Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука моего досуга"
рабочая программа на тему

Кваша Валентина Станиславовна
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-12 лет. Срок реализации 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_programma.docx46.87 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Московской области

Комитет образования Администрации городского округа Королёв

Московской области

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Центр Гармония»

Рекомендовано

Педагогическим советом МАУ ДО

«Центр Гармония»

Протокол №____от________________

Утверждено

Директор МАУ ДО

«Центр Гармония»

Н.Е.Чернова___________________

Дополнительная

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«Азбука моего досуга»

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы:

педагог-организатор  В.С.Кваша

Королёв, 2016


Пояснительная записка

В современной педагогике социальному развитию личности уделяется большое внимание. Социальное развитие личности – усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Другими словами, это процесс индивидуального развития человека в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения.

Младший школьный возраст детей называют вершиной детства. Современная периодизация психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-10 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни:  новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. Ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Он оказывается на границе нового возрастного периода.

Социальное развитие личности детей младшего школьного возраста выполняет важную задачу этого периода развития – усвоение типического опыта, часто некритическое. Главным является накопление, научение различным навыкам и умениям.

Социальное развитие в этот период тесно переплетается с особенностями познавательных интересов ребенка. Х.Лейтес указывает на удивительную особенность младших школьников – их восприимчивость к формальной стороне деятельности взрослых, в том числе нормативной регуляции социального поведения. Младший школьник как бы формально перенимает, копирует умственную деятельность взрослых, чтобы чуть позже перейти к анализу ее содержания. Готовность выбирать, впитывать чужой опыт – важная предпосылка развития интеллектуальной и личностной критичности ребенка в будущем. Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста созревает внутренний конфликт между некритическим усвоением знаний, умений, навыков, в том числе и социальных и расширением личного опыта взаимодействия и общения с окружающими людьми. Этот этап является подготовительным к формированию выраженной индивидуализации ребенка.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (6-10 лет)

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы.  Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте. Самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

Познавательная деятельность младшего школьника  преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника  имеет память. Мышление у детей начальной школы  развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.  В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя.

Влияние школьного обучения проявляется не только в том,  что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Как ни странно, что в этот момент возрастает роль семьи. Естественно, эта роль важна во все этапы жизни ребенка. Роль педагогов ДОУ, в т.ч. и как представителей отличных от семьи социальных отношений, в дошкольный период тоже была крайне актуальна. Именно в этот период шло формирование здоровья и здравия ребенка, его базовых личностных образований.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Организация досуга  является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.  

Программа работы педагога-организатора педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.   Такой вид деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия детей в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система работы с ребенком младше школьного возраста  представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.

Занятия проводятся в форме   подготовки праздничных мероприятий, тематических часов.   На  занятиях раскрываются такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Нормативно-правовая и документальная основа:

1.      Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

3.    Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

4.      Должностная инструкция педагога-организатора.

5. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М., Просвещение, 2010

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

8. Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение. 2011;

9. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение. 2011.

Новизна программы

Особенность программы досуговой деятельности в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться с пользой проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа - это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих способностей обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы

Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учёбы и спорта время, а направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.  В процессе реализации данной программы развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться в нем, научиться коммуникативному общению разработана программа досуговой деятельности, которая направленна на духовное развитие обучающихся.

Культурно – досуговая деятельность является частью социально - культурно – образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально – психологического климата в коллективе. Кроме того, важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все досуговые мероприятия имеют образовательный компонент.

Цель  программы:

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи :

  1. Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.
  2. Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
  3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
  4. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами,   учащимися разных возрастов и их  родителями в решении общих проблем.
  5. Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать  свои планы.
  6. Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
  7. Способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.  
  8. Углубление содержания, использование новых форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  9. Сплочение детей объединения.

Ожидаемый результат

  1. Расширение кругозора учащихся. осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.
  2. Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.
  3. Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.
  4. Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,
  5. Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.
  6. Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.
  7. Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
  8. Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.
  9. Укрепление традиций образовательного учреждения.

План воспитательной работы

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика

«С чего начинается Родина?»

4

2

2

Права и обязанности

4

2

2

Спорт в моей семье

4

1

3

Братья наши меньшие

4

2

2

День знаний

1

1

«Безопасные пути»

2

1

1

Первые шаги по родному краю

4

2

2

«Горжусь тобой, моя Россия»

4

2

2

Я уколов не боюсь

4

2

2

«Перед старостью склоним колени»

4

1

3

Акция

День учителя

4

2

2

«Королева Осени»

4

1

3

«День матери»

4

1

3

«Мы – граждане!»

4

2

2

Мои здоровые зубки

4

2

2

«Мы идем в гости и гостей принимаем»

4

2

2

«Наши знаменитые земляки»

4

3

1

«Символы России»

4

3

1

«Утром зарядка, весь день в порядке»

3

1

2

«Рождественское чудо»

3

1

2

«В минуте от Нового года»

4

1

3

Праздник

«Я люблю свой город»

4

2

2

Зимний спорт

4

1

3

«Конституция РФ»

3

2

1

«Полезная и вредная еда»

4

2

2

Старый Новый год

4

2

2

«Земля наш общий дом»

4

2

2

Уроки мужества

4

4

«Мы против наркотиков»

3

2

1

Акция

Умники и умницы

3

1

2

Защитники отечества

4

1

3

«Широкая масленица»

3

1

2

«Дом, в котором я живу»

4

1

3

«Компьютер друг или враг»

4

3

1

«Что спасет мир?»

4

2

2

Праздник наших мам

4

1

3

Космическое путешествие

4

2

2

В мире доброты

4

1

3

«Пасхальный благовест»

4

2

2

«Весна идет, весне дорогу»

4

1

3

Птичьи трели

2

1

1

«Родной Королёв»

4

3

1

«Их Имена в памяти вечно» -

4

4

Тимур и его команда

4

1

3

День Победы

4

1

3

Я и моя семья

4

1

3

Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья

4

2

2

  1. ЗдЗ

Здравствуй, лето!

4

1

3

Праздник

Итого

180 часов


Содержание программы

Программа основана на разнообразных познавательных коллективных творческих делах и служат средством открытия той или иной стороны окружающей жизни – героического, прекрасного, удивительного и комического. Программа состоит из пяти направлений:

 – патриотическое воспитание»

– гражданско-правовое воспитание \

- воспитание культуры здоровья:»

- нравственное воспитание

 – художественно-эстетическое воспитание

1.Патриотическое и гражданско-правовое  воспитание

Цели:

-сохранение и развитие у воспитанников чувства гордости, любви к Родине, родному краю.

-активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.

-воспитание для ребёнка уважения к подвигу отцов.

- воспитание учащихся в духе демократии, свободы.

- воспитание патриота России,

- накопление опыта правомерного поведения

  Формы работы:

- мероприятия, посвященные важным историческим датам;

- деловые игры;

- классные часы, круглые столы;

- беседы, диспуты, викторины;

- коллективные творческие дела;

- смотры-конкурсы, выставки;

- соревнования;

- экскурсии, поездки, походы;

- встречи с известными жителями города.

3. Воспитание культуры здоровья:

Цели:

- привить детям бережное отношение к своему здоровью;

- профилактика вредных привычек;

- совершенствование физической культуры, форм и методов работы по обеспечению жизнедеятельности и предупреждение травматизма;

4. Нравственное воспитание

Цели:

- воспитание народной культуры в духе национальных традиций;

- воспитание индивидуально-развитой, богатой, творческой личности;

- формирование у учащихся норм и правил культуры поведения, овладение этикой общения;

Основные формы работы:

- лекции, дискуссии, тематические беседы;

- кинопросмотры, книжное обозрение;

- изучение исторического наследия;

- детские тематические утренники;

- ролевая игра;

- ситуативный час общения;

- спортивные праздники;

- тесное общение учитель – родитель – ребенок.

5. Художественно-эстетическое воспитание

Цели:

- воспитание у учащихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;

- развитие инициативы и творчества через работу временных групп по подготовке мероприятия;

- сплочение детей в объединении.

В процессе занятий используются различные методы и приемы:

•        словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

•        наглядные (показ иллюстраций и демонстраций);

•        игровые

 Используемые методы:

- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 Формы работы:

  • игры
  • аппликация;
  • рисование;
  • лепка;
  • конструирование из бумаги;
  • смотры-конкурсы, выставки,
  • праздники.

Обучение рассчитано на 1 год.

Количество часов в неделю – 5

Количество часов в год – 180.

Возраст обучаемых: 7 - 12 лет (младше школьный возраст)

Группа учащихся – 15 человек 

 Планируемые результаты

По окончании  обучения учащиеся должны знать:

  • различные формы организации досуга;
  • способы урегулирования конфликтов;
  • способы организации коллективной деятельности

должны уметь:

  • организовывать свою деятельность;
  • выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные
  • работать в группе и индивидуально;
  • отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
  • представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;
  • формировать свой портфолио;
  • выбирать наиболее выигрышные способы для предоставления результатов деятельности

Литература:

  1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ “Сфера”, 2000;
  2. Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
  3. Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: “Лист”, 1999;
  4. Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
  1. 7. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000;
  2. 8. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
  3. Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
  4. Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000;
  5. Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
  6. 13.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
  7. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
  8. Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М.: ТЦ Сфера, 2001;
  9. Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001;
  10. Торгашов В.Н. В эфире новости - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
  11. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера, 2000;
  12. Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
  13. Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;
  14. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО “Издательство Астрель”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 2000.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...