Музыкальное воспитание в ДОУ, как средство формирования основ музыкальной культуры.
статья

Одним из компонентов приобщения ребенка дошкольного возраста к культуре, является формирование основ музыкальной культуре. В данной статье рассматривается система музыкального воспитания как сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_v_dou.docx27.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание в ДОУ, как средство формирования основ музыкальной культуры.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование основ музыкальной культуры, то есть музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Она обладает своим своеобразным «языком», своей «речью». [15, с.22]. Нужно научить ребенка не просто выразительно, чисто петь, двигаться под музыку, но и вызывать в ребенке особую потребность, желание общаться с ней. В этом заключается эстетический аспект музыкального воспитания в условиях формирования гармонично развитой личности.

О значении музыки в воспитании ребенка говорил русский физиолог В. М. Бехтерев. Музыкальное воспитание он понимал как процесс выработки навыков, привычек, вкусов, приобретаемых в процессе деятельности. Музыкальное  развитие «обуславливается не только прирожденными, но и приобретенными путем воспитания и жизненного опыта особенностями личности». [15, с.36].

Музыкальное воспитание ребенка - это система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания  эстетических чувств в процессе приобщения его к музыке. Оно включает в себя как воспитание, являющимся одним из факторов всестороннего формирования личности, так и образование, обучение и развитие.

Образование направленно на овладение системой знаний, присвоение накопленного человечеством опыта, в том числе и музыкального.

Обучение – это педагогический процесс передачи музыкального опыта, присвоение ребенком не только знаний (в области музыкального воспитания они очень скромны и ограничены по объему), но и практических умений и способов действий.

Развитие – это движение от низших простейших музыкальных проявлений к более высшим, совершенным. В развитии происходит становление и формирование музыкальных способностей.

В процессе музыкального воспитания развитие ребенка происходит:

- в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;

- в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

- в области проявлений отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;

- в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.

     Основой музыкального воспитания детей является огромные образовательные возможности музыкального искусства. «Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы, использование музыкального искусства для углубления впечатлений – важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста» [21; 13]

     Задачи музыкального воспитания в детском саду не сводятся к обучению будущих исполнителей-профессионалов, а ставит своей целью вызвать ответную эмоциональную реакцию на музыку, сделать так, чтобы музыка проникла в душу ребенка, связала его с ней.

   Особенность психики дошкольника такова, что он качественно усваивает только то, что для него эмоционально значимо, такова характерная особенность восприятия пяти- шестилетнего ребенка. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка, так как она представляет собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» (С. Леви).  Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста таковы, что с одной стороны, им свойственна гибкость воображения, а с другой – у них мало личного опыта, не развит музыкальный и художественный вкус, низок уровень обобщения.

   Музыка эмоционально по своей сущности, по своему непосредственному содержанию, поэтому она становится, по выражению Б. М. Теплова «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей, так как она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

     Целью музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста является средствами музыкального искусства способствовать становлению личности ребенка. Музыкальное воспитание направлено на совершенствование многих качеств личности ребенка. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразовывать, изменять. Психолог Б. М. Теплов говорил: «музыка прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством» [58; с. 18]

Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения. Обучение музыке – воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения, знания, навыки, умения, а ребенок должен все это усвоить. И здесь важно подчеркнуть, что музыкальные произведения, используемые педагогами-музыкантами в работе должны быть тщательно подобраны и соответствовать следующим критериям:

  • быть высокохудожественными;
  • эмоционально-насыщенными;
  • содержательными и занимательными по сюжету;
  • простыми по форме и доступными по содержанию;
  • мелодичными;
  • способствовать пробуждению эмоциональной отзывчивости и формированию музыкального вкуса.

Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования.  

Много лет детские сады работали по программе М. А. Васильевой  «Музыкальное воспитание в детском саду». В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, для педагогов существует возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей.     Например, такие программы, как: «Музыкальные шедевры» под редакцией О. П. Радыновой, «Элементарное музицирование» под редакцией Т. Э . Тютюнниковой, «Ритмическая мозаика» под редакцией А. И. Бурениной,  программа «Камертон» под редакцией Э. П. Костиной и множество других. Основной программой является «Программа воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. В программе указаны задачи музыкального воспитания и развития, определен объем знаний и навыков в различных видах музыкальной деятельности:

  • слушание музыки, в процессе которого происходит восприятие произведений;
  • исполнительская деятельность (пение, танцы, игры, хороводы)
  • творчество – импровизация простейших мелодий, комбинация элементов танца, драматизация песен, передача образа персонажей музыкальных игр.

В соответствии с основной целью всестороннего и гармоничного развития ребенка средствами музыки выделяются следующие положения, которые реализуются в программе:

- связь музыкально-эстетической деятельности с окружающей жизнью, с современностью.

- приобщение к эмоциональному содержанию музыки, к его яркой, постоянно меняющейся речи. Чем более ребенок вслушивается в звучание музыки, чем разнообразнее его музыкальная деятельность, тем разностороннее его музыкальное развитие.

- установление преемственности в музыкальном развитии детей на различных возрастных этапах. Музыкальное развитие ребенка идет по возрастающей линии – от простых проявлений к более сложным. Программа точно указывает, как на разных возрастных этапах формируется эстетическое отношение детей к музыке, развиваются музыкальные и творческие способности, какие приобретаются знания, вырабатываются навыки, способы действий.

- обязательность музыкального воспитания детей. Каждый ребенок должен иметь определенный запас умений и навыков независимо от подготовленности и уровня его природной одаренности.

     Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации детской музыкальной деятельности.

    «Содержанием предмета музыкальное воспитание являются вокальные и инструментальные музыкальные произведения, используемые как для слушания, так и для исполнения, а также система педагогических воздействий на ребенка, позволяющая развивать его личность нравственно, интеллектуально и эмоционально, формировать творческое отношение к жизни» [21; с.19 ].

       Музыкальное воспитание способствует музыкальному развитию детей, содействует всестороннему развитию личности, строится с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста

 Существуют следующие формы организации музыкальной деятельности дошкольников: музыкальные занятия, праздники, вечера развлечений, самостоятельная деятельность детей.

 В данной работе мы рассмотрим лишь одну из этих форм – музыкальные занятия, как основную форму учебного процесса, в которой используются все виды музыкальной деятельности для формирования гармонически развитой личности.

На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально-эстетических и воспитательно-образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивает необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.

   По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные -  в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

Существует апробированная традиционная структура музыкального занятия.

Музыкальное занятие начинается входом детей под музыку марша, затем следуют музыкально-ритмические упражнения. После этого идет пение со всем комплексом певческих музыкально-сенсорных и творческих заданий, повторением и разучиванием одной-двух песен.

По окончании пения детям предлагают прослушать знакомое им музыкальное произведение или музыку к новой музыкальной игре, программу которой педагог предварительно раскрывает в сюжетно-образном рассказе. Если игра не сюжетная, то слушание музыкального произведения сочетается с анализом его (характера и структуры, средств музыкальной выразительности) и при активном участии детей, затем дается объяснение игровых действий, и следует музыкальная игра. Такие занятия называются типовыми.

Однако существуют и другие варианты проведения музыкального занятия. Музыкальное занятие начинается слушанием музыки. В таком случае вход детей на занятие не требует музыкального сопровождения. Они входят без построения и садятся на свои места. Здесь важно настроить детей на восприятие музыки и сосредоточить их слуховое внимание.

По окончании слушания музыки, педагог переходит к другим видам музыкальной деятельности: пению, музыкально-ритмическому движению, игре.

Хочется подчеркнуть, что на современном этапе проведения музыкальных занятий, специалисты приходят к выводу о том, что наибольшего эффекта в воспитании у детей потребности в музыкальном искусстве можно достигнуть, используя все виды музыкальной деятельности во взаимосвязи и взаимозависимости, следя за тем, чтобы одно действие плавно переходило в другое, связывая их единой темой музыкального занятия.

Структура музыкального занятия может быть определена единой темой. Такие занятия называются тематическими. В основе лежит определенная тема, которая решается разными средствами, разными путями. Отбор всех музыкальных произведений для данного занятия определяются его темой. Она является единой для всех видов музыкальной деятельности – слушания музыки, пения, ритмики, и, когда возможно, игры на каком-либо детском музыкальном инструменте.

Определенный интерес для общего и музыкального развития детей дошкольного возраста имеют комплексные занятия. Смысл такого занятия заключается в том, что определенная тема раскрывается через различные виды детской деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной. На занятии дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки, рисуют, лепят, выполняют аппликации, то есть сочетание нескольких видов деятельности дает ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно. Проведение комплексных занятий требует серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Проведение таких занятий целесообразно, когда дети приобрели уже некоторый опыт в указанных выше видах деятельности и могут исполнять связанный с данной темой разученный репертуар (песни, стихи, танцы, игры), могут сделать рисунок по теме.

   В доминантном занятии  какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия—выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

Существует также такая форма проведения занятий как  - интегрированные занятия.

В «Словаре иностранных слов» звучит следующее определение интеграции:

- это восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо представлений.

В «Советском энциклопедическом словаре»  интеграция – это понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. Диапазон тем интегрированных занятий гораздо шире, чем других видов занятий, так как в основе лежит не только синтез искусств и художественной деятельности, но и деятельности познавательной, трудовой, двигательной. Так, если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, элементарному музицированию, музыкальному творчеству, то дети глубже осознают основные средства музыкальной выразительности.

Интегрированные занятия способствуют взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении различных искусств и видов детской (в данном случае музыкальной) деятельности, работающих на создание одного образа. Такие занятия «обогащают знания детей об окружающем мире, способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми». [ 35; с. 3].

Занятия проводятся по программе планомерно по всем видам музыкальной деятельности. В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песне, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.

Все указанные выше виды музыкальных занятий представляют собой учебный, развивающий воспитательно-образовательный комплекс целенаправленной, различно организуемой музыкальной деятельности детей. Тематические, комплексные, интегрированные музыкальные занятия оказывают на ребенка эмоционально-эстетическое воздействие, создают особую заинтересованность в процессе обучения, воспитывают у детей любовь к музыке, стремление к музыкальному исполнительству и творчеству.

Учет возрастных особенностей детей позволяет определить, какие формы и виды музыкальной деятельности наиболее эффективны для закладывания основ музыкальной культуры, поэтому очень важно найти оптимальное соотношение всех воздействий на ребенка, избегая излишеств в том или ином виде деятельности, так как это может принести неисправимый вред делу музыкального развития ребенка.

Вывод:

Формирование основ музыкальной культуры детей происходит в процессе музыкального воспитания, которое представляет собой синтез различных видов музыкальной деятельности, направленных на совершенствование многих качеств личности ребенка.

Нами были выделены различные формы проведения музыкальных занятий – типовое, тематическое, комплексное, доминантное и интегрированное Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Большое значение в приобретении детьми знаний, умений, навыков оказывают систематические музыкальные занятия и развитие музыкальных способностей, как результата присвоения всего объективного богатства, созданного человечеством. При организации процесса музыкального воспитания детей необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способности развиваются наилучшим образом в процессе разнообразной музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание ребенка должно происходить комплексно, в совокупности с применением различных методик и использовании творческого потенциала музыкального руководителя и должно способствовать не только музыкальному развитию ребенка, но и содействовать формированию основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Все приобретенные детьми знания должны найти себе применение в практической музыкальной деятельности, соответствующей возрасту ребенка.

Список используемой литературы:

1.Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.

2.Выготский Л. С. Детская психология Ч. 2: Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. М., 1984. Т. 4.

3.Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.

4. Дубровская, Е.А. Музыкальное развитие ребенка: практические советы педагога/Е.А.Дубровская. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 26с.

5. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М., 2003. – 176 c.

6.Зацепина М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: Обзор программ  дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложения к журналу «Управление ДОУ»)

7.Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 320 с. (Учебное пособие)

8.Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя/ Д. Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

9.С.И. Мерзлякова Музыкальный руководитель Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей –ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» - 2008 № 3 80 с.; 3

10. Б. М. Теплов Психология музыкальных способностей/ Б. М. Теплов, [отв. Ред. Э. А. Голубева, Е. П. Гусева, В. А. Кольцова, О. Е. Серова]. – М.: Наука, 2003 – 379 с. – (Памятка психологической мысли)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество в музыкально-ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию реб...

Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей.

Выпускная квалификационная работа слушателя программы повышения квалификации "Московского городского педагогического университета" на тему: "Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство...

«Творчество в музыкально –ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей .»

«Творчество в музыкально –ритмических движенияхкак средство формирования основ музыкальной культуры детей .»...

Синтез различных видов искусств – средство формирования основ музыкальной культуры ребенка».

Описание опыта работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...