Мастер класс "Народные игры Вятского края"
методическая разработка ( группа) на тему

Дьяконова Наталья Анатольевна

 

Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен народным играм Вятского края.

 

Народными называют игры фольклорного происхождения. Их никто не придумывал специально, не разрабатывал. Эти игры родились в глубинах народной жизни, выросли на почве городского и сельского быта. Самые ранние формы художественного творчества в истории человечества – обрядовая поэзия и заговоры – основаны на игре. К игровым формам фольклора относятся и хороводы, и народная драма, детские потешки, дразнилки, скороговорки, загадки. Они знакомят нас с бытом наших далеких и близких предков, воспроизводят картинки праздников и будней. В народных играх четко прослеживается деление мира на добро и зло. Несомненна роль народной игры в  воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры. Развивается внимание, мышление, воображение, память.

 Игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма, приобщаются к национальной культуре. Во время  игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

 

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

Таря-Маря в лес ходила-

шишки ела,

нам велела.

а мы шишек не едим

Таре - Маре отдадим!

В старшем дошкольном возрасте можно использовать метод жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.

Если игра требует разделение на команды, используется сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбирают ведущих, затем определяется состав команд, Разделить всех игроков помогаю сговорки, Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются, между собой придумывая названия, смешные клички, чаще в форме рифмовок.

Медведя лохматого или козла рогатого,

Из речки ерша или из леса ежа,

Таракана усатого или тигрёнка полосатого.

Для младшего возраста выбираются наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору.

Благодаря знакомству с народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

 

В процессе ознакомления с  народной  игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (пословицы, поговорки, приметы), а также с календарными народными играми. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чащах, и каждому месяцу соответствовал особый знак. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. Сегодня наш мастер–класс посвящен весеннему циклу национальных праздников, традиций и игр Вятского края, которые дошли до нас от предков и актуальны по сей день.

 

                                                 « Масленица»

Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица-не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей. По сути масленица-это земледельческий Новый год. Помимо встречи весны и празднования начала Нового года, в этот день также почитали славянского Медвежьего Бога. Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком (и отсюда поговорка-«первый блин комам»,т.е медведям).Поэтому ранним утром ,до завтрака, с песнями, плясками и прибаутками жители деревни несли в лес Медвежьему Богу «блинные жертвы»(испеченные к празднику блины) и раскладывали их на пеньках. Комоедицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катания крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы,  крепости, городки. А после этого уже начинались широкие гуляния.

 Игра «Солнцеворот»

В центре круга ведущий с обручем, на котором привязаны цветные ленты.

«Гори, гори ярче, летом будет жарче,

А зима теплее ,а весна милее»

За ленты водят хоровод, ближе подходят к солнцу. На слово –ГОРЮ, «солнце» ловит детей.

 

                                        « Праздник печки»

 Весной отмечается старинный марийский национальный праздник «Конга пайрем» («Праздник печки»). Нет ничего удивительного в том, что у печки есть свой праздник. Печь была символом домашнего очага. Раньше в избе возле двери располагалась печь. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые морозы, и лечила, и мыла-парила Как вставала поутру хозяйка, так первым делом начинала растапливать печку.

   Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб, блины печёт для всей семьи и гостей. Печь избу согревает и освещает. Ведь, как известно, любое блюдо, приготовленное в печи, гораздо вкуснее сделанного на электрической или газовой плите. Каши в чугунке из печи более наваристые, пироги более пышные да вкусные. У печи велись беседы, а, сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами, и конечно не один вечер не обходился без игр.

 

Редя (Хороводная игра)

 Ставится стул, на стул садится «бабка», ей на колени садится «редька». Остальные участники встают вокруг них в хоровод. Водят хоровод. Они, как бы, работают на «бабку». Ходят и поют такую песенку:

«Редя, редя, кто тебя сажал?»

Поливанова жена при дорожке жила,

Редю саживала, огораживала,

От мороза укрывала,

От солнышка поливала.

   Потом каждый из хоровода спрашивает у «бабки»: «Бабка, бабка, поспела ли редька?», а «бабка» отвечает: «Нет, не поспела, тяпайте дальше!». Хоровод продолжает «тяпать» дальше и петь ту же песню. Когда последний из хоровода спросит у «бабки», поспела ли редька, она ответит: «Поспела!». В этот момент все дружно хватают «редьку» у «бабки», вытаскивают ее, а «бабка» должна «редьку» удержать. Когда «редька» будет вытащена, все дружно говорят: «Вытащили редьку!».

 

 

                                         «Проводы льда»

 У вятских удмуртов есть свой национальный праздник, который называется «Проводы льда» Проводится во время весеннего половодья, ледохода . Празднично одетые жители деревни идут к реке, неся с собой причитающиеся обрядовые блюда и напитки. Каждая хозяйка расставляет их на скатерти, постланной на мосту. Распорядитель обрядов в родовом святилище отрезает от каждого каравая горбушку и опускает её в реку с молитвой-заклинанием. Приносят в жертву кусочки всех блюд, выливают в реку часть напитков.

После жертвоприношения начиналось взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому, таким образом, провожая лёд и конечно же играли.

 

Игра «Водяной»

Дети: -Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой?

(хлопки в ладоши)

          -Выйди, выйди хоть на час, посмотреть который час.

(дети идут по кругу)

           -Выйди на минуточку, поиграем в шуточку!

Очерчивается круг-это пруд. В центре круга с завязанными глазами сидит Водяной .По окончанию слов детей, он наощупь опознает ребенка и называет его имя.

 

 

                                              «Пасха»

Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещере в саду Иосифа, его ученика. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел Господен и отвалил камень от входа. Воины, стоявшие на страже, от страха окаменели, а потом, очнувшись, побежали к священникам доложить о случившемся. Женщины, пришедшие поутру, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовонным миро, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес». Вот почему празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

 

Забава «Дерево пожеланий»

Всем участникам мастер-класса предлагается повесить на ветку ленту и при этом высказать или загадать свое желание

                        

                                 «Красная горка»

Первое воскресенье после пасхи отмечается праздник Красная горка . Это во многом девичий праздник. В этот день играли свадьбы, парни сватались к девушкам. А на игры и гулянья приходили все до единого молодые люди. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома. Они не найдут себе пару до следующего праздника, или парню достанется самая незавидная невеста, а девушке — никудышный жених.

На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Девушки и женщины разными способами пытались привлечь к себе внимание парней: вплетали в волосы цветные яркие ленты, накидывали на плечи расписные платки. А парни пытались поразить своих избранниц молодецкой удалью, участвуя в различных играх и состязаниях

Игра «Перетягивание на палках»

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.

Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

 

                                            «Воронья каша»  

Каргатуй является традиционным  татарским праздником, посвященным встрече весны, проводится в весенне-летний период и приурочен к окончанию весенних полевых работ. Праздник издавна отмечался в каждом татарском  поселении.

Во время проведения праздника женщины и молодёжь собирались на поляне или на возвышенном месте, приносили с собой угощения (сметана, творог, сдобный хлеб, кумыс, масло нескольких видов: сливочное, топленое, с вишней, из пахты).

Выбиралась распорядительница праздника (алсабыр), которая наряжалась в праздничную одежду с жестяными бляхами и ракушками, головным убором, сшитым как башкейем (каркас — из бересты, тулья и полость из красной ткани).

Для угощения готовили ритуальную кашу из ячменя, пшена или пшеницы, символизирующую плодородие или бишбармак. Для чаепития приносили балеш, блины, губадию, мёд, чак-чак.

После окончания трапезы проводился ритуал угощения птиц (карга ашату,): на пнях, камнях, деревьях раскладывалась каша. Произносились благопожелания, обращенные к природе, птицам и предкам с просьбами об изобилии и благополучии, урожае и плодородии.

Мальчики забирались на деревья и громко кричали, имитируя карканье ворон и других птичьих голосов.

На празднике Куратуй устраивались и состязания. Женщины и молодёжь показывали своё мастерство, талант, ловкость, силу. Водились хороводы, исполнялись танцы, песни, . Проводились соревнования и игры: «ҡарға уйыны» («игра в ворон»), «аҡ тирәк» («белый тополь»), «дөйә» («верблюд»), «гөргөлдәк» («прятки»), «йүгереш» («бег наперегонки»), «әбәк» («догонялки»), прыжки через вырытую яму, перетягивание каната или полотенца («арҡан тартышыу»,), катание на качелях («әүһәләй эйеү»), проводился турнир по борьбе.

Игра « Тимербай»

Играющие,  взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. 

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

 

Мой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень ………………… (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых  много мы………….. (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………….(играть).

   На такой оптимистической ноте наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо за внимание.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

писатели и поэты Вятского края

1 СЛАЙД: Писатели и поэты Вятского края.2 СЛАЙД: Поэт – фронтовик Овидий Михайлович ЛюбовиковРодился в 1924г. в селе Чепца  ( сейчас город Кирово-Чепецк).  Более 20 лет проработал  корр...

Мастер-класс: настольная игра "Родной край"

Мастер-класс: настольная игра «Родной край». Игра «Родной край»В комплект игры входят 30 цветных карточек- пазлов, объединённых в 6 блоков.Сначала познакомьте ребёнка...

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»...

Проект «Вятский край »

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем. «Вятский край – богатый край. Люби, играй и познавай!» (долгосрочный, групповой, познавательно-исследовательский) ...

Мастер - класс "Красота родного края через нетрадиционные техники аппликации"

Мастер - класс по использованию фигурных дыроколов в работе с детьми 2-3 лет....

Мастер-класс «Промыслы родного края» Народная тряпичная кукла-мотанка (Cтолбушка)

Распространение педагогического опыта работы по изготовлению народной тряпичной куклы-столбушки Орловской области, воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям....

Мастер - класс "Игры народов Оренбургского края"

Мастер - класс "Игры народов оренбургского края"...