Выступление на педсовете «Программа Лыковой И.А. «Цветные ладошки» (старший возраст)
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Абдуллина Наталья Анатольевна

Учебно-методическое пособие Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» для старшей и подготовительной групп также входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки».

Вместе с тем они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для взрослых. Ирина Александровна обращает внимание, что каждое занятие из её книги можно использовать не только полностью, но и частично, пользуясь только элементами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abdullina_starshiy_vozrast_po_lykovoy.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 ,корпус2 пгт СЕРЫШЕВО

Выступление на педсовете

«Программа Лыковой И.А. «Цветные ладошки»

(старший возраст)

Воспитатель МАДОУ

детский сад № 7,корпус 2

Абдуллина Н.А.

пгт Серышево

2016

2 слайд

Учебно-методическое пособие Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» для старшей и подготовительной групп также входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки».

Вместе с тем они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для взрослых. Ирина Александровна обращает внимание, что каждое занятие из её книги можно использовать не только полностью, но и частично, пользуясь только элементами.

Учебно-методические пособия раскрывают задачи и базисное содержание образовательной области "Художественное творчество" (Изобразительная деятельность) во взаимодействии педагога с детьми и их родителями (в соответствии с ФГОС). Система работы педагога по художественно-эстетическому воспитанию выстроена в интеграции с игровой и познавательной деятельностью детей. Даны конкретные рекомендации по созданию условий для художественного экспериментирования и самостоятельной деятельности с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей старших дошкольников.

3 слайд

Книги адресованы воспитателям дошкольных образовательных организаций, преподавателям изостудий, специалистам системы дополнительного художественного образования, студентам педагогических колледжей и вузов, гувернерам и родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей, могут быть полезны для работы в малокомплектном и семейном детском саду.

Книги содержат систему занятий. В каждом конспекте расписаны задачи, материалы, содержание, а также интеграция разных видов деятельности (подготовительная работа) и варианты самостоятельной деятельности детей (т.е. что с этой поделкой потом можно сделать). Почти на каждый учебный месяц по 12 занятий, в декабре и январе по 9, а мае 5, с учетом праздничных дней. Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей.

Очень удобное для работы издание. Имеется цветовой разделитель по месяцам с торцевой стороны книги, один конспект дается на разворот, отпадает необходимость излишнего перелистывания. Настоящее пособие содержит полный курс занятий лепкой, аппликацией и рисованием в старшей группе детского сада: приоритетные задачи на учебный год, системное планирование и  конспекты с конкретными методическими рекомендациями.

Автором представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично (как на палитре художника) сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Каждый педагог увидит и реализует предложенный материал по-своему, каждый ребенок сможет в полной мере раскрыть свои способности и дарования.

4 слайд

Содержание деятельности подробно расписано, с привлечением дополнительных материалов (стихов, сказок), расписана техника работы, как ее объяснить ребенку, и представлены варианты готовых работ. Оставлено даже место для заметок, если кому-то хочется что-то добавить. Некоторые недели объединены тематически.

Тематика занятий разнообразна. Охватывает разные сферы жизни маленького человека - природа, семья, сказки, транспорт, праздники, декоративное творчество и т.д.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

5 слайд

Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных образовательных задач художественно-творческого развития детей 5-6 лет:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств; ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура) и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • Развитие эстетического восприятия и творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, приобщение к родной и мировой культуре, формирование эстетических чувств и оценок, воспитание художественного вкуса, формирование эстетической картины мира;
  • Обогащение содержания художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; расширение тематики для свободного выбора детьми интересных сюжетов о своей семье, жизни в детском саду, о бытовых, общественных и природных явлениях с пониманием различных взаимосвязей и причин событий как ключевой идеи сюжета;

6 слайд

  • Поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений;
  • Обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;
  • Развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;

7 слайд

  • Содействие осмыслению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве; между формой, декором и функцией предмета в декоративно-прикладном искусстве; между формой, назначением и пространственным размещением объекта в архитектуре, конструировании и разных видах дизайна;
  • Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества;
  • Содействие формированию эстетического отношения к окружающему миру и «Я»-концепии; создание оптимальных условий для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве.

8 слайд

В лепке педагог обращает внимание детей на связь между художественным материалом, пластической формой и адекватным способом лепки, совершенствует изобразительную технику, в результате чего дети:

  • Осмысленно и точно передают форму изображаемых объектов (бытовых предметов, игрушек, животных, людей, сказочных героев, транспортных средств, зданий, растений), их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействия в сюжете;
  • Продолжают осваивать и творчески комбинировать различные способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный и др.;
  • Самостоятельно выбирают приемы оформления и декорирования вылепленного изделия: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собственному замыслу.

9 слайд

В рисовании педагог углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественных техник; поддерживает и поощряет креативность, активность, инициативность и самостоятельность, благодаря чему дети:

  • Совершенствуют технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, в т.ч. светлотные; уверенно пользуются кистью, рисуют всем ворсом кисти или концом);
  • создают образ с помощью нескольких цветов или оттенков (например, разные оттенки коричневого при изображении ствола дерева, 2-3 оттенка красного цвета при изображении яблока);
  • Осваиваю различные приемы рисования простым и цветным карандашом, пастелью, углем, сангиной, цветными мелками; при этом свободно используют разные цвета и оттенки, стараются регулировать темп, амплитуду и силу нажима;
  • Передают форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; понимают, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит один и тот же объект с разных сторон, каким образом учитываются особенности художественного пространства (форма, величина, фактура фона);
  • Передают несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей; при создании сюжета отображают несложные смысловые связи между объектами, стараются показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.

10 слайд

В аппликации педагог продолжает знакомить детей с искусством силуэта и «бумажным фольклором» (старинным искусством вырезывания изделии из бумаги) для обогащения художественной техники, чтобы дети:

  • Творчески выполняли плоскостную и рельефную аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, осенние листья, цветочные лепестки, соломка);
  • Активно и с интересом осваивали новые способы вырезания: симметричное, парно симметричное, предметное, силуэтное – по нарисованному или воображаемому контуру; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, елочки) для изготовления ажурных изделий (цветы, снежинки, салфетки, занавески, одежда для кукол);
  • Свободно создавали орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи) в сотворчестве с педагогом, родителями и другими детьми.

11 слайд

Нетрадиционные методы рисования в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • Пластилинография
  • Рисование мятой бумагой
  • Рисование песком
  • Монотипия пейзажная
  • Печать по трафарету
  • Кляксография с трубочкой
  • Рисование мыльными пузырями

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

В процессе НОД используются игры, и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения; беседы, работа с наглядным материалом, использование художественного слова, рассматривание репродукций картин.

Дети узнают много об окружающем мире, так как НОД проходят в определенной теме. Например, «Подводный мир», «Космос», «Времена года» и т.д.

Так же дети знакомятся с народными промыслами.

Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы. Например, рисовать красками, использовать пластилин, элементы аппликации.

Продолжают учиться рисовать кистью, палочками, губкой, пальчиками, ладошками и т.д.

Используют в работе разные дополнительные материалы: скорлупки орехов, стружку, разные крупы, бисер, пайетки и т.д.

Наше участие, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь ребенку отбросить привычное стереотипное решение и попытаться найти свой вариант.

В помощь детям предлагаются различные схемы-подсказки, которые помогают легче усвоить последовательность работы.

Детям предлагается самостоятельно создавать сюжетные композиции, а затрудняющимся детям оказывается индивидуальная помощь.

Мы должны создать условия для развития навыков общения: совместно выполненное изображение обычно способствует возникновению оживлённых диалогов детей, автор предлагает активно использовать в своей практике приём обыгрывания сюжета рисунка, который сопровождается эмоциональными комментариями с использованием литературного материала, тем самым побуждая детей к активному речевому диалогу.

12 слайд

К концу года ребенок должен уметь пользоваться материалами разного качества: бумага, ткань, природный, бросовый материал. Уметь пользоваться техниками симметричного ажурного вырезания, уметь выполнять работу последовательно. Уметь создавать разнообразные формы: резать, вырезать, преобразовывать.

В лепке должен уметь пользоваться различными материалами: пластилин, тесто, снег и др. Создавать объемные и рельефные изображения. К концу года освоить способ лепки конструктивный и смешанный. Диагностика проводится по анализу детских работ, методом наблюдения.

13 слайд

В подготовительно к школе группе воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач художественно-творческого развития детей 6-7 лет.

14 слайд

  • Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
  • Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение.
  • Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы.
  • Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом прошлом Родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта; показать возможность создания сказочных образов( Конька – Горбунка, Русалочки, Жар – Птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных;

15 слайд

  • Помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
  • Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла;
  • Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.).
  • Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности; продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания;
  • Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема.

16 слайд

  • Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения;
  • Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью в коллективной композиции, образ моря, леса и др.; сочетание крупных и мелких мазков, линий при изображении отдельных предметов); поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным;
  • Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать материалы и техники( например, при создании коллажей берутся бросовые материалы, ткани, веточки, листья, вырезанные из бумаги элементы рисунков, сконструированные из бумаги и т.п., которые располагают на цветном фоне);
  • Предлагать для декоративного оформления поделки, выполненные на занятиях по конструированию (нарядные игрушки из бумажных цилиндров и конусов); для иллюстрирования – сборники сказок и рассказов из личного опыта, составление детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой;
  • В дидактических играх с художественным содержанием учить составлять разные варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания; различать цветовые контрасты и нюансы; размещать цвета по степени интенсивности (до 5-7 светлотных оттенков);
  • Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ (придумывать названия, готовить рамочки, развешивать или выставлять «картины», выступать в роли экскурсовода.

17 слайд

В рисовании:

  • совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);
  • самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш).

18 слайд

В лепке:

Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать:

  • тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт);
  • материал (глина, пластилин, соленое тесто),
  • способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше),
  • приемы декорирования образа.

19 слайд

В аппликации:

  • инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа(обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание различных техник);
  • совершенствовать содержание и технику прорезного декора(новогодние игрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы, экслибрисы);
  • познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений(зайчики пляшут, хоровод елочек, грибная полянка);
  • показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали(снежинка, цветы, звездочки);
  • познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала(осенних листьев, цветочных лепестков, семян, соломки, бересты)

Конечно, все занятия «от корки до корки» у меня не получилось изучить, но некоторые темы очень интересны и доступны. Думаю, что и далее буду использовать конспекты занятия И. А. Лыковой. Детям очень нравится знакомиться с новыми техниками. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды нужно учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У них постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным положительным результатам. Все это придает нам уверенности в правильности выбора данной программы.

20 слайд

Вашему вниманию хочу представить некоторые виды изобразительной деятельности в ходе НОД.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, я изучила литературу, освещающую изобразительную деятельность дошкольников Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в работе используются нетрадиционные техники и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты из природного и бросового материала.

Уважаемые педагоги! Эта книга, как и другие из серии для нас просто находка! Не важно, по какой программе мы работаем! Лыкова - талантище! Она так разжевала свои занятия, что работается по ним без головной боли: практически не нужно готовить детям бесконечные шаблоны, они все делают самостоятельно и находят такие решения, что жить хочется!

Есть программа-сетка, к каждому занятию расписаны задачи, материалы и оборудование, предварительная работа, подобраны литературные, художественные и музыкальные произведения.

А как она интегрирует занятия! Нет только конструирования, а лепка, аппликация и рисование (роспись) в любых сочетаниях. Если выполнять коллективные работы – то обязательно выйдет шедевр! Родители будут в восторге! Берите смело! Творческих Вам успехов!

Здесь идеи на каждый день и на все времена года! К каждой теме, имеется или стишок или песенка или небольшая сказка. Все очень подробно разъяснено! В книге много простых рисунков, по которым можно научиться рисовать.

Отличная книга, просто рекомендую всем, кто ищет чем, можно занять с пользой своего ребенка, или целую группу ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план ИЗО студии по программе Лыковой И.А. «Цветные ладошки» для младшей и средней группы

Учебный план        ИЗО студии  по программе                       Лыковой И.А.       «Цветные ладо...

Изобразительная деятельность в детском саду по программе Лыковой И.А. «Цветные ладошки» (старший возраст) .Презентация

Учебно-методическое пособие Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» для старшей и подготовительной групп входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развити...

Изобразительная деятельность в средней группе ДОУ по авторской программе Лыковой И.А. "Цветные ладошки".

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического развития детей-дошкольников. Восприятие художественного произведения и создание нового образа в лепке,аппликации и рисунке являет...

Парциальная программа Лыкова А.И. "Цветные ладошки"

Программа составлена с использованием парциальной Программы  художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет  Лыковой  И.А «Цветные ладошки»,...

Выступление на педсовете «Программа Лыковой И.А. «Цветные ладошки» (старший возраст)

Учебно-методическое пособие Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» для старшей и подготовительной групп также входит в авторскую программу художественного воспитания, ...

Изобразительная деятельность в детском саду по программе Лыковой И.А. «Цветные ладошки» (старший возраст).Презентация

Учебно-методическое пособие Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» для старшей и подготовительной групп входит в авторскую программу художественного воспитания, обучен...