Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука вокала»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Отликова Татьяна Владимировна

Программа «АЗБУКА ВОКАЛА»

Объединение, в котором реализуется программа – студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;

составитель программы – Отликова Т. В.;

педагог, реализующий программу – Отликова Т. В.;

направленность программы – художественная.

Цель программы: обучение детей пению, развитие их певческих и общих музыкальных способностей, формирование и воспитание интереса к музыкальному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_vokala.docx118.95 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Республики Крым

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

ПРИНЯТО                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом                                                                      и. о. генерального директора

протокол № 1                                                                                         ГБОУ ДО РК

от «26» августа 2014 г.                                                                         «МЦТИ «Золотой ключик»

                                                                                                                 _________Н.П. Пермякова

                                                                                                                 приказ № 30

                                                                                                                 от «02» марта 2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«АЗБУКА ВОКАЛА»

Для реализации в студии раннего развития дошкольников

«Эксперимент»

Возраст обучающихся – от 4 до 6 лет

Продолжительность освоения программы – 2 года

СОСТАВИТЕЛЬ

Отликова Татьяна Владимировна

педагог дополнительного образования

ЕВПАТОРИЯ 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.

Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна; тембровый и динамический слух; музыкальное мышление и память. Во время занятий пением успешно осуществляется общее развитие ребенка: формируются высшие психические функции, обогащаясь представлениями об окружающем; развивается речь; ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем: дыханием, кровообращением, эндокринной и другими системами, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, ребенок должен чувствовать себя комфортно, петь легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.

Актуальность программы в том, что занятия способствуют развитию у ребят интереса к вокальному искусству; это повышает их музыкальную культуру, развивает эстетическое восприятие, способствует успешной социализации и развитию коммуникативных навыков. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают стимулирующее влияние на обменные процессы: у поющего ребенка улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается тонус и общая сопротивляемость организма, возрастает качество иммунных процессов. 

Педагогическая целесообразность программы

Программа сформирована на принципах целостного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам вокала в тесной взаимосвязи с изучением элементарной теории музыки; кроме того на занятиях дети знакомятся с назначением и использованием звуковоспроизводящей аппаратуры.

Программа «Азбука вокала» (далее программа) направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства; она составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей 4 – 6 лет. Особое внимание уделяется бережному отношению к голосу в процессе воспитания юных певцов, постоянному внимательному наблюдению за состоянием певческого аппарата ребенка.

Наиболее важным в программе представляется положение о единстве вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся в системе учебно-педагогической работы.

Программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года.

Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

СанПин 2.4.4. 3172 – 14.

Программа по виду является модифицированной, она разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», авторы И. Каплунова, И. Новоскольцев.

По содержанию программа имеет художественную направленность;

по функциональному предназначению является учебно-познавательной;

уровень усвоения программы – начальный;

возраст обучаемых от 4 до 6 лет.

Полный объем учебных часов – 144;

количество часов по годам обучения:

1-й год обучения: 72 часа в год;

2-й год обучения: 72 часа в год.

Недельная нагрузка и режим занятий:

1-й год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю);

2-й год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю).

Программа предназначена для реализации в студии раннего развития «Эксперимент» и входит в ее комплексную программу в качестве одного из курсов. Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия, длительностью до 30 минут с оптимальным количеством обучающихся 12-18 человек.

Цель программы

Развитие у дошкольника интереса к вокальному искусству; формирование эстетической и певческой культуры ребенка.

Задачи:

формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения);

развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;

развитие умений различать звуки по высоте;

развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;

развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон, выразительно передавая характер песни;

становление певческого дыхания. 

Особенности слуха и голоса детей 4-6 лет.

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие оказывает положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат ребенка по-прежнему отличается xpупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 4-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. При вокальной работе с детьми этого возраста следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с средним дошкольным возрастом надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

песни хором в унисон;

хоровыми группами (дуэт, трио и т. д);

при включении в хор солистов;

пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь, слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо соблюдение следующих условий:

игровой характер занятий и упражнений;

активная концертная деятельность детей;

доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;

атрибуты для занятий:

шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия;

звуковоспроизводящая аппаратура: аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD диски (чистые и с записями музыкального материала);

сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького исполнителя.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; нужно постоянно проводить работу с детьми и родителями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка.

При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Результаты освоения программы

К концу первого года обучения дети будут знать:

элементарные музыкальные термины:

(мажор, минор, тембр, нота, композитор, дирижер);

принципы работы голосового апарата;

понятия музыкальной грамоты и сольфеджио;

произведения, входящие в «Детский альбом» П. И. Чайковского.

К концу первого года обучения дети будут уметь:

исполнять вокальные произведения различных жанров

(народная песня, современная, эстрадная) с использованием приобретенных вокальних навыков (правильное дыхание, звукообразование);

правильно и чисто интонировать;

правильно брать и распределять дыхание;

определять на слух мажор и минор;

определять на слух произведения, предусмотренные программой для слушания,

правильно называть произведение, знать имя композитора.

К концу второго года обучения дети будут знать:

элементарные музыкальные термины: оркестр, дирижер, хор, хормейстер, солист, гамма;

принципы работы голосового апарата;

понятия музыкальной грамоты и сольфеджио;

знают и определяют на слух произведения из «Детского альбома» и балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, Э. Грига «Пэр Гюнт», А. Вивальди «Гроза».

К концу второго года обучения дети будут уметь:

исполнять вокальные произведения различных жанров: народной песни, современной эстрадной, с использованием приобретенных вокальних навыков (правильное дыхание, звукообразование);

правильно и чисто интонировать;

определять на слух лады ( мажор, минор);

анализировать прослушанные музыкальные произведения;

различать песню, танец и марш;

петь под фонограмму минус.

Программа может быть доработана на третий и последующие годы обучения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Первый год обучения

(2 часа в неделю)

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное адаптационное занятие

1

-

1

1

Пение как вид музыкальной деятельности

-

5

5

1.1

Ансамблевое пение и сольное пение

-

3

3

1.2

Слушание вокально-хоровой музыки

2

2

2

Формирование детского голоса

4

17

21

2.1

Основные певческие навыки

3

10

13

2.2

Дыхательная гимнастика

1

7

8

3

Музыкальная грамота и сольфеджио

10

10

20

3.1

Элементарная теория музики

10

-

10

3.2

Пение упражнений

-

8

8

3.3

Ритмические упражнения

-

2

2

4

Разучивание и исполнение песен

-

20

20

4.1

Народная песня

-

6

6

4.2

Произведения русских композиторов-классиков

-

4

4

4.3

Произведения современных композиторов.

-

10

10

5

Концертно-исполнительская деятельность

-

5

5

5.1

Открытые уроки

-

4

4

5.2

Концерты

-

1

1

ВСЕГО:

15

57

72

Календарно-тематическое планирование первого года обучения в приложении 1.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Второй год обучения

(2 часа в неделю)

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное адаптационное занятие

1

-

1

1

Пение как вид музыкальной деятельности

-

5-

5

1.1

Сольное и ансамблевое пение

-

5

5

2

Формирование детского голоса

3

18

21

2.1

Певческая установка

3

-

3

2.2

Дыхательные упражнения по А. Стрельниковой

-

9

9

2.3

Вокальные упражнения

-

9

9

3

Музыкальная грамота и сольфеджио

10

10

20

3.1

Элементарная теория музыки

10

-

10

3.2

Понятие о вокально-интонационном слухе

-

5

5

3.3

Слушание классической музыки

-

5

5

4

Разучивание и исполнение песен

2

18

20

4.1

Песни современных композиторов

2

15

17

4.1

Народные песни

-

3

3

5

Концертно-исполнительская деятельность

-

5

5

5.1

Открытые уроки

-

4

4

5.1

Участие в спектаклях

-

1

1

ВСЕГО

16

56

72

Часы, не вошедшие в программу

Беседы:

Цикл бесед «Музыка и ее эстетическо-моральный аспект»

Цикл бесед для дошкольников по безопасности:

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Правила безопасного поведения на улицах.

О правилах дорожного движения.

Правила поведения на воде.

Правила пожарной безопасности.

Правила психологической безопасности.

Цикл бесед «Бережем свое здоровье»:

«О правильном питании и пользе витаминов», «Соблюдаем режим дня».

Воспитательно - досуговые мероприятия: (по плану работы).

Посещение спектаклей детского театра «Золотой ключик». 

Календарно-тематическое планирование второго года обучения в приложении 2.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Вводное адаптационное занятие (1 ч.)

Содержание:

знакомство с детьми;

ознакомление с целями и задачами обучения, с правилами поведения на занятии,

с правилами поведения в ДХТ.

Техника безопасности.

Проведение адаптационных вокальних тренингов.

Раздел 1.Пение как вид музыкальной деятельности (5 ч.)

Темы:

1.Ансамблевое и сольное пение

2.Слушание вокально-хоровой музики

Содержание:

понятие о сольном и ансамблевом пении;

Диагностика:

прослушивание детских голосов;

правила охраны детского голоса;

вокально – певческая установка.

Понятие о средствах музыкальной выразительности (звуковысотность, ритм , темп, динамика ).

Слушание вокально – хоровых произведений;

слушание произведений композиторов-классиков для детей.

Раздел 2. Формирование детского голоса (21 ч.) 

Темы:

1.Основные певческие навыки

2.Дыхательная гимнастика

Содержание:

звукообразование; певческое дыхание;

дикция и артикуляция; речевые игры и упражнения;

Вокальные упражнения:

попевки, распевки, логопедические распевки. 

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Раздел 3. Музыкальная грамота и сольфеджио (20 ч.) 

Темы:

1.Элементарная теория музыки

2.Пение упражнений

3.Ритмические упражнения

Содержание:

элементарные музыкальные термины;

сравнительная характеристика музыкальных произведений для детей;

упражнения на развитие навыков вокально-интонационного слуха;

Раздел 4. Разучивание и исполнение музыкальных призведений (20 ч.)

Темы: 

1.Народная песня.

2.Произведения русских композиторов-классиков.

3.Произведения современных композиторов.

Содержание:

логопедические распевки, попевки, песни.

Раздел 5.Концертно-исполнительская деятельность (5 ч.)

Содержание:

репетиции, класс – концерт, концерт для родителей,

участие в различных тематических мероприятиях ДХТ.

Репертуар

Песня «Бабка Ёжка», сл.и муз. Е.Яворовская.

Песня «Ёжик», муз. А.Чарльз.

Песня «Дид-дон стучат часы», из реп. группы «Солнышко».

Песня «В лесу родилась елочка», сл. Р. Кудашева , муз. Л.Бекман.

Песня «Мамочка милая моя», сл. и муз. И.Бейня.

Песня «Бабушка моя», сл. и муз. А.Кудряшова.

Песня «В огородном царстве», сл. и муз. А.Емельянова.

Песня «Мы запели песенку» Л. Миронова.

Песня «Песочница» Л.Гуцалюк.

Второй год обучения

Вводное адаптационное занятие (1 ч.)

Знакомство с вновь прибывшими детьми; цели, задачи обучения.

ТБ. Правила поведения на занятии и в ДХТ.

Раздел 1.Пение как вид музыкальной деятельности (5ч.)

Темы:

1.Ансамблевое и сольное пение

2.Слушание вокально-хоровой музики

Содержание:

понятие о сольном и ансамблевом пении;

диагностика; прослушивание детских голосов; правила охраны детского голоса.

Вокально-певческая установка.

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Использование средств музыкальной выразительности (звуковысотность, ритм, темп, динамика, штрихи).

Раздел 2. Формирование детского голоса (21 ч.)

Темы: 

1.Певческая установка

2. Дыхательные упражнения по А. Стрельниковой

3. Вокальные упражнения.

Содержание:

звукообразование, певческое дыхание;

дикция, артикуляция; речевые игры и упражнения, вокальные упражнения.

Раздел 3. Музыкальная грамота и сольфеджио (20 ч.)

Темы: 

1.Элементарная теория музыки.

2.Понятие о вокально-интонационном слухе.

3.Слушание классической музыки.

Содержание:

элементарные музыкальные термины;

анализ музыкальных произведений;

упражнения на развитие навыков вокально-интонационного слуха

(пение гаммы до-мажор и др.упражнений).

Раздел 4. Разучивание и исполнение песен (20 ч.)

Темы и содержание:

1.Народная песня.

2.Произведения русских композиторов-классиков.

3.Произведения современных композиторов.

Раздел 5. Концертно-исполнительская деятельность (5 ч.)

Репетиции, класс – концерт, концерт для родителей,

участие в различных тематических мероприятиях ДХТ.

Репертуар

Песня «Бабка Ёжка», сл..и муз. Е.Яворовская.

Песня «Ёжик», муз. А.Чарльз.

Песня «Дед Мороз», из реп. группы «Улыбка».

Песня «В лесу родилась елочка», сл. Р.Кудашева , муз. Л.Бекман.

Песня «Мама моя», сл. и муз. И.Бейня.

Песня «Бабушка», сл. и муз. А.Добрынина.

Песня «В огородном царстве», сл.. и муз. А.Емельянова.

Песня «Лягушата», муз. А.Сысоевой.

Народная песня «Калинка-малинка».

Народная песня «Березонька».

Песенка о гамме. Муз. Г. Струве.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Азбука вокала» включает подразделы:

элементарная теория музыки;

развитие музыкального слуха и голоса;

певческая установка;

формирование певческих навыков (артикуляции, слуховых навыков; навыков эмоционально-выразительного исполнения; певческого дыхания; звукообразования; навыка выразительной дикции).

Навык артикуляции. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

«а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

слуховой самоконтроль;

слуховое внимание;

дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песенки).

Он достигается:

выразительностью мимики лица;

выражением глаз; выразительностью движения и жестов;

тембровой окраской голоса: динамическими оттенками и особенностью фразировки;

наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Навыки певческого дыхания. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха (детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами);

спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

не очень сильно прикусить кончик языка;

высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

постукивая пальцами сделать массаж лица;

делать нижней челюстью круговые движения вперед-вправо- назад- влево - вперед;

сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт);

выдох – губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 – 5 раз.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Структура учебного занятия

Распевание

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

Пауза 

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка), включающие игровые упражнения.

Основная часть

Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

Заключительная часть

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  5. Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
  7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
  14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
  15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  17. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
  18. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
  19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
  20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………….2
  2. Учебный план………………………………………………………………....5
  3. Содержание программы ……………………………………………………..7
  4. Методическое обеспечение программы……………………………………10
  5. Списки литературы………………………………………………  ………….12
  6. Приложения………………………………………………… …………………14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

первый год обучения

I семестр

Тема

Содержание занятия:

(слушание музыки, музыкальные игры)

Распевки, попевки, песни

К-во час.

1

Адаптационный урок

Знакомство с детьми, беседа по Т.Б.

экскурсия по ДХТ,

правила поведения в ДХТ

1

2

Тема:

«Музыка-мир прекрасного»

Муз игра «Мы скакали»

Музыкальное приветствие

1

3

Откуда приходит музыка

Кто и как создает музыку

Попевка «Паровоз»

1

4

Композитор

П. И. Чайковский «Мама»

Попевка «Паровоз» с ходьбой паровозиком

1

5

Музыкант

Муз игра.

Дыхательное упр. «Насос»

1

6

Исполнитель-инструменталист.

И. Бах. «Шутка»

Попевка «Горошина» Сольно

1

7

Исполнитель-вокалист

А. Пахмутова. «Кто пасется на лугу»

Логопед. Распевка «Оса»

1

8

Движение мелодии по ступеням вверх и вниз

Муз игра «Мы скакали»

Распевка «Лесенка» с жестом

1

9

Тема: «Музыка имеет настроение»

П. И. Чайковский

«Мама»

Дыхательное упр. «Надувайся, наш пузырь».

Разучивание песни «Угощенье»

1

10

Лад

Муз игра

Распевки, попевки,раб. над песней «Угощенье»

1

12

Мажорный лад

П. Чайковский «Новая кукла»

Попевка «Коза», распевка «дай мне цветок» пение сольно

1

13

Минорный лад

П. И. Чайковский «Болезнь куклы»

Попевка «Заяц»

сочетание мажора и минора

1

14

Определение ладов на слух

Муз игра «Автобус»

Разучивание песни

И. Конвенан «Зверята»

1

15

Сочиняем мелодии в мажоре и миноре

Муз игра «Жираф»

Попевка «Щука»

1

16

Занятие закрепления теоретических знаний

Муз игра «Ти-ти-та»

Песня «Зверята»- работа над дикцией

1

17

Закрепление знаний о ладах

П. И. Чайковский «Баба-Яга»

Песня «Зверята»- пение с жестами

1

18

Тема: «Времена года в музыке»

П. Чайковский « Осенняя песнь»

Тиличеева «Осень»

1

19

Легато

Вивальди. « Осень» фрагмент

Логопедическая распевка

«Коза» с жестами

1

20

Стаккато

Муз игра « Овощи»

Распевки «Оса», «Коза» с

жестами

1

21

Мажор и минор- повторение.

Муз игра « Прятки»

Работа над песнями

( дыхание, дикция)

Песня « Дождик»

1

22

Нота - буква композитора.

П. Чайковский. «Осенняя песнь»

Песня «Осень» работа над характером( легато)

1

23

Пауза

Муз. игра. «Птички»

Логопед. распевка «Жуки»

1

24

Смена настроения в одном произведении

Д. Кабалевский «Клоуны»

Распевка «Щука»

С движениями

1

25

Повторение: мажор, минор, нота, пауза, стаккато, легато

Сравнительная хар-ка песен «Осень» и «Угощенье»

Пение в концертном исполнении песен

«Осень», «Зверята»,

«Угощенье»

1

26

Тема: «Веселый праздник Новый год»

П. И. Чайковский «Святки»

Распевка «Лед».

Разучивание песни

«Возле елочки пушистой»

1

27

Занятие - подготовка к новогоднему утреннику

Игра «Снеговик»

Распевка «Зима»

1

28

Занятие - подготовка к новогоднему утреннику

Фрагменты из балета «Щелкунчик»

Работа над песней

«Возле елочки…»

1

29

Занятие - подготовка к новогоднему утреннику

Танец феи Дражже

Разучивание песни

«Дин-дон», работа над песней «Возле елочки»

1

30

Занятие - подготовка к новогоднему утреннику

Марш из балета «Щелкунчик»

Разучивание хороводной песни

«В лесу родилась елочка»

1

31

Занятие - подготовка к новогоднему утреннику

Муз. Игра «Снежный ком»

Работа над песнями (дикция, дыхание).

1

32

Занятие - подготовка к новогоднему утреннику

Игра «Снеговик»

Работа над песнями с жестами

1

33

Повторение всех муз. Терминов и их значение

Муз игра «Снежки»

Повторение всех песен. выученных за 1-й семестр

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

первый год обучения

II семестр.

Тема  урока

Содержание занятия (слушанье музыки, музыкальные игры)

Распевки, попевки, песни

К-во час.

1

«Сказка в музыке» Нота - музыкальная буква

П. И.Чайковский.

«Нянина сказка»

Логопед. распевка «Щука», попевка «Небылица»

1

2

Нотоносец

Р-Корсаков

«Снегурочка» фрагменты

Разучивание песни И. Конвенан «Белка»

1

3

Скрипичный ключ

П.И. Чайковский

«Баба-Яга»

Попевка «Небылица»,

песня «Белка»

1

4

Тактовая черта

Э. Григ.

 «Шествие гномов»

Логопед. Распевка «Оса»

1

5

Такт

Э. Григ.

«В пещере Горного короля»

Распевка «Лед»

Песня «Воробей»

1

6

Пауза

П.И. Чайковский «Щелкунчик» фрагменты

Песни И. Конвенан «Воробей», «Белка»

1

7

Повторение: композитор

Муз игра «Снеговик»

Работа над песнями

1

8

Пьеса - (понятие)

Муз. игра

«Снежный ком»

Работа над дыханием в песнях

1

9

«Мама, папа, я- дружная семья».Ритм

Определение на слух знакомых пьес

Песенка про папу-разучивание

1

10.

Ритмические упражнения

П. И. Чайковский

«Марш деревянных солдатиков».

Игра «Автобус»

Работа над песней

1

11

Темп

П. И. Чайковский «Мама»-характеристика. Игра «Жираф»

Попевка «У кота».

Песня «Мы запели песенку»- разучивание

1

12

Ритмические  упражнения в разных темпах

Игра «Пугало» с пением

Попевка

«Уж как шла лиса дорожкой».

А. Гуцалюк «Песочница»

1

13

Дыхательное упражнение «Пузырь»

Э. Григ

«В пещере Горного короля»

характеристика темпа

Распевка «Песок»,

«Жуки»- с движениями

1

14

Дыхательное упражнение «Насос

Детские песенки про маму в исполнении детских коллективов.

Игра «Прятки»

Работа над песнями - дикция, дыхание

1

15

Повторение: что такое нота

П. И. Чайковский

«Мама»- муз портрет-характеристика.

Игра «На диване»

Распевка «Оса»

1

16

Повторение: темп, ритм

Игра «Мы скакали»

Песни «Песочница»,  

«Мы запели песенку»

1

17

«Родная природа в музыке»

П. Чайковский

 «Зимнее утро»

Игра «Жираф»

Повторение песен «Белка», «Воробей»»

Мы запели песенку»

1

18

Мелодия

Э. Григ «Утро».

Сольная распевка «Цветок»

Песня «Песочница».

1

19.

Постепенное движение мелодии вверх

Игра «Мы скакали»

Распевка «Лесенка»

1

20

Постепенное движение мелодии вниз

П. Чайковский «Подснежник»

Попевка Е. Горбина

 «Над березою»

1

21

Повторение: пауза

А. Вивальди «Гроза».

Игра «Угадай, чей голосок»

Упражнение «Эхо»

Распевка «Коза»

Песня «Две собачки» разучивание

1

22

Повторение: нота

Игра «Привет» под муз Делиба

Работа над песней

«Две собачки». Р. Н. «Тень-тень»- разучивание

1

23

Такт

Сравнительная характеристика пьес

 «Подснежник» и «Гроза»

Логопедические распевки «Оса», «Коза»,

работа над песнями

1

24

Ритмические упражнения – хлопки под чтение стихов

Игра «Автобус»

Попевка «Над березою». Распевка «Сам». Песни

1

25

«Песня, танец, марш»

Игра «Червячки»

Логопедические распевки: «Щука», «Жуки», Песня

«Две собачки»- работа

1

26

Песня - совместный труд композитора и поэта

Песни для детей.

Игра «Пугало»

Попевка «Паровоз», «Горошина».

Песня «Гуси»

1

27

Танец

Танцевальная музыка

Игра

«Мы ногами топаем»

Логопедическая распевка «Песок». Песня «Гуси»-работа над дыханием по фазам

1

28

Марш

П Чайковский Марш из балета «Щелкунчик» .

Маршируем под маршевую музыку

Логопедическая распевка «Лиса». Работа над песней «Тень- тень»

1

29

Тембр - это окраска звука

Фрагменты муз сказки «Волк и 7 козлят на новый лад»

Песни « Две собачки», «Гуси»- работа над текстом и дикцией

1

30

Определение на слух тембров инструмент

Игра «Угадай, чей голосок»

Песенки – повторялки «Эхо», «Воробей»

1

31

Темп

П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

Сольная распевка «Горошина».

Работа над песнями

1

32

Занятие повторения музыкальных терминов

Определение на слух песни, танца и марша

Логопедические распевки. Попевка «Над березою»

1

33

«Три кита, на которых держится музыка»

Игра

«Танец - марш»

Разучивание песни «Ладошка»

1

34

Песня перерастает в оперу

А Пахмутова

« Кто пасется на лугу»

Распевка «Лесенка», попевка «Заяц»

Песня «Ладошка»

1

35

Повторение: мажор

Игра «Повернемся без труда».

П. Чайковский «Новая кукла»

Песенка о дружбе _ разучивание

1

36

Повторение: минор

П. Чайковский «Болезнь куклы»

Распевка «Жуки», песня «Пчелка»

1

37

Танец перерастает в балет

П. Чайковский «Танец маленьких лебедей», определение на слух маж. и мин

Работа над песнями

1

38

Тембр - повторение

Игра» Мы скакали»

Попевки «Паровоз», «Заяц».

1

39

Пауза повторение

Игра «Жираф»

Распевка «Песок» Песни «Ладошка», песенка о дружбе, «Пчелка»

1

40

Урок - концерт

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

второй год обучения

I семестр.

Тема

Слушание музыки, муз.игры

Распевки, попевки, песни

К-во часов.

1

Адаптационный урок

Музыкальная игра «Лимпопо»

Муз. приветствие, распевки, повторение песен, выученных в 2013-2014 уч. г.

1

2

Тема: «Оркестр»

П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

Распевка «Печка»

1

3

Оркестр - большой инструмент.

Игра «Автобус»

Скороговорки, пение на одной ступени с повыш. на полтона вверх и вниз

1

4

Дирижер

Показ видео с записями оркестра

Разучивание песни

«Море хохочет»

1

5

Духовые инструменты

Э. Григ

«Шествие гномов»

Попевка «Небылица»

1

6

Смычковые инструменты

П Чайковский

«Вальс цветов».

Распевка соло

«Милая Оля, дай мне цветок»

1

7

Ударные инструменты.

Игра с колокольчиком

Работа над дыханием в песне «Море хохочет»

1

8

Становимся оркестром ударных инструментов

Игра «На диване»

Работа над дикцией в песне

1

9

«Что изображает музыка»

Римский-Корсаков «Океан-море синее» (фрагмент)

Распевка «Печка»

песня «Почемучки»

1

10

 Музыкальный портрет

П Чайковский «Мама»

Дыхательные упр., Скороговорки. Распевки

1

11

Сказочные образы

«Баба-Яга»

Распевка «Ой - да, ай-да»

 с хлопками

1

12

Пейзаж

Э Григ «Утро»

Работа над дикцией в песнях. Попевка «Над березою»

1

13

Явления природы

Вивальди «Гроза»

Логопед.  распевка «Сам»

1

14

Сказочные образы

Э. Григ

«В пещере Горного короля»

Попевка «Небылица»

1

15

Стаккато

(элементарная теория муз)

Муз игра «Мы ногами топ-топ» с движ. и пением.

Работа над песнями - образ, характер, дыхание

1

16

Легато (эл. теория муз.)

Игра «Пугало» с пением, движениями

Логопедическая

распевка «Лиса»

1

17

Тема «Картины природы в музыке»

П. Чайковский «Осенняя песня» (фрагмент)

Распевка «Дождик».

Песня «Скворушка»

1

18

Музыкальный прием крещендо

(восход солнца)

Э. Григ «Утро»

Попевка «Бабочка и Корова»

1

19

Музыкальные оттенки

П. И. Чайковский «Подснежник»

Игра «Лягушата»

Логопед

распевка «Песок» с жестами

1

20

Тема: «Сказка в музыке»

Римский -Корсаков «Полет шмеля».

Попевка «Небылица», распевка «Уж как шла лиса дорожкой»

1

21

Ачелерандо (ускорение)

Э Григ «В пещере Горного короля»

«Скворушка» пение под фонограмму-минус

1

22

Повторение: мажор, минор.

П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла».)

Песня «Почемучки» работа

 над жестами и мимикой.

1

23

Композитор, поэт, песня

Песни в исполнении детских коллективов.

Распевки на мажор Трезвучие « Миша, Маша, Мила»

1

24

Нота - буква композитора

П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

Распевка

«Зеленая песенка»

1

25

Тема «Здравствуй, зимушка-зима»

П.И.  Чайковский

Распевка

Дон-дири-дон

1

26

Занятие-подготовка к новогоднему утреннику

Игра «Снеговик

Распевки «Зима», «Лед»

1

27

Занятие-подготовка к новогоднему утреннику

Игра «Снежный ком»

Разучивание песни

«Кто же это?»

1

28

Занятие-подготовка к новогоднему утреннику

П.И. Чайковский «Зимнее утро»

Раб над текстом песни

«Кто же это?»

1

29

Занятие-подготовка к новогоднему утреннику

Игра «Дед-Мороз»

Разучивание песни «Тик- так»

1

30

Повторение темы «Оркестр»

Муз игры

Работа над песнями

1

31

Группы инструментов симфонического оркестра

Ритмические игры, чтение текстов песен с отстукиванием ритма

Разучивание хороводной песни «В лесу родилась елочка»

1

32

Арфа

Муз игры «Снеговик», «Снежный ком»

Песни «Кто же это», « Тик-так»- пение под фонограмму- минус

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

второй год обучения

II семестр.

Тема и содержание урока

Слушание музыки и музыкальные игры

Пение

К-во час.

1

Хор

А. Пахмутова

«Кто пасется на лугу». Игра Снежный ком»

Повтор песен, выученных в 1 семестре

1

2

Гамма -музыкальная азбука

Песни в исполнении детских коллективов. Игра «Мы скакали»

Логопедическая распевка «Краб».

Гамма до - мажор

1

3

Хормейстер

Игра

«Угадай, чей голосок»

Распевка «Часики», дых упр. «Насос». Песня о папе -разучивание

1

4

Аккапела

П. Чайковский

«Святки»

Игра «Снеговик»

Логопедическая распевка «Гол»

1

5

Солист

Игра «Прятки».

Сольно детское пение.

Гама до-мажор -нисходящая .Песенка «Воробей», С. Струве. «Песенка о гамме» разучивание

1

6

Становимся хористами Повторение - лады

П. Чайковский «Болезнь куклы»

Дыхательное упр. «Надувайся, пузырь». Распевка

«Уж как шла лиса». Песня

«Мамочка, родная»

1

7

«Музыка - мир прекрасного»

П. Чайковский. «Новая кукла»

Распевка «У кота» с ритмическим сопровождением (хлопки в ладоши).

1

8

Повторяем: темп.

Э Григ « В пещере Горного короля».

Игра «На диване».

Логопедическая распевка «Песок». Песенка о гамме

1

9

«Что изображает музыка».

П. Чайковский «Мама» портрет

Работа над песенкой о гамме – дыхание, интонирование гаммы

1

10

Повторяем: тембр

Э Григ. «Утро» - пейзаж

Логопедическая распевка «Оса», Песенка « Бабушка»- разучивание

1

11

Повторяем: пауза

П. Чайковский

«Баба-Яга»- сказка Игра «Пугало»

Распевка  «Эхо». Работа над песней «Бабушка»

1

12

Такт

П. Чайковский. «Болезнь куклы»- душевное состояние

Распевка «Печка».

Песенка о гамме, работа над дикцией

1

13

Ритм

Э Григ «Шествие гномов». Игра под музыку Длиба

Сольная распевка «Звонок»

1

14

«Времена года в музыке»

П. Чайковский «Святки». Игра «Жираф»

«Печка» -логопедическая распевка. Песня «Зайчик»- разучивание»

1

15

Времена года в музыке»

П. Чайковский « Подснежник». Игра « Паровозик»

Логопедическая распевка «Сам»

1

16

Гамма - музыкальная азбука

Моцарт «Азбука».

Распевка «Жуки».

Работа над песнями

1

17

Урок - концерт, посвященный бабушкам и мамам

1

18

Ансамбль (слаженность)

Слушаем песню в исполнении детского ансамбля «Саманта»

Попевка «Гармошка».

Е. Зарицкая «Солнышко»

1

19

Вокальный ансамбль

Слушаем дет. Ансамбль «Барбарики». Игра

«Угадай, чей голосок»

Работа над текстом песни «Солнышко»

1

20

Инструментальный ансамбль

Слушаем пьесу

«Баба - Яга» в инструментальном изложении

Распевка «Хорошо поем», «Здравствуй, музыка!»

1

22

Дуэт

Гладков Дуэт Принцессы и Трубадура.

И. Конвенан.

«Облака»- разучивание

1

23

Трио

Игра «Автобус». «Жираф»

Распевка «Гол», «Хорошо поем»

Песня «Солнышко»- текст, дикция

1

24

Квартет

Определение на слух знакомых произведений

Работа над песнями

1

25

Повторение: мажор, минор

Определение на слух мажорной и минорной музыки

Распевка

«Дон-дири-дон.»

1

26

« Характеристика музыкального звука»

Игра « Мы ногами топаем…»

Работа над песней «Облака»

1

27

Тихо – громко

П. Чайковский «Подснежник»

И. Конвенан «Пчелка»

1

28

Форте - пиано

А. Вивальди «Гроза»

Распевка

«Здравствуй, музыка!»

1

29

Фортепиано (от слияния терминов - название инструмента)

П. Чайковский « Марш деревянных солдатиков

Распевка «Миша, Маша…».

Работа над песнями

1

30

Протяжно - коротко

Игра

«Коротко - протяжно»

Рапевка «Коза», «Лиса». Работа над фразами в песнях

1

31

Высоко - низко

П. И. Чайковский.

Песня жаворонка.

Лядов «Музыкальная шкатулка»

Разучивание песен из спектаклей

1

32

Ансамбль - повторение

Игра «Мы скакали»

Распевка «Краб».

Песни из спектаклей

1

33

Соло, дуэт, трио, квартет - повторение

Гладков Дуэт Принцессы и Трубадура. Игра «Прятки»

Распевка «Миша, Маша…» А Ермолов «Веселая песенка»

1

34

«Откуда приходит музыка»

П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» Игра «Прятки»

Работа над текстом песни «Веселая песенка»

1

35

Композитор-музыкант, который сочиняет музыку

Игры «Пугало»,

«Мы скакали»

Песня «Светит солнышко для всех»- знакомство

1

36

Исполнитель

П. И.Чайковский.

«Нянина сказка»

Игра «Привет!»

Распевка «Звонок». Разучивание песни. Припев

1

37

Исполнитель - инструменталист

Делб «Пициккато» - игра

Работа над 1-м куплетом песни

«Светит солнышко»

1

38

Исполнитель - вокалист

Игра «Жираф»

А Ермолов «Веселая песенка»

1

39

Много инструменталистов - оркестр

П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

Работа над песнями

1

40

Много певцов - хор

А. Пахмутова

«Кто пасется на лугу».

Игра «Автобус»

Работа над песнями

1

41

Слушатель: каков он?

Игры

Песни 2-го семестра

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"

Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных усл...

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука моего досуга"

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-12 лет. Срок реализации 1 год...

Дополнительная общеразвивающая программа "По дороге к Азбуке"

Своевременная работа по подготовке детей к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом. Данная программа способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособн...

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода» для детей 5 – 8 лет

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука пешехода" для детей 5 - 8 лет....

Тематический план работы дополнительной общеразвивающей программы по пдд «Дорожная азбука» для воспитанников 5-6 лет

Тематический план работы дополнительной общеразвивающей программы по пдд «Дорожная азбука» для воспитанников 5-6 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"

материал предназначен для воспитателей ,подготовительной группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг  по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Азбука безопасности» в рамка...