Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"
материал

Людмила Вячеславовна Сорокина

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_ideya_sorokina_l.v.docx37.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

Педагогическая идея

«Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Сорокина Л.В.

Инсар, 2024

Инициатором обучения игре на музыкальных инструментах в 20-е г. г. прошлого века стал известных музыкальный деятельно и педагог Николай Афанасьевич Метлов, который провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, — металлофона и ксилофона. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного).

Совместно с Н,А. Метловым в ХХ веке работали известные педагоги — Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, М. А. Румер. Впоследствии разработкой вопросов методики занималась Наталья Алексеевна Ветлугина, и ее ученики.

Н. Г. Кононова в своей книге «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», отметила что детское музицирование повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления и творческой инициативы.

Слово «культура» в переводе с латинского означает развитие, воспитание, образование. Понятие «культура» имеет множество определений. В них включают характеристики уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, создаваемые ими материальные и духовные ценности. Художественная культура рассматриваетсяٴ ٴвٴ ٴэстетикеٴ ٴкакٴ ٴсамостоятельныйٴ ٴпластٴ ٴобщей культуры.

Ценностямиٴ ٴхудожественной культуры (художественнымиٴ ٴценностями) являютсяٴ ٴпроизведенияٴ ٴискусства,ٴ ٴи средиٴ ٴнихٴ ٴٴ ٴмузыкальнаяٴ ٴкультура.

Музыкальнаяٴ ٴкультура человекаٴ ٴопределяетсяٴ ٴегоٴ ٴпричастностьюٴ ٴк музыкальнымٴ ٴценностям,ٴ ٴпотребностьюٴ ٴобщенияٴ ٴсٴ ٴними.ٴ ٴДалекоٴ ٴнеٴ ٴкаждыйٴ ٴвзрослыйٴ ٴчеловекٴ ٴспособенٴ ٴоценитьٴ ٴкрасотуٴ ٴподлинныхٴ ٴшедевровٴ ٴклассического музыкального искусстваٴ ٴвٴ ٴсилуٴ ٴразныхٴ ٴпричин.ٴ ٴГлавнаяٴ ٴизٴ ٴнихٴ ٴсостоитٴ ٴвٴ ٴотсутствииٴ ٴусловийٴ ٴдля формирования положительногоٴ ٴотношенияٴ ٴкٴ ٴтакой музыкеٴ ٴвٴ ٴдетстве ٴ ٴсемьеٴ ٴиٴ ٴвٴ ٴДОУ).ٴ ٴВедьٴ ٴосвоениеٴ ٴребенком музыкальногоٴ ٴязыка,ٴ ٴкакٴ ٴиٴ ٴчеловеческойٴ ٴречи,ٴ ٴтребуетٴ ٴнакопления опытаٴ ٴегоٴ ٴвосприятия. Опытٴ ٴвосприятияٴ ٴмузыкальной речиٴ ٴразныхٴ ٴэпохٴ ٴважноٴ ٴприобрестиٴ ٴвٴ ٴдошкольном детстве.ٴ ٴТогдаٴ ٴприٴ ٴнакопленииٴ ٴэмоционально-положительныхٴ ٴвпечатлений,ٴ ٴдоступныеٴ ٴпоٴ ٴэмоциональномуٴ ٴсодержаниюٴ ٴинтонации музыки разныхٴ ٴкомпозиторов-классиковٴ ٴстановятсяٴ ٴпривычнымиٴ ٴребенку,ٴ ٴузнаваемыми,ٴ ٴлюбимыми.ٴ ٴНоٴ ٴвٴ ٴреальнойٴ ٴжизниٴ ٴдетиٴ ٴнеٴ ٴвсегдаٴ ٴимеютٴ ٴвозможностьٴ ٴсоприкасатьсяٴ ٴсٴ ٴподлиннымиٴ ٴшедеврамиٴ ٴмировой музыкальнойٴ ٴкультуры.ٴ ٴКакٴ ٴпоказалоٴ ٴпроведенноеٴ ٴвٴ ٴначалеٴ ٴгодаٴ ٴанкетирование среди родителейٴ ٴвоспитанниковٴ ٴподготовительнойٴ ٴгруппы,ٴ ٴтолькоٴ ٴ10%ٴ ٴопрошенныхٴ ٴслушаютٴ ٴдомаٴ ٴклассическую музыку,ٴ ٴостальныеٴ ٴпредпочитаютٴ ٴсовременнуюٴ ٴразвлекательную.ٴ ٴВٴ ٴтакихٴ ٴусловияхٴ ٴребенокٴ ٴвٴ ٴдошкольном детстве,ٴ ٴсамомٴ ٴвосприимчивымٴ ٴпериодомٴ ٴкٴ ٴусвоению опыта,ٴ ٴнеٴ ٴможетٴ ٴпостичь «интонационный» словарь музыки разныхٴ ٴэпохٴ ٴиٴ ٴстилей.ٴ ٴЯٴ ٴсчитаюٴ ٴсвоейٴ ٴзадачей,ٴ ٴкак музыкальногоٴ ٴруководителя, познакомить детей сٴ ٴподлиннымиٴ ٴпроизведениями культурногоٴ ٴнаследия. Играٴ ٴнаٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментах вместеٴ ٴсٴ ٴвосприятием музыки –ٴ ٴнаиболееٴ ٴподходящиеٴ ٴдляٴ ٴэтогоٴ ٴвиды музыкальнойٴ ٴдеятельности.

О.ٴ ٴП.ٴ ٴРадыноваٴ ٴвٴ ٴсвоейٴ ٴкнигеٴ ٴ«Теорияٴ ٴиٴ ٴметодика музыкальногоٴ ٴвоспитанияٴ ٴдетей дошкольногоٴ ٴвозрастаٴ ٴопределяетٴ ٴпонятие «музыкальнаяٴ ٴкультураٴ ٴребенка-дошкольника» как формируемое вٴ ٴпроцессеٴ ٴнакопленияٴ ٴпознавательного опытаٴ ٴвٴ ٴмузыкальной деятельностиٴ ٴположительноеٴ ٴэмоционально-оценочное,ٴ ٴценностноеٴ ٴотношениеٴ ٴк музыке,ٴ ٴреализующеесяٴ ٴвٴ ٴпроявленияхٴ ٴсамостоятельностиٴ ٴиٴ ٴтворческойٴ ٴактивности.

Такимٴ ٴобразом,ٴ ٴвٴ ٴструктуреٴ ٴпонятия «музыкальнаяٴ ٴкультураٴ ٴребенка» можноٴ ٴвыделитьٴ ٴтриٴ ٴкомпонента:

1. Познавательный, кٴ ٴкоторомуٴ ٴотносятся:

ٴ ٴнакоплениеٴ ٴзнанийٴ ٴо музыке,ٴ ٴумений,ٴ ٴнавыков,

• развитие музыкальныхٴ ٴспособностей (ладовогоٴ ٴчувства, музыкально-слуховыхٴ ٴпредставлений,ٴ ٴчувстваٴ ٴритма).

2.ٴ ٴЦенностно-ٴ ٴориентационный

- формирование способностиٴ ٴценитьٴ ٴкрасотуٴ ٴвٴ ٴжизниٴ ٴиٴ ٴискусстве

3. Творческий

-ٴ ٴстремлениеٴ ٴвыразитьٴ ٴсвоеٴ ٴположительноеٴ ٴэмоционально-оценочноеٴ ٴотношениеٴ ٴв

проявленияхٴ ٴсамостоятельностиٴ ٴиٴ ٴтворческойٴ ٴактивности.

Формированиеٴ ٴосновٴ ٴмузыкальнойٴ ٴкультуры,ٴ ٴаٴ ٴчерезٴ ٴнееٴ ٴиٴ ٴхудожественной,ٴ ٴиٴ ٴэстетической культуры ребенкаٴ ٴٴ ٴважнейшаяٴ ٴзадачаٴ ٴсегодняшнегоٴ ٴдня,ٴ ٴпозволяющаяٴ ٴреализоватьٴ ٴвозможности музыкального искусстваٴ ٴвٴ ٴпроцессеٴ ٴстановленияٴ ٴличности.

Такимٴ ٴобразом,ٴ ٴцельюٴ ٴмоей работыٴ ٴявляетсяٴ ٴформированиеٴ ٴмузыкальнойٴ ٴкультурыٴ ٴдетей подготовительнойٴ ٴгруппыٴ ٴвٴ ٴпроцессеٴ ٴигрыٴ ٴна детскихٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментах.

Основнымиٴ ٴзадачами,ٴ ٴреализующимиٴ ٴданнуюٴ ٴцель,ٴ ٴявляются

ٴ ٴразвиватьٴ ٴдифференцированность музыкальногоٴ ٴвосприятия (различатьٴ ٴсменуٴ ٴнастроений,ٴ ٴэлементы формы (фраза,ٴ ٴчасть, средстваٴ ٴвыразительности (акцент,ٴ ٴпауза,ٴ ٴдинамическиеٴ ٴоттенки,ٴ ٴизменениеٴ ٴтемпа,ٴ ٴтембрٴ ٴиٴ ٴт.ٴ ٴп.)

• развивать музыкальныеٴ ٴспособности (ладовоеٴ ٴчувство, музыкально-слуховыеٴ ٴпредставления,ٴ ٴчувствоٴ ٴритма,ٴ ٴэмоциональнуюٴ ٴотзывчивость)

• развивать музыкально-эстетическое сознаниеٴ ٴвٴ ٴпроцессеٴ ٴслушания музыкальныхٴ ٴпроизведений,ٴ ٴсыгранныхٴ ٴна детскихٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментах :

(-ٴ ٴвоспитыватьٴ ٴэстетическиеٴ ٴэмоции,ٴ ٴчувства,ٴ ٴпереживанияٴ ٴвٴ ٴответٴ ٴнаٴ ٴзвучание инструментальныхٴ ٴпьес)

ٴ ٴсовершенствоватьٴ ٴнавыкиٴ ٴигрыٴ ٴнаٴ ٴразличных музыкальныхٴ ٴинструментахٴ ٴдетскогоٴ ٴоркестра, формировать восприятиеٴ ٴболееٴ ٴсложных,ٴ ٴчемٴ ٴранее,ٴ ٴспособовٴ ٴигрыٴ ٴнаٴ ٴразличных детскихٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментах.

ٴ ٴотрабатыватьٴ ٴслаженностьٴ ٴиٴ ٴвыразительностьٴ ٴисполненияٴ ٴпьесٴ ٴвٴ ٴоркестре.

• настраивать детей наٴ ٴсамостоятельнуюٴ ٴигруٴ ٴна инструментах вٴ ٴсвободноеٴ ٴвремяٴ ٴв детскомٴ ٴсадуٴ ٴиٴ ٴдома.

ٴ ٴспособствоватьٴ ٴпроявлениюٴ ٴтворческойٴ ٴсамореализацииٴ ٴвٴ ٴигреٴ ٴна детскихٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментах

-ٴ ٴпобуждатьٴ ٴимпровизироватьٴ ٴмелодии таинственного,ٴ ٴмужественногоٴ ٴиٴ ٴпрочих

характеров,

-ٴ ٴподбиратьٴ ٴнаٴ ٴслухٴ ٴзнакомыеٴ ٴмелодии,

-ٴ ٴсочинятьٴ ٴмелодииٴ ٴнаٴ ٴстихотворныеٴ ٴтекстыٴ ٴконтрастногоٴ ٴсодержания.

ٴ ٴсоздатьٴ ٴусловияٴ ٴдляٴ ٴсамореализации детей вٴ ٴсамостоятельнойٴ ٴиٴ ٴсовместнойٴ ٴдеятельности.

ٴ ٴактивизироватьٴ ٴинтересٴ ٴродителейٴ ٴк инструментальнойٴ ٴдеятельности,ٴ ٴпривлекаяٴ ٴкٴ ٴорганизованнойٴ ٴколлективнойٴ ٴисполнительскойٴ ٴдеятельностиٴ ٴсовместноٴ ٴсٴ ٴдетьми.

Обучениеٴ ٴигреٴ ٴна детскихٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментах вٴ ٴподготовительнойٴ ٴгруппеٴ ٴяٴ ٴпроводилаٴ ٴпараллельноٴ ٴпоٴ ٴтремٴ ٴнаправлениям.ٴ ٴВٴ ٴзависимостиٴ ٴотٴ ٴэтогоٴ ٴподбиралаٴ ٴрепертуар.

1.ٴ ٴПервоеٴ ٴнаправлениеٴ ٴ-ٴ ٴобучениеٴ ٴигреٴ ٴпоٴ ٴслуху.ٴ ٴВٴ ٴкачествеٴ ٴрепертуараٴ ٴиспользовалаٴ ٴпростыеٴ ٴрусскиеٴ ٴнародныеٴ ٴмелодииٴ ٴиٴ ٴпесенки-ٴ ٴпотешки.

2.ٴ ٴВтороеٴ ٴнаправлениеٴ ٴٴ ٴисполнениеٴ ٴклассическихٴ ٴпроизведенийٴ ٴвٴ ٴоркестре детскихٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментов.

3.ٴ ٴДидактическиеٴ ٴигрыٴ ٴсٴ ٴприменением музыкальныхٴ ٴинструментов.

Всеٴ ٴизвестныеٴ ٴпедагогиٴ ٴсчитаютٴ ٴспособٴ ٴобученияٴ ٴигреٴ ٴна детскихٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментах поٴ ٴслухуٴ ٴсамымٴ ٴэффективнымٴ ٴдляٴ ٴразвития музыкальныхٴ ٴспособностей, особенно музыкально-слуховыхٴ ٴпредставлений.ٴ ٴДляٴ ٴегоٴ ٴреализацииٴ ٴтребуетсяٴ ٴопределеннаяٴ ٴслуховаяٴ ٴподготовка детей.ٴ ٴПоэтому игратьٴ ٴпоٴ ٴслухуٴ ٴяٴ ٴобучаюٴ ٴдетей подготовительной группы.ٴ ٴСамымٴ ٴпростым музыкальнымٴ ٴинструментом,ٴ ٴнаٴ ٴкоторомٴ ٴдетиٴ ٴимеютٴ ٴвозможностьٴ ٴподобратьٴ ٴпоٴ ٴслухуٴ ٴпростейшиеٴ ٴмелодии,ٴ ٴявляетсяٴ ٴметаллофон.

Начинаюٴ ٴобучениеٴ ٴсٴ ٴразучиваниеٴ ٴмелодииٴ ٴна музыкальномٴ ٴзанятии.ٴ ٴВٴ ٴцеляхٴ ٴэкономииٴ ٴвремениٴ ٴэтиٴ ٴжеٴ ٴмелодииٴ ٴиспользуюٴ ٴиٴ ٴкакٴ ٴраспевки.ٴ ٴСначалаٴ ٴмыٴ ٴихٴ ٴпростоٴ ٴпропеваемٴ ٴвٴ ٴразныхٴ ٴтональностях,ٴ ٴзатемٴ ٴпропеваемٴ ٴсٴ ٴпрохлопываниемٴ ٴритмическогоٴ ٴрисунка,ٴ ٴпотомٴ ٴсٴ ٴпоказомٴ ٴрукойٴ ٴнаправленияٴ ٴдвиженияٴ ٴмелодии.ٴ ٴОдинٴ ٴребенок (поٴ ٴжеланию) воспроизводитٴ ٴмелодиюٴ ٴна инструментеٴ ٴсٴ ٴпомощьюٴ ٴмузыкальногоٴ ٴруководителя.ٴ ٴОстальные,ٴ ٴпытаютсяٴ ٴужеٴ ٴсамостоятельноٴ ٴвٴ ٴсвободноеٴ ٴвремяٴ ٴподобратьٴ ٴзнакомуюٴ ٴмелодиюٴ ٴна инструменте.

Наٴ ٴследующемٴ ٴэтапеٴ ٴяٴ ٴорганизуюٴ ٴзанятиеٴ ٴсٴ ٴгруппой детей (6-8ٴ ٴчеловек,ٴ ٴнаٴ ٴкоторомٴ ٴкаждыйٴ ٴребенок играет знакомуюٴ ٴмелодиюٴ ٴпоٴ ٴочереди.ٴ ٴАٴ ٴзатемٴ ٴвсеٴ ٴвместеٴ ٴисполняемٴ ٴееٴ ٴансамблемٴ ٴсٴ ٴсопровождениемٴ ٴфортепьяно.ٴ ٴЕслиٴ ٴуٴ ٴкого-тоٴ ٴиз детей возникаютٴ ٴтрудностиٴ ٴсٴ ٴвоспроизведениемٴ ٴмелодииٴ ٴнаٴ ٴметаллофоне,ٴ ٴяٴ ٴприглашаюٴ ٴегоٴ ٴнаٴ ٴиндивидуальноеٴ ٴзанятие.

Послеٴ ٴтого,ٴ ٴкакٴ ٴвсеٴ ٴдетиٴ ٴсправилисьٴ ٴсٴ ٴоднойٴ ٴмелодией,ٴ ٴпереходимٴ ٴкٴ ٴследующей.ٴ ٴМелодииٴ ٴиспользуюٴ ٴпоٴ ٴпринципуٴ ٴпостепенногоٴ ٴрасширенияٴ ٴдиапазона (отٴ ٴтрехٴ ٴдоٴ ٴсемиٴ ٴступеней).

1. «Уٴ ٴкота-воркотаٴ ٴколыбелькаٴ ٴхороша» р.ٴ ٴн.ٴ ٴп. (3 ступени)

2. «Ходитٴ ٴзайкаٴ ٴпоٴ ٴсаду» р.ٴ ٴн.ٴ ٴп. (3ٴ ٴступениٴ ٴиٴ ٴскачок)

3. «Скок,ٴ ٴскок,ٴ ٴпоскок» р.ٴ ٴн.ٴ ٴп. (4 ступени)

4. «Неٴ ٴлетай,ٴ ٴсоловей» р.ٴ ٴн.ٴ ٴп. (4 ступени)

5. «Какٴ ٴподٴ ٴгоркой,ٴ ٴподٴ ٴгорой» (4 ступени)

6. «Кٴ ٴнамٴ ٴгостиٴ ٴпришли» р.ٴ ٴн.ٴ ٴп. (5 ступеней)

7. «Наٴ ٴзеленомٴ ٴлугу» р.ٴ ٴн.ٴ ٴп. (5 ступеней)

8. «Воٴ ٴсадуٴ ٴли,ٴ ٴвٴ ٴогороде» р.ٴ ٴн.ٴ ٴп. (6 ступеней)

9. «Воٴ ٴполеٴ ٴберезаٴ ٴстояла» р.ٴ ٴн.ٴ ٴп. (7 ступеней)

Когдаٴ ٴдетиٴ ٴпонялиٴ ٴпринципٴ ٴподбораٴ ٴпоٴ ٴслуху,ٴ ٴониٴ ٴмогутٴ ٴсамостоятельноٴ ٴпытатьсяٴ ٴподобратьٴ ٴлюбуюٴ ٴзнакомуюٴ ٴмелодиюٴ ٴнаٴ ٴлюбомٴ ٴзвуковысотном инструменте :ٴ ٴнаٴ ٴарфе,ٴ ٴнаٴ ٴаккордеоне,ٴ ٴнаٴ ٴсинтезатореٴ ٴ(все музыкальныеٴ ٴинструментыٴ ٴестьٴ ٴвٴ ٴмузыкальном уголкеٴ ٴподготовительнойٴ ٴгруппы).

Ещеٴ ٴодноٴ ٴнаправлениеٴ ٴпоٴ ٴобучению детейٴ ٴигреٴ ٴнаٴ ٴдетскихٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментахٴ ٴٴ ٴорганизацияٴ ٴдетскогоٴ ٴоркестра.ٴ ٴЭтоٴ ٴзамечательнаяٴ ٴвозможностьٴ ٴприобщить детей подготовительнойٴ ٴгруппыٴ ٴкٴ ٴизвестнымٴ ٴмировымٴ ٴшедеврамٴ ٴклассической музыки. Вٴ ٴкачествеٴ ٴрепертуараٴ ٴбылиٴ ٴиспользованыٴ ٴпроизведения:

П.ٴ ٴИ.ٴ ٴЧайковскогоٴ ٴ(отрывокٴ ٴизٴ ٴбалетаٴ ٴ(Лебединоеٴ ٴозеро,ٴ ٴАнтониоٴ ٴВивальдиٴ ٴ(отрывокٴ ٴизٴ ٴконцерта «Временаٴ ٴгода» (Зима,ٴ ٴС.ٴ ٴРахманинова «Итальянскаяٴ ٴполька»,ٴ ٴИ.ٴ ٴШтрауса «Полька»,ٴ ٴВ.ٴ ٴА.ٴ ٴМоцарта «Турецкийٴ ٴмарш».

Сложностьٴ ٴпроизведенийٴ ٴтребуетٴ ٴдругихٴ ٴспособовٴ ٴиٴ ٴподходовٴ ٴкٴ ٴразучиваниюٴ ٴоркестровыхٴ ٴпартий.ٴ ٴНаٴ ٴначальномٴ ٴэтапеٴ ٴзнакомстваٴ ٴс музыкальным произведениемٴ ٴяٴ ٴиспользуюٴ ٴсвободнуюٴ ٴимпровизацию,ٴ ٴноٴ ٴпослеٴ ٴтогоٴ ٴкакٴ ٴопределенаٴ ٴоркестровкаٴ ٴпроизведения,ٴ ٴприступаюٴ ٴкٴ ٴразучиваниюٴ ٴпартийٴ ٴнаٴ ٴиндивидуальныхٴ ٴзанятиях.ٴ ٴВٴ ٴэтомٴ ٴслучаеٴ ٴмелодииٴ ٴнаٴ ٴзвуковысотных инструментах детиٴ ٴзапоминаютٴ ٴнеٴ ٴпоٴ ٴслуху,ٴ ٴаٴ ٴпоٴ ٴпоказуٴ ٴиٴ ٴилиٴ ٴпоٴ ٴцветовымٴ ٴизображениям.

Сٴ ٴбольшимٴ ٴудовольствиемٴ ٴдетиٴ ٴвыступаютٴ ٴвٴ ٴсоставеٴ ٴоркестраٴ ٴпередٴ ٴзрителями.ٴ ٴЕслиٴ ٴсольноеٴ ٴвыступлениеٴ ٴуٴ ٴнекоторых детей вызываетٴ ٴбольшоеٴ ٴстеснениеٴ ٴиٴ ٴсмущение,ٴ ٴто, играяٴ ٴвٴ ٴколлективе,ٴ ٴониٴ ٴчувствуютٴ ٴподдержку,ٴ ٴобретаютٴ ٴсмелостьٴ ٴиٴ ٴвыступлениеٴ ٴнаٴ ٴсценеٴ ٴначинаетٴ ٴприноситьٴ ٴдетямٴ ٴрадость.ٴ ٴДля детей подготовительнойٴ ٴгруппыٴ ٴсценаٴ ٴявляетсяٴ ٴстимуломٴ ٴдляٴ ٴобученияٴ ٴигреٴ ٴнаٴ ٴДМИ.

Посколькуٴ ٴоркестровыеٴ ٴпьесыٴ ٴмы играет неٴ ٴтолькоٴ ٴподٴ ٴфортепьянноеٴ ٴсопровождение,ٴ ٴноٴ ٴиٴ ٴподٴ ٴфонограмму,ٴ ٴдетиٴ ٴимеютٴ ٴвозможностьٴ ٴвٴ ٴгруппеٴ ٴорганизоватьٴ ٴансамбльٴ ٴиٴ ٴисполнятьٴ ٴвыученныеٴ ٴпроизведенияٴ ٴсамостоятельно.

Немаловажнуюٴ ٴрольٴ ٴприٴ ٴобучении детейٴ ٴигреٴ ٴнаٴ ٴдетскихٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментахٴ ٴимеютٴ ٴмузыкально-дидактическиеٴ ٴигры,ٴ ٴкоторыеٴ ٴспособствуют формированиюٴ ٴуменийٴ ٴслушатьٴ ٴмузыку,ٴ ٴразличатьٴ ٴвысоту,ٴ ٴтембр,ٴ ٴдинамикуٴ ٴиٴ ٴдлительностьٴ ٴзвука,ٴ ٴпомогаютٴ ٴзакреплятьٴ ٴзнания детейٴ ٴоٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментах.

Все музыкально-дидактическиеٴ ٴигрыٴ ٴсٴ ٴприменениемٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментов яٴ ٴусловноٴ ٴразделилаٴ ٴнаٴ ٴблоки:

1.ٴ ٴИгры,ٴ ٴнаправленныеٴ ٴнаٴ ٴразвитиеٴ ٴчувстваٴ ٴритмаٴ ٴ(«Ритмическиеٴ ٴкубики» или «Выполниٴ ٴзадание»,ٴ ٴвٴ ٴкоторыхٴ ٴдетиٴ ٴсٴ ٴпомощьюٴ ٴпредметов,ٴ ٴнапримерٴ ٴбольшихٴ ٴиٴ ٴмаленькихٴ ٴкарточек,ٴ ٴучатсяٴ ٴсопоставлятьٴ ٴзрительноٴ ٴиٴ ٴнаٴ ٴслухٴ ٴсоотношениеٴ ٴзвуков (короткие-длинные).

2.ٴ ٴИгрыٴ ٴнаٴ ٴразвитиеٴ ٴтембровогоٴ ٴслуха формируютٴ ٴуٴ ٴдетей подготовительнойٴ ٴгруппыٴ ٴумениеٴ ٴразличатьٴ ٴдоٴ ٴ8ٴ ٴразличныхٴ ٴтембров музыкальныхٴ ٴинструментов.

3.ٴ ٴИгрыٴ ٴнаٴ ٴразвитиеٴ ٴладовогоٴ ٴчувстваٴ ٴпозволяютٴ ٴнаучитьсяٴ ٴнаٴ ٴслухٴ ٴопределятьٴ ٴколичество проигранныхٴ ٴнаٴ ٴинструментеٴ ٴзвуков.

4.ٴ ٴРазличныеٴ ٴигры,ٴ ٴпобуждающиеٴ ٴкٴ ٴсочинительству,ٴ ٴимпровизацииٴ ٴٴ ٴкоторыхٴ ٴдети,ٴ ٴнапример,ٴ ٴозвучиваютٴ ٴсказкуٴ ٴилиٴ ٴпридуманноеٴ ٴпутешествие)ٴ ٴспособствуютٴ ٴраскрытиюٴ ٴвٴ ٴребенкеٴ ٴтворческогоٴ ٴначала,ٴ ٴразвитиюٴ ٴвоображенияٴ ٴиٴ ٴфантазии.

Использование музыкально-дидактических игрٴ ٴٴ ٴзамечательнаяٴ ٴвозможностьٴ ٴразвивать музыкальныеٴ ٴспособностиٴ ٴдетей вٴ ٴдоступнойٴ ٴигровой форме.ٴ ٴПрименение музыкально-дидактических игрٴ ٴнаٴ ٴзанятияхٴ ٴдаетٴ ٴвозможностьٴ ٴпровестиٴ ٴихٴ ٴнаиболееٴ ٴсодержательноٴ ٴиٴ ٴинтересно.ٴ ٴАٴ ٴиспользованиеٴ ٴихٴ ٴвٴ ٴсамостоятельнойٴ ٴдеятельностиٴ ٴзакрепляетٴ ٴполученныеٴ ٴнаٴ ٴзанятияхٴ ٴнавыкиٴ ٴиٴ ٴумения.

Наٴ ٴвсехٴ ٴэтапахٴ ٴвоٴ ٴвсехٴ ٴнаправленияхٴ ٴобученияٴ ٴигреٴ ٴнаٴ ٴДМИٴ ٴяٴ ٴуделяюٴ ٴвниманиеٴ ٴтехникеٴ ٴисполнения,ٴ ٴпоскольку,ٴ ٴчемٴ ٴлучшеٴ ٴребенокٴ ٴвладеет музыкальнымٴ ٴинструментом,ٴ ٴтемٴ ٴбольшеٴ ٴуٴ ٴнегоٴ ٴвозможностейٴ ٴдляٴ ٴтворческойٴ ٴреализации.

Приٴ ٴигреٴ ٴмаракасах,ٴ ٴбубенцахٴ ٴиٴ ٴтрещотках,ٴ ٴяٴ ٴстараюсьٴ ٴследитьٴ ٴзаٴ ٴтем,ٴ ٴчтобыٴ ٴдети игралиٴ ٴкистью,ٴ ٴрукаٴ ٴвٴ ٴзапястьеٴ ٴоставаласьٴ ٴсвободной.ٴ ٴВٴ ٴпротивномٴ ٴслучае, игра зажатойٴ ٴрукойٴ ٴсоздаетٴ ٴуٴ ٴребенкаٴ ٴчувствоٴ ٴдискомфорта,ٴ ٴонٴ ٴначитаетٴ ٴотставатьٴ ٴотٴ ٴритма.

Тоٴ ٴжеٴ ٴсамоеٴ ٴможноٴ ٴсказатьٴ ٴиٴ ٴоٴ ٴположенииٴ ٴмолоточкаٴ ٴприٴ ٴигреٴ ٴнаٴ ٴметаллофоне.ٴ ٴТолькоٴ ٴсвободнаяٴ ٴкистьٴ ٴпозволяетٴ ٴизвлекатьٴ ٴзвукиٴ ٴтак,ٴ ٴчтобыٴ ٴпластинкаٴ ٴприٴ ٴудареٴ ٴзвенела.

Совершенствованиеٴ ٴнавыковٴ ٴзаключаетсяٴ ٴиٴ ٴвٴ ٴрасширенииٴ ٴприемовٴ ٴигры.

Играяٴ ٴнаٴ ٴтреугольнике,ٴ ٴвٴ ٴподготовительнойٴ ٴгруппеٴ ٴмыٴ ٴосвоилиٴ ٴновыйٴ ٴприем «тремоло»,ٴ ٴкоторыйٴ ٴдостаточноٴ ٴсложенٴ ٴвٴ ٴтехническомٴ ٴвоплощении,ٴ ٴтребуетٴ ٴхорошейٴ ٴкоординацииٴ ٴдвижений.ٴ ٴИспользованиеٴ ٴэтогоٴ ٴприемаٴ ٴпозволяетٴ ٴпередаватьٴ ٴразличныеٴ ٴдинамическиеٴ ٴоттенки.

Используяٴ ٴразличныеٴ ٴприемыٴ ٴигрыٴ ٴнаٴ ٴбубнеٴ ٴ(чередованиеٴ ٴударовٴ ٴраскрытойٴ ٴладоньюٴ ٴиٴ ٴподушечкамиٴ ٴпальцев,ٴ ٴстараюсьٴ ٴобратитьٴ ٴвниманиеٴ ٴнаٴ ٴсильныеٴ ٴиٴ ٴслабыеٴ ٴдолиٴ ٴтакта.

Играяٴ ٴнаٴ ٴбарабане,ٴ ٴмыٴ ٴучимсяٴ ٴслышатьٴ ٴиٴ ٴвыделятьٴ ٴакцентыٴ ٴв музыке.

Совершенствованиеٴ ٴнавыковٴ ٴигрыٴ ٴнаٴ ٴДМИٴ ٴпозволяетٴ ٴдетямٴ ٴболееٴ ٴсвободноٴ ٴчувствоватьٴ ٴсебяٴ ٴвоٴ ٴвремяٴ ٴисполнения музыкальных произведенийٴ ٴиٴ ٴполучатьٴ ٴудовольствиеٴ ٴвٴ ٴпроцессеٴ ٴигры.

Вٴ ٴпроцессеٴ ٴобучениеٴ ٴигреٴ ٴнаٴ ٴДМИٴ ٴяٴ ٴиспользуюٴ ٴследующиеٴ ٴметоды:

1.ٴ ٴНаглядно-ٴ ٴслуховой.ٴ ٴПредъявлениеٴ ٴребенкуٴ ٴэталонаٴ ٴзвучанияٴ ٴмелодии,ٴ ٴкоторуюٴ ٴемуٴ ٴпредстоитٴ ٴвоспроизвестиٴ ٴпоٴ ٴслуху. (Например,ٴ ٴпроигрываниеٴ ٴнаٴ ٴфортепьяно,ٴ ٴилиٴ ٴпропеваниеٴ ٴмелодии).

2.ٴ ٴПрактическийٴ ٴметодٴ ٴ(показٴ ٴприемовٴ ٴигры,ٴ ٴпроигрываниеٴ ٴмелодииٴ ٴна детскомٴ ٴмузыкальномٴ ٴинструменте).ٴ ٴПомогаетٴ ٴребенкуٴ ٴовладетьٴ ٴнеобходимымиٴ ٴспособамиٴ ٴдействий.

3.ٴ ٴСловесныйٴ ٴметод (указания,ٴ ٴразъяснения,ٴ ٴобразныеٴ ٴсравнения).ٴ ٴПрименяетсяٴ ٴодновременноٴ ٴсٴ ٴнаглядно-слуховымٴ ٴиٴ ٴпрактическим.

4.ٴ ٴМетодٴ ٴконтрастныхٴ ٴсопоставлений (контрастыٴ ٴнастроений,ٴ ٴобразов) помогаютٴ ٴребенку игратьٴ ٴвыразительно,ٴ ٴприменятьٴ ٴнеобходимыеٴ ٴприемыٴ ٴиٴ ٴспособыٴ ٴзвукоизвлечения.ٴ ٴНапример,ٴ ٴиспользованиеٴ ٴразнохарактерныхٴ ٴиٴ ٴразноٴ ٴжанровыхٴ ٴпопевокٴ ٴ(колыбельнаяٴ ٴ«Уٴ ٴкота-воркотаٴ ٴиٴ ٴплясовая «Яٴ ٴнаٴ ٴгоркуٴ ٴшла».)

5.ٴ ٴМетодٴ ٴуподобленийٴ ٴхарактеру музыки.ٴ ٴПрименяюٴ ٴвٴ ٴвидеٴ ٴоркестровкиٴ ٴпроизведенийٴ ٴ(темброво-инструментальное уподоблениеٴ ٴхарактеру музыки)ٴ ٴприٴ ٴсовместнойٴ ٴигреٴ ٴвٴ ٴансамбле,ٴ ٴоркестре.ٴ ٴВместеٴ ٴсٴ ٴдетьмиٴ ٴвыбираем инструменты, близкиеٴ ٴпоٴ ٴхарактеруٴ ٴзвучанияٴ ٴнастроению музыкиٴ ٴвٴ ٴразделахٴ ٴформы,ٴ ٴопределяем,ٴ ٴгдеٴ ٴбудутٴ ٴвступатьٴ ٴновые инструменты.

Развивающая среда вноситٴ ٴсвоейٴ ٴвкладٴ ٴв формированиеٴ ٴобщейٴ ٴкультуры воспитанниковٴ ٴподготовительнойٴ ٴгруппы.ٴ ٴВ музыкальном уголкеٴ ٴподготовительнойٴ ٴгруппыٴ ٴпредставленыٴ ٴразличные музыкальныеٴ ٴинструменты,ٴ ٴкакٴ ٴозвученные,ٴ ٴнаٴ ٴкоторыхٴ ٴдетиٴ ٴимпровизируютٴ ٴилиٴ ٴзакрепляютٴ ٴполученныеٴ ٴнаٴ ٴзанятияхٴ ٴнавыкиٴ ٴиٴ ٴумения;ٴ ٴаٴ ٴтакжеٴ ٴнеозвученныеٴ ٴ(балалайки,ٴ ٴскрипки,ٴ ٴгитары,ٴ ٴфортепиано, играяٴ ٴсٴ ٴкоторыми,ٴ ٴдетиٴ ٴразвиваютٴ ٴсвоеٴ ٴвоображение, музыкальнуюٴ ٴпамять,ٴ ٴтворческиеٴ ٴспособности.

Музыкальный залٴ ٴоснащенٴ ٴвсемиٴ ٴвидами детскихٴ ٴинструментов,ٴ ٴнеобходимыхٴ ٴдляٴ ٴорганизацииٴ ٴсмешанного детского оркестраٴ ٴиٴ ٴнародного детскогоٴ ٴоркестра.

Огромнаяٴ ٴрольٴ ٴвٴ ٴорганизации музыкальнойٴ ٴинструментальной деятельностиٴ ٴвٴ ٴрежимныхٴ ٴмоментахٴ ٴпринадлежитٴ ٴвоспитателямٴ ٴподготовительнойٴ ٴгруппы,ٴ ٴсٴ ٴкоторымиٴ ٴяٴ ٴпровожуٴ ٴконсультацииٴ ٴпоٴ ٴподборуٴ ٴрепертуара,ٴ ٴигр,ٴ ٴзаданийٴ ٴиٴ ٴупражнений.ٴ ٴВоспитателиٴ ٴоказываютٴ ٴпомощьٴ ٴиٴ ٴвٴ ٴпривлеченииٴ ٴродителейٴ ٴкٴ ٴсовместнойٴ ٴсٴ ٴдетьми музыкальнойٴ ٴинструментальнойٴ ٴдеятельности.ٴ ٴСٴ ٴбольшимٴ ٴудовольствиемٴ ٴмамыٴ ٴиٴ ٴпапыٴ ٴпринимаютٴ ٴучастиеٴ ٴвٴ ٴпраздниках,ٴ ٴвыступаютٴ ٴвٴ ٴсоставе инструментальныхٴ ٴансамблей.

Результативностью опытаٴ ٴяٴ ٴсчитаю возросшийٴ ٴинтересٴ ٴвоспитанниковٴ ٴк инструментальнойٴ ٴдеятельности, возросшийٴ ٴинтересٴ ٴродителей (поٴ ٴрезультатамٴ ٴанкетирования) иٴ ٴкٴ ٴклассической музыке,ٴ ٴиٴ ٴк инструментальнойٴ ٴдеятельности,ٴ ٴкоторыйٴ ٴоткрываетٴ ٴвозможностьٴ ٴдляٴ ٴдальнейшегоٴ ٴобучения детейٴ ٴигреٴ ٴнаٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментах вٴ ٴсистемеٴ ٴдополнительного музыкальногоٴ ٴобразования.

Используемаяٴ ٴлитература:

1.ٴ ٴА.ٴ ٴГ.ٴ ٴГогоберидзе,ٴ ٴВ.ٴ ٴА.ٴ ٴДеркунская «Детствоٴ ٴсٴ ٴмузыкой.ٴ ٴСовременныеٴ ٴпедагогическиеٴ ٴтехнологии музыкального воспитанияٴ ٴиٴ ٴразвития детей раннегоٴ ٴиٴ ٴдошкольногоٴ ٴвозраста».ٴ ٴСанкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

2.ٴ ٴИ.ٴ ٴЕ.ٴ ٴЯцевич «Музыкальное развитиеٴ ٴдошкольниковٴ ٴна основе примернойٴ ٴобразовательнойٴ ٴпрограммы «Детство».ٴ ٴСанкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

3.ٴ ٴО.ٴ ٴП.ٴ ٴРадынова,ٴ ٴЛ.ٴ ٴН.ٴ ٴКомиссароваٴ ٴ«Теорияٴ ٴиٴ ٴметодика музыкального

воспитания детей дошкольногоٴ ٴвозраста».ٴ ٴДубнаٴ ٴФениксٴ ٴ+,ٴ ٴ2011

4.ٴ ٴН.ٴ ٴА.ٴ ٴВетлугина,ٴ ٴА.ٴ ٴК.ٴ ٴКенеманٴ ٴ«Теорияٴ ٴиٴ ٴметодика музыкальногоٴ ٴвоспитанияٴ ٴвٴ ٴдетскомٴ ٴсаду». Москва «Просвещение», 1983

5.ٴ ٴН.ٴ ٴГ.ٴ ٴКононоваٴ ٴ«Обучениеٴ ٴдошкольниковٴ ٴигреٴ ٴна детскихٴ ٴмузыкальныхٴ ٴинструментах». Москва «Просвещение», 1990

6.ٴ ٴС.ٴ ٴП.ٴ ٴБублей «Детскийٴ ٴоркестр». Ленинград 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество в музыкально-ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию реб...

Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей.

Выпускная квалификационная работа слушателя программы повышения квалификации "Московского городского педагогического университета" на тему: "Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство...

«Творчество в музыкально –ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей .»

«Творчество в музыкально –ритмических движенияхкак средство формирования основ музыкальной культуры детей .»...

Музыкальное воспитание в ДОУ, как средство формирования основ музыкальной культуры.

Одним из компонентов приобщения ребенка дошкольного возраста к культуре, является формирование основ музыкальной культуре. В данной статье рассматривается система музыкального воспитания как сложное и...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...

Проект «Творчество в музыкально –ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры детей»

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество.  Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музык...