Опыт работы на тему: "Игры, которые развивают"
материал ( группа) по теме

Федотова Алёна Сергеевна

Представление опыта работы по технологии Б.П. Никитина "Сложи узор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kotorye_razvivayut.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Алёна Сергеевна Федотова

Воспитатель

МБДОУ «Теремок»

Игры, которые развивают.

Сейчас нужен не только знающий, но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни человек, а для этого нужны развитые творческие способности и умение применять их на практике: в труде, в учебе, в любой жизненной ситуации. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошколят называют «почемучками», но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.

Основным видом деятельности, который используется педагогом в целях воспитания и обучения дошкольников является игра. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. А в развивающих играх заложен особенно огромный потенциал для развития творческих способностей детей.  

Большинство развивающих игр  по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки.  А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно наглядно - образное мышление. Поэтому, учитывая эту особенность детей, я применила в своей практике увлекательное  пособие – игру  «Развивающие кубики» Никитина

В игре «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным  операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной  деятельности, и способность к комбинированию, необходимая  для конструкторской работы. Кроме этого, при составлении узоров из кубиков по технологии Б.П.Никитина у детей формируется нестандартное мышление, развивается творческое воображение, сенсорные умения и способности  аналитического мышления, формируется потребность занимать свое свободное время играми, требующими умственного напряжения и интеллектуального усилия.

     Игра «Сложи узор» из кубиков по технологии Никитина состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по- разному в 4 цвета.   Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в большом количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

   В игре с кубиками  дети выполняют следующие виды заданий:

  1. Сначала учатся по готовым узорам- заданиям складывать точно такой же узор из кубиков- самый простой вид работы в игре.  Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты, треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне: если на карточке узор состоит из красно- белых граней, то можно предложить  сделать такой же , но жёлто- синий узор, и наоборот. Дети воспринимают такое изменение задания как узор нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.
  2. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, надо нарисовать узор, который они образуют (более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности).
  3.  Можно придумывать новые узоры, каких ещё нет в книге, т.е. выполнять уже творческую работу.  Когда есть несколько комплектов  игры «Сложи узор», можно организовать соревнования: кто быстрее составит определенный узор.

    Также можно  выкладывать несложные узоры из кубиков по памяти (детям предлагается запомнить узор в течение  15-20 секунд, затем  образец скрывается, а дети по памяти воспроизводят узор.  

     Такую работу с применением технологии «Развивающие кубики» я использую в кружковой деятельности с детьми дошкольного возраста, и индивидуально с детьми своей группы во вторую половину дня.

    Для кружковой работы я разработала программу, которая прошла экспертизу городского экспертного совета, где включен  тематический план на 4 года, конспекты занятий с детьми, рекомендации для родителей. На третьем году обучения для детей добавляются развивающие игры: «Листик», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Гексамино», которые учат создавать целое из частей.

       Таким образом, применение игровых технологий с предметами позволяет заинтересовать детей, развивает познавательную активность, помогает каждому ребёнку подняться выше возрастного"потолка" своих возможностей и развитие дошкольников идет наиболее успешно.

Список информационных источников:

1.Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»         

2.А. Столяр «Давайте поиграем».

3.  Журнал «Обруч»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для повышения  компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях....

Опыт работы по теме: "Игра как средствр социализации ребенка"

Разработанный опыт по сюжетно - ролевой игре с приложением пошаговых конспектов занятий поможет воспитателям пошагово научить детей с раннего возраста взаимоотношению, умению проявлять и выстраивать з...

Творческий отчёт из опыта работы на тему: "Играем пальчиками и развиваем речь" (1 младшая группа)

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также о...

Опыт работы на тему: « Игра - как средство воспитания и интереса к природе младших дошкольников».

Цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе....

Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»

Данный опыт работы показывает, как при помощи техники "оригами" можно развивать не только мелкую моторику рук, но и связную речь детей....

Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинс...