Дополнительная общеобразовательная программа "Растем играя" ( занятия СИРС)
рабочая программа ( группа) на тему

Очень важно, чтобы творческий потенциал заложен был в ребенке с рождения, развивался и раскрывался по мере взросления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sirs_rastem_igraja.doc535.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

 «Растем играя»

2

Основание для разработки программы

Развитие индивидуально-психических способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

3

Основные разработчики программы

Кочкина Мария Викторовна, воспитатель

4

Основная цель программы

Повысить уровень  индивидуально – психических  способностей воспитанников

5

Задачи программы

  • Создать условия для развития интеллектуальных способностей воспитанников.
  • Развивать  интеллектуальную (мыслительную) деятельность: восприятие, внимание, память, мышление – как основы интеллектуальных способностей.

6

Условия достижения цели и задач программы

Использование компьютерной технологии СИРС   и   занимательного дидактического материала  через организацию игровой деятельности.

7

Основные направления программы

 Интеллектуальное развитие  детей проходит через:

  • организованное обучение;
  • совместную деятельность взрослого с ребёнком;
  • самостоятельную деятельность детей.

8

Сроки реализации программы

1 год

9

Пользователи основных мероприятий программы

Воспитанники ДОУ, педагоги, родители

10

Ожидаемые результаты

  • Созданы условия для повышения уровня развития интеллектуальных способностей у ребенка.
  • Повышение уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.
  • Участие воспитанников во всероссийских интеллектуальных конкурсах.

 Пояснительная записка

Актуальность  данной программы обусловлена потребностью в максимальном приближении дошкольного учреждения к современным информационным коммуникационным технологиям,  в создании  условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Очень важно, чтобы творческий потенциал заложен был в ребенке с рождения, развивался и раскрывался по мере взросления. Поэтому одной из актуальных тем в вопросах воспитания и развития в условиях детского сада является развитие индивидуально-психических способностей.  Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное развитие интеллекта.

Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать.

Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие индивидуально-психических способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Программа «Растем, играя» предназначена для повышения уровня подготовки ребенка  к школе, на развитие памяти, внимания, мышления и пространственных представлений, способностей к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации.

В процессе занятий развиваются коммуникативные качества:  ребенок учится общаться, высказывать свое мнение.

Данная программа   модифицированная, в качестве отправного источника используется – информационная  технологию СИРС (Система интенсивного развития способностей), разработанная  под руководством  автора Новосибирского центра интенсивных технологий в образовании и медицины А.Н. Буровым. В основе программы лежат исследования ведущих современных ученых в области психологии  Ю.Д.Бабаевой, Д.Б.Богоявленской, Д.Б. Брушлинского,  В.Н. Дружинина и др. 

Основные методические особенности курса

1.В программе представлено  три раздела:

  • Развитие памяти.
  • Развитие мышления.
  • Развитие внимания и восприятия.

2.Реализация программы осуществляется по следующим принципам:

  • Принцип развивающего обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения.
  • Принцип систематичности и последовательности обучения.
  • Принцип доступности.
  • Принцип индивидуализации.

Формы организации учебных занятий

Материал программы распределён на весь учебный год по месяцам и неделям. По содержанию знаний все занятия – интегрированные. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В каждом разделе программе приведена позиция «отношение», которая обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую воспитателю понять насколько дети приняли и усвоили новые знания.

Организация учебных занятий

- группы формируются из воспитанников;

-продолжительность составляет один год;

Курс «Растем играя»-64 часа.

Расписание занятий.

Еженедельно по 2 раза в неделю Длительность занятий 6-8 лет - 30 минут определена в соответствии с нормами  СанПиН, во второй половине дня.  

Педагогические требования к проведению занятий.

  • Учёт возрастных и физиологических особенностей воспитанников.
  • Чередование видов деятельности.
  • Наличие физминуток и динамических пауз.
  • Выполнение  гигиенических требований к помещению и материалам.
  • Обеспечение временного режима.

Работа с родителями.

  • Консультации с родителями по вопросам интеллектуального  развития детей дошкольного возраста.
  • Проведение родительских собраний.
  • Проведение совместных мероприятий, где родители являются активными участниками.

 Тематическое   планирование занятий

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

1

История компьютера

Познакомить детей с компьютером (история развития, что такое "информация").  Напомнить детям о технике безопасности и правилах поведения при работе за компьютером.

2

Что входит в состав компьютера

Продолжать знакомить детей с составляющими компьютера (системный блок, монитор, мышь, клавиатура и др)

Учить выполнять задания по инструкции

3

Знакомство с клавиатурой и работа с мышью

(игры и задания)

Продолжать знакомить детей с клавиатурой и мышью. Учить выполнять задания по инструкции.

4

Что мы знаем о компьютере.

(закрепление пройденного материала).

Закрепление знаний детей об устройстве компьютера.

5

Развиваем интеллект.

Работа на тренажере "Картинки в клетках" - "Клетки воды". Диагностика "Выявление уровня развития образной памяти"

Развивать представление о признаках предметов. Развивать внимание, произвольность. Развивать умение работать совместно

6

Логический ряд. Работа на тренажере

"Картинки в клетках" - "Клетки воды". Тренинг.

Развивать память, мышление. Учить детей работать в парах.

7

Развиваем память. Работа на тренажере

"Картинки в клетках" - "Клетки воды". Тренинг.

Развивать наблюдательность, память, внимание.

8

Развиваем память. Работа на тренажере

"Картинки в клетках" - "Клетки воды".Тренинг.

Развивать память, опираясь на символы.

Ноябрь

1

Запоминаем картинки. Работа на тренажере

"Картинки в клетках" - "Клетки воды". Диагностика

Проведение диагностики .Выявление уровня развития образной памяти.

2

Классификация предметов  по форме и по цвету. Работа на тренажере "Танграмм". Диагностика.

Учить детей объединять группировать предметы по признакам. Развивать  у детей  наглядно-образного и творческого мышления.

3

Четвертый лишний.  

Работа на тренажере "Танграмм". Тренинг

Развивать умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Развивать  у детей  наглядно-образного и творческого мышления.

4

Кроссворды.

Работа на тренажере "Танграмм". Тренинг

Учить детей решать кроссворды.

Развивать  у детей  наглядно-образного и творческого мышления.

5

Игры с блоками Дьенеша. Работа на тренажере "Танграмм". Тренинг

Учить детей классифицировать  блоки по цвету, форме, величине, толщине.

Развивать  у детей  наглядно-образного и творческого мышления.

6

Сложи узор.

Работа на тренажере "Танграмм". Диагностика

Развивать способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Проведение диагностики

7

Игры с блоками Дьенеша.  Работа на тренажере "Лабиринт". Диагностика

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Развивать  у детей пространственного мышления.

8

Корректурные пробы. Работа на тренажере "Лабиринт". Тренинг

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. Развивать  у детей пространственного мышления.

Декабрь

1

Графический диктант. Работа на тренажере "Лабиринт". Тренинг

Развитие слухового внимания, увеличение объема внимания.  Развивать  у детей пространственного мышления.

2

Найди отличия. Работа на тренажере "Лабиринт". Тренинг

Развитие концентрации внимания. Развивать  у детей пространственного мышления.

3

Дорисуй фигурки. Работа на тренажере "Лабиринт". Диагностика

Развитие целостности восприятия. Проведение диагностики

4

Посмотри, запомни, нарисуй.

Работа на тренажере  "Картинки в клетках» - «Трехмерные фигуры". Диагностика

Развитие  внимания, зрительной памяти, образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации.

5

Заучивание стихотворения наизусть. Работа на тренажере  "Картинки в клетках» - «Трехмерные фигуры". Тренинг

Тренировка памяти. Развитие  образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации.

6

В гостях у сказки.

Работа на тренажере  "Картинки в клетках» - «Трехмерные фигуры". Тренинг

Оценка долговременной памяти ребенка. .Развитие  образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации.

7

Перескажи историю.

Работа на тренажере  "Картинки в клетках» - «Трехмерные фигуры". Тренинг.

Развитие смысловой памяти, образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации.

8

Загадки.

Работа на тренажере  "Картинки в клетках» - «Трехмерные фигуры". Диагностика.

Развитие слуховой памяти. Проведение диагностики.

Январь

1

Противоположности.

Работа на тренажер " Тест Равена". Диагностика.

Развитие сообразительности и расширение кругозора,  приемов умственной деятельности, системного, наглядно-образного мышления.

2

Отгадываем ребусы.

Работа на тренажер " Тест Равена". Тренинг. Уровень "А".

Развитие умения выделять существенные признаки предметов и

обобщать.

3

Закончи предложение.

Работа на тренажер " Тест Равена". Тренинг. Уровень "А".

Развитие понятийного мышления, скорости мышления.

4

Последовательные картинки.

Работа на тренажер " Тест Равена". Тренинг. Уровень "В".

Развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.

5

Сравнение предметов..

Работа на тренажер " Тест Равена". Диагностика

Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций . Проведение диагностики.

6

Что забыл нарисовать художник.

Работа на тренажере  "Пазлы". Диагностика

Развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания

7

Классификация предметов.

Работа на тренажере  "Пазлы". Тренинг

Развитие мышления.

8

Сложи узор.

Работа на тренажере  "Пазлы". Тренинг

Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные  задачи, интеллектуальных способностей.

Февраль

1

Рассказ о животных.

Работа на тренажере  "Пазлы". Тренинг

Развитие  структурности восприятия

2

Отгадываем ребусы.

. Работа на тренажере «Пазлы» . Диагностика

Развитие логического мышления Проведение диагностики.

3

Воспроизведение рассказа.

Работа на тренажере «Запоминание цветов». Диагностика

Развитие смысловой памяти, образной памяти, увеличение объема зрительной оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.

4

Рисование по памяти узоров.

Работа на тренажере «Запоминание цветов». Тренинг.

Развитие зрительной памяти, мелкой моторики рук.

5

Игры с боками Дьенеша.

Работа на тренажере «Запоминание цветов» Тренинг

Учить детей подбирать предметы по схеме. Развитие памяти.

6

Найди отличия.

Работа на тренажере «Запоминание цветов» Тренинг

Развитие целостности восприятия.

7

Поиск девятого.

Работа на тренажере «Кубики». Диагностика.

Развивать аналитические способности детей с помощью многообразных геометрических изображений, формировать пространственное воображение, развивать зрительную память детей.

8

Разное  - одинаковое.

Работа на тренажере «Кубики». Тренинг.

Учить детей поиску одинаковых и разных предметов (изображений) среди нескольких других. Развивать пространственное мышление.

Март

1

Игра «Просвет».

Работа на тренажере «Кубики» Тренинг.

Способствовать развитию у детей пространственного и аналитического мышления.

2

Задачи в стихах.

Работа на тренажере «Кубики» Тренинг.

Развитие познавательной активности, слухового внимания, логического мышления.

3

Ребусы.

Работа на тренажере «Кубики».

Диагностика

Развитие внимания, памяти, мышления.

4

Корректурные пробы.

Работа на тренажере «Таблицы».

Диагностика

Обучение способности концентрации , объема, переключения устойчивости внимания. Проведение диагностики.

5

Узнай предмет.

Работа на тренажере «Таблицы».

Тренинг.

Развитие восприятия, внимания.

6

Пиктограмма. Работа на тренажере «Таблицы». Тренинг

Развитие умений выделять существенные признаки предметов.

7

Пришиваем заплатку к коврику.

Работа на тренажере «Таблицы». Тренинг

Развитие восприятия, внимания.

8

Цвета. Работа на тренажере «Таблицы».

Диагностика

Развитие восприятия, внимания.

Апрель

1

Перевертыши.

Работа на тренажере «Цифры и буквы». Диагностика

Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

2

Составление рассказа по серии картинок.

Работа на тренажере «Цифры и буквы».Тренинг

Развитие логического мышления, активизировать речь детей.

3

Объединение предметов на группы по признакам.

Работа на тренажере «Цифры и буквы». Тренинг

Развивать умения находить предметы  по существенным признакам и обобщать.

4

Рисование по памяти узоров.

Работа на тренажере «Цифры и буквы». Тренинг

Развитие зрительной памяти, мелкой моторики рук.

5

Мячики.

Работа на тренажере «Цифры и буквы». Тренинг

Развитие произвольного внимания, активизация оперативной памяти.

6

Рыбы, птицы, звери.

Работа на тренажере «Плоские буквы». Диагностика

Тренировка быстроты распределения и переключения внимания, а также скорости

реакции.

7

Корректурные пробы. Работа на тренажере «Плоские буквы». Диагностика

Выявление скорости распределения и переключения внимания, его устойчивости, работоспособности ребенка

8

Сравни и назови отличия.

Работа на тренажере «Плоские буквы». Диагностика

Развитие концентрации внимания.

Май

1

Учим стихотворение.

Работа на тренажере «Плоские буквы». Диагностика

Тренировка слуховой долговременной памяти. Развитие пространственного мышления.

2

Знакомые цифры.

Работа на тренажере «Плоские буквы» Диагностика

Развитие образной памяти. Закрепить знания о цифрах в игровой форме.

3

Прогулка по лесу.

Развивающие компьютерные игры

«Баба-яга учится читать»

Развитие образного двигательного представления, координации, кооперации, сотрудничества

между участниками группы, умения совершать воображаемые действия.

4

Забавные кляксы.

Развивающие компьютерные игры

Развитие воображения, мышления и речи.

5

Поиск девятого.

Развивающие компьютерные игры

Развивать аналитические способности детей с помощью многообразных геометрических изображений, формировать пространственное воображение, развивать зрительную память детей.

6

Логические задачки.

Развивающие компьютерные игры

Развитие мышления, речи.

7

Графический диктант.

Развивающие компьютерные игры

Развитие слухового внимания, увеличение объема внимания.  Развивать  у детей пространственного мышления.

8

Викторина

Закрепление знаний, умений у детей. Подведение итогов пройденного материала.

Всего 64 занятия


 Список используемой литературы.

1. Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС Быстрое чтение и память Методическое пособие. - Новосибирск, Прайс-курьер, 2007 - 64с.

2. Буров А.Н., Типичные методические ошибки преподавателей при проведения курсов "Быстрое чтение, память, мышление". Методическое пособие. - Новосибирск, РИЦ "Эмари", 2007. - 24с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. - М., 1956

4. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе - 2-е изд. стерео-тип. - Волгоград: Учитель, 2009. - 190 с.

5.  Зак А.З. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей - М: АРКТИ, 2003-104 с.

6. Стародубцева  И.В., Завьялова Т.П Игровые занятия  по развитию памяти, внимания , мышления и воображения у дошкольников .

7.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.: Рабочая тетрадь дошкольника. 30 занятий для успешной подготовки к школе. Серия «Мои первые тетрадки»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа " Английский играя"

Данная программа обучения представляет собой игровую форму занятий. Обучение проводится с опорой на родной язык, но постепенно переходит на иностранный. Направлена программа на быстрое и качественное ...

Программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий "Играя, обучаюсь" (СИРС)

Программа предназначена для педагогов дошкольного образования, применяющих в своей образовательной деятельности компьютерные технологии....

Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности ч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Итоговое занятие по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительная общеразвивающая программа) психологического развития «Комфорт» (для детей средней группы)

Данный конспект ООД разработан для закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных детьми в течение года; для выявления уровня коммуникативных навыков, зрительной  памяти, мышления, ...