Сообщение из опыта работы
материал (младшая группа) на тему

Игнатова Анна Викторовна

Использование детского фольклора для эмоционального настроя детей в адаптационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_prezentatsiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы  по теме:

«Использование детского фольклора для эмоционального настроя детей в адаптационный период»

Подготовила: Игнатова А.В.,

воспитатель первой

квалификационной категории

2016 год

Одним из методов, успешно используемым в работе с малышами в период привыкания к детскому учреждению является фольклор.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка.

Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше – потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него. Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.

В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание я уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора – потешками, пестушками, закличками, приговорками, колыбельными песенками.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Поэтому я подбираю потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания, например:

Кто у нас хороший?

  Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший?

Ванечка пригожий.

В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек, поэтому дети с большой охотой идут в группу, просят прочитать потешку или показать понравившуюся игрушку.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми, оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком на протяжении всего дня, в разные режимные моменты.

Доброе утро, заинька мой,

Доброе утро, Сашенька, дорогой.

Я Сашеньку люблю,

Ему песенку спою.

Приучая детей мыть ручки, лицо, я показываю последовательно весь процесс, сопровождая словами свои действия, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такой потешкой как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

             Чтобы глазоньки блестели

       Чтобы губки краснели

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

        В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

        Моем  руки чисто, чисто,

                Моем быстро, быстро, быстро.

Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже дети, которые отказываются от еды, начинают, есть, например:

Кашка из гречки

Варилась в печке,

Варилась и прела,

Чтобы Таня ела.

Использование такой потешки как:

Травка – муравка со сна поднялась

Птица – синица за зерно взялась,

Зайка за капустку, мышка за корку,

Детки – за молоко!

Помогает научить, самостоятельно есть разнообразную пищу.

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с младшим воспитателем проговариваем потешку: 

                                               Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

  Этот – с правой ножки.

                                               Наденем сапожки:

Этот – с левой ножки,

  Этот – с правой ножки.

 Обучая детей одеваться на прогулку, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды:

Раз, два, три, четыре, пять!

                                           Собираемся гулять.

                                           Завязали Катеньке

                                           Шарфик полосатенький.

В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы обыгрываем процесс укладывания с игрушкой прямо в спальне.

Укладывая детей спать, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой, например:

   Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

       Сели гули ворковать,

         Тихо Машу усыплять.

 При использовании этого приема укладывания дети стали намного спокойнее, быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Процесс пробуждения детей я также сопровождаю чтением потешек:

                             

                            Вот проснулся Петушок, встала Курочка.

Просыпайся, наш дружок.

Встань, наш Юрочка.

Заправляем кроватку со словами:

                                           Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим,

Вот так, вот так.

Помимо потешек и прибауток большое значение имеют заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой. Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться солнцу, дождю, радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Давай нам солнышка – колоколнышка!

Для снятия напряжения, стабилизации эмоционального состояния, можно использовать пальчиковые игры, которые направлены на развитие мелкой моторики. Например:

Пальчики, пальчики,

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

По середочке Сергей,

А за ним Андрей,

Ну а это Гришка,

Гришка-шалунишка.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику рук малышей, я учу их разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодает козлик, осторожно ходит котик.

Маленьким детям нравятся такие игры. Например, в такой потешке, как:

Как у наших у ребят

Застучали ножки в лад.

Тук, тук, ой, люли

Всем нам нравятся они.

     Учу детей проговаривать потешку и ритмично в такт стучать ножками. Все это развивает у малышей чувство ритма.

Для малоподвижных детей использую потешку, которая побуждает их двигаться:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Встань малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок.

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим  удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.

         Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....