я и моя группа

Октябрь

Занятие 5. Радость

Занятие 6. Грусть

Занятие 7. Гнев

Занятие 8. Словарик эмоций

Ноябрь

Занятие 9. Осенний праздник

Занятие 10. Восприятие цвета. Обобщение: овощи, фрукты

Занятие 11. Восприятие формы

Занятие 12. Восприятие величины (большой – маленький)

Декабрь

Занятие 13. Здравствуй, зима

Занятие 14. Диагностика - 1

Занятие15. Диагностика - 2

Занятие 16. Новогодний праздник

Январь

Занятие 17. Восприятие величины (широкий – узкий)

Занятие 18. Восприятие величины (длинный – короткий)

Занятие 19. Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки

Февраль

Занятие 20. Сказка «Теремок». Обобщение: животные

Занятие 21. К. И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда

Занятие 22. Л.Ф.Воронкова «Маша – растеряша». Обобщение: одежда, обувь

Занятие 23. Мальчики – одуванчики

Март

Занятие 24. Девочки - припевочки

Занятие 25. Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель

Занятие 26. Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь

Занятие 27. Страна Вообразилия

Апрель

Занятие 28. День смеха

Занятие 29. Здравствуй, весна. Обобщение: насекомые

Занятие 30. Итоговая диагностика - 1

Занятие 31. Итоговая диагностика - 2

             

Ожидаемые результаты программы связаны с поставленной целью и задачами курса.

Список литературы

1.Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: «Валери СПД», 2001.

2. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь. Програмы эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.

3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис,  2001.

4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.

5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей 5 – 7 лет. М.: АРКТИ, 2002.

7. Калинина Р. Р. тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.

8. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: Литур, 2000.

9. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы – занятие об этике поведения с детьми дошкольного возраста. Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. М.: Мозаика Синтез, 2000.

10. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО Издательство АСТ, 2000.

11. Шишова Т. Страхи – это серьезно. М.: Искатель, 1997.

12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых (работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными, аутичными детьми). СПб.: Речь  2002.

13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.

14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-волевое развитие детей с речевыми нарушениями

В данном материале обобщён опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. Предложенная система работы является комплексной, так как охватывает всех участников пр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНА ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Скоро в школу» 6-7 лет .

. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, на радо. Способствовать самопознанию ребенка.. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, стр...

Тематический вечер с родителями «Эмоционально-волевое развитие детей через подвижные игры»

Цель: повысить педагогическую культуру родителей (воспитателей), пополнить их знания по вопросу эмоционально-волевого развития.Задачи: Ø создать эмоциональный и благоприятный настрой родител...

«Цветик-семицветик» программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)

Цель программы: развитие эмоциональной сферы дошкольников . Введение ребенка в мир человеческих эмоций....

Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия...