Опыт работы по теме "Игра на детских музыкальных инструментах как средство формирования основ музыкальной культуры детей подготовительной группы"
статья (подготовительная группа)

Линькова Инна Константиновна

Опыт работы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx30.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме «Игра на детских музыкальных инструментах как средство формирования основ музыкальной культуры детей подготовительной группы»

Инициатором обучения игре на музыкальных инструментах в 20-е г.г. прошлого века стал известных музыкальный деятельно и педагог Николай Афанасьевич Метлов, который провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, — металлофона и ксилофона. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного).

Совместно с Н,А.Метловым в ХХ веке работали известные педагоги — Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер. Впоследствии разработкой вопросов методики занималась Наталья Алексеевна Ветлугина, и ее ученики.

Н.Г.Кононова в своей книге «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», отметила что детское музицирование повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления и творческой инициативы.

                Слово «культура» в переводе с латинского означает развитие, воспитание, образование. Понятие «культура» имеет множество определений. В них включают характеристики уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, создаваемые ими материальные и духовные ценности. Художественная культура рассматривается в эстетике как самостоятельный пласт общей культуры. Ценностями художественной культуры (художественными ценностями) являются произведения искусства, и среди них – музыкальная культура.

           Музыкальная культура человека определяется его причастностью к музыкальным ценностям, потребностью общения с ними. Далеко не каждый взрослый человек способен оценить красоту подлинных шедевров классического музыкального искусства в силу разных причин. Главная из них состоит в отсутствии условий для формирования положительного отношения к такой музыке в детстве (в семье и в ДОУ). Ведь освоение ребенком музыкального языка, как и человеческой речи, требует накопления опыта его восприятия. Опыт восприятия музыкальной речи разных эпох важно приобрести в дошкольном детстве. Тогда при накоплении эмоционально-положительных впечатлений, доступные по эмоциональному содержанию интонации музыки разных композиторов-классиков становятся привычными ребенку, узнаваемыми, любимыми. Но в реальной жизни дети не всегда имеют возможность соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. Как показало проведенное в начале года анкетирование среди родителей воспитанников подготовительной группы, только 10%  опрошенных слушают дома классическую музыку, остальные предпочитают современную развлекательную. В таких условиях ребенок в дошкольном детстве, самом восприимчивым периодом к усвоению опыта, не может постичь «интонационный» словарь музыки разных эпох и стилей. Я считаю своей задачей, как музыкального руководителя, познакомить детей с подлинными произведениями культурного наследия. Игра на музыкальных инструментах вместе с восприятием музыки – наиболее подходящие для этого виды музыкальной деятельности.

        О.П. Радынова в своей книге «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста определяет понятие «музыкальная культура ребенка-дошкольника» как формируемое в процессе накопления познавательного опыта в музыкальной деятельности положительное эмоционально-оценочное, ценностное отношение к музыке, реализующееся в проявлениях самостоятельности и творческой активности.

Таким образом, в структуре понятия «музыкальная культура ребенка» можно выделить три компонента:

  1. Познавательный, к которому относятся:
  • накопление знаний о музыке, умений, навыков,
  • развитие музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма).
  1. Ценностно- ориентационный

                     - формирование способности ценить красоту в жизни и искусстве

3.  Творческий

                       - стремление выразить свое положительное эмоционально-оценочное отношение в            

                         проявлениях самостоятельности и творческой активности.

               Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

             Таким образом, целью моей работы является формирование музыкальной культуры детей подготовительной группы в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

       

Основными задачами, реализующими данную цель, являются

  • развивать дифференцированность музыкального восприятия (различать смену настроений, элементы формы (фраза, часть), средства выразительности (акцент, пауза, динамические оттенки, изменение темпа, тембр и т.п.)
  •  развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость)
  • развивать музыкально-эстетическое сознание в процессе слушания музыкальных произведений, сыгранных на детских музыкальных инструментах:

(- воспитывать эстетические эмоции, чувства, переживания в ответ на звучание инструментальных пьес,)

  • совершенствовать навыки игры на различных музыкальных инструментах детского оркестра, формировать восприятие более сложных, чем ранее, способов игры на различных детских музыкальных инструментах.
  • отрабатывать слаженность и выразительность исполнения пьес в оркестре.
  • настраивать детей на самостоятельную игру на инструментах в свободное время в детском саду и дома.
  • способствовать проявлению творческой самореализации в игре на детских музыкальных инструментах

- побуждать импровизировать мелодии таинственного, мужественного и прочих    

             характеров,

            - подбирать на слух знакомые мелодии,

           - сочинять мелодии на стихотворные тексты контрастного содержания.

  • создать условия для самореализации детей в самостоятельной и совместной деятельности.
  • активизировать интерес родителей к инструментальной деятельности, привлекая к организованной коллективной исполнительской деятельности совместно с детьми.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе я проводила параллельно по трем направлениям. В зависимости от этого подбирала репертуар.

  1. Первое направление - обучение игре по слуху. В качестве репертуара использовала простые русские народные мелодии и песенки- потешки.
  2. Второе направление – исполнение классических произведений в оркестре детских музыкальных инструментов.
  3. Дидактические игры с применением музыкальных инструментов.

     

Все известные педагоги считают способ обучения игре на детских музыкальных инструментах по слуху самым эффективным для развития музыкальных способностей, особенно музыкально-слуховых представлений. Для его реализации требуется определенная слуховая подготовка детей. Поэтому играть по слуху я обучаю детей подготовительной группы. Самым простым музыкальным инструментом, на котором дети имеют возможность подобрать по слуху простейшие мелодии, является металлофон.

Начинаю обучение с разучивание мелодии на музыкальном занятии. В целях экономии времени эти же мелодии использую и как распевки. Сначала мы их просто пропеваем в разных тональностях, затем пропеваем с прохлопыванием ритмического рисунка, потом с показом рукой направления движения мелодии. Один ребенок (по желанию) воспроизводит мелодию на инструменте  с помощью музыкального руководителя. Остальные, пытаются уже самостоятельно в свободное время подобрать знакомую мелодию на инструменте.

На следующем этапе я организую занятие с группой детей (6-8 человек), на котором каждый ребенок играет знакомую мелодию по очереди. А затем все вместе исполняем ее ансамблем с сопровождением фортепьяно. Если у кого-то из детей возникают трудности с воспроизведением мелодии на металлофоне, я приглашаю его на индивидуальное занятие.

После того, как все дети справились с одной мелодией, переходим к следующей. Мелодии использую по принципу постепенного расширения диапазона (от трех до семи ступеней).

  1. «У кота-воркота колыбелька хороша» р.н.п.. (3 ступени)
  2. «Ходит зайка по саду»  р.н.п. (3 ступени и скачок)
  3. «Скок, скок, поскок» р.н.п. (4 ступени)
  4. «Не летай, соловей» р.н.п. (4 ступени)
  5. «Как под горкой, под горой» (4 ступени)
  6. «К нам гости пришли» р.н.п. (5 ступеней)
  7. «На зеленом лугу» р.н.п. (5 ступеней)
  8. «Во саду ли, в огороде» р.н.п. (6 ступеней)
  9. «Во поле береза стояла» р.н.п. (7 ступеней)

 Когда дети поняли принцип подбора по слуху, они могут самостоятельно пытаться подобрать любую знакомую мелодию на любом звуковысотном инструменте: на арфе, на аккордеоне, на синтезаторе (все музыкальные инструменты есть в музыкальном уголке подготовительной группы).

 

         Еще одно направление по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах – организация детского оркестра. Это замечательная возможность приобщить детей подготовительной группы к известным мировым шедеврам классической музыки. В качестве репертуара были использованы произведения:

П.И.Чайковского (отрывок из балета (Лебединое озеро), Антонио Вивальди (отрывок из концерта «Времена года» (Зима), С.Рахманинова «Итальянская полька», И.Штрауса «Полька», В.А. Моцарта «Турецкий марш».

           Сложность произведений требует других способов и подходов к разучиванию оркестровых партий. На начальном этапе знакомства с музыкальным произведением я использую свободную импровизацию, но после того как определена оркестровка произведения,  приступаю к разучиванию партий на индивидуальных занятиях. В этом случае мелодии на звуковысотных инструментах дети запоминают не по слуху, а по показу и или по цветовым изображениям.

           С большим удовольствием дети выступают в составе оркестра перед зрителями. Если сольное выступление у некоторых детей вызывает большое стеснение и смущение, то, играя в коллективе, они чувствуют поддержку, обретают смелость и выступление на сцене начинает приносить детям радость. Для детей подготовительной группы сцена является стимулом для обучения игре на ДМИ.

           Поскольку оркестровые пьесы мы играет не только под фортепьянное сопровождение, но и под фонограмму, дети имеют возможность в группе организовать ансамбль и исполнять выученные произведения самостоятельно.

 

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

Все музыкально-дидактические игры с применением музыкальных инструментов я условно разделила на блоки:

  1. Игры, направленные на развитие чувства ритма («Ритмические кубики» или «Выполни задание»), в которых дети с помощью предметов, например больших и маленьких карточек,  учатся сопоставлять зрительно и на слух соотношение звуков (короткие-длинные).
  2. Игры на развитие тембрового слуха формируют у детей подготовительной группы умение различать до 8 различных тембров музыкальных инструментов.
  3. Игры на развитие ладового чувства позволяют научиться на слух определять количество проигранных на инструменте звуков.
  4. Различные игры, побуждающие к сочинительству, импровизации (в которых дети, например,  озвучивают сказку или придуманное путешествие) способствуют раскрытию в ребенке творческого начала, развитию воображения и фантазии.

Использование музыкально-дидактических игр – замечательная возможность развивать музыкальные способности детей в доступной игровой форме. Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно и интересно. А использование их в самостоятельной деятельности закрепляет полученные на занятиях навыки и умения.

 На всех этапах во всех направлениях обучения игре на ДМИ я уделяю внимание технике исполнения, поскольку, чем лучше ребенок владеет музыкальным инструментом, тем больше у него возможностей для творческой реализации.

        При игре маракасах, бубенцах и трещотках, я стараюсь следить за тем, чтобы дети играли кистью, рука в запястье оставалась свободной. В противном случае, игра зажатой рукой создает у ребенка чувство дискомфорта, он начитает отставать от ритма.

       То же самое можно сказать и о положении молоточка при игре на металлофоне. Только свободная кисть позволяет извлекать звуки так, чтобы пластинка при ударе звенела.

         Совершенствование навыков заключается и в расширении приемов игры.

         Играя на треугольнике, в подготовительной группе мы освоили новый прием «тремоло», который достаточно сложен в техническом воплощении, требует хорошей координации движений. Использование этого приема позволяет передавать различные динамические оттенки.

         Используя различные приемы игры на бубне (чередование ударов раскрытой ладонью и подушечками пальцев), стараюсь обратить внимание на сильные и слабые доли такта.

         Играя на барабане, мы учимся слышать и выделять акценты в музыке.

        Совершенствование навыков игры на ДМИ позволяет детям более свободно чувствовать себя во время исполнения музыкальных произведений и получать удовольствие в процессе игры.

      В процессе обучение игре на ДМИ я использую следующие методы:

1. Наглядно- слуховой. Предъявление ребенку эталона звучания мелодии, которую ему предстоит воспроизвести по слуху. (Например, проигрывание на фортепьяно, или пропевание мелодии).

2. Практический метод (показ приемов игры, проигрывание мелодии на детском музыкальном инструменте). Помогает ребенку овладеть необходимыми способами действий.

3. Словесный метод (указания, разъяснения, образные сравнения). Применяется одновременно с наглядно-слуховым и практическим.

4. Метод контрастных сопоставлений (контрасты настроений, образов) помогают ребенку играть выразительно, применять необходимые приемы и способы звукоизвлечения. Например, использование разнохарактерных и разно жанровых попевок (колыбельная «У кота-воркота и плясовая «Я на горку шла».)

5. Метод уподоблений характеру музыки. Применяю в виде оркестровки произведений (темброво-инструментальное уподобление характеру музыки) при совместной игре в ансамбле, оркестре. Вместе с детьми выбираем инструменты, близкие по характеру звучания настроению музыки в разделах формы, определяем, где будут вступать новые инструменты.   

Развивающая среда вносит своей вклад в формирование общей культуры воспитанников подготовительной группы. В музыкальном уголке подготовительной группы представлены различные музыкальные инструменты, как озвученные, на которых дети импровизируют или закрепляют полученные на занятиях навыки и умения; а также неозвученные (балалайки, скрипки, гитары, фортепиано),  играя с которыми, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности.

Музыкальный зал оснащен всеми видами детских инструментов, необходимых для организации смешанного детского оркестра и народного детского оркестра.

        Огромная  роль в организации музыкальной инструментальной деятельности в режимных моментах принадлежит воспитателям подготовительной группы, с которыми я провожу консультации по подбору репертуара, игр, заданий и упражнений. Воспитатели оказывают помощь и в привлечении родителей к совместной с детьми музыкальной инструментальной деятельности. С большим удовольствием мамы и папы принимают участие в праздниках, выступают в составе инструментальных ансамблей.

       

Результативностью опыта я считаю

возросший интерес воспитанников к инструментальной деятельности,

возросший интерес родителей (по результатам анкетирования) и к классической музыке, и к инструментальной деятельности, который открывает возможность для дальнейшего обучения детей игре на музыкальных инструментах в системе дополнительного музыкального образования.

Используемая литература:

  1. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»», Мозаика-Синтез, Москва, 2017
  2. О.П. Радынова, Л.Н.Комиссарова «Теория и методика музыкального      

воспитания детей дошкольного возраста». Дубна Феникс +, 2011

  1. Н.А.Ветлугина, А.К. Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Москва «Просвещение», 1983
  2. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Москва «Просвещение», 1990
  3. С.П.Бублей «Детский оркестр». Ленинград 1989.