Главные вкладки

    Трудовые поручения как форма трудовой деятельности в детском саду.
    консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Носкова Галина Сергеевна

    Трудовые поручения как форма трудовой деятельности в детском саду.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Трудовые поручения как форма трудовой деятельности в детском саду.

     Трудовые поручения – наиболее простая форма трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Под трудовыми поручениями понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или, с кем либо из

    своих сверстников.

    Поручения, как форма организации трудовой деятельности детей имеет свои особенности: они всегда исходят взрослого, в них заключена чёткая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы.

      В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль  над правильностью работы, наличие трудовых навыков и умений, отношение ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца. Поручения многообразны по: трудности (простые и сложные), характеру выполнения (индивидуальные и совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные, ребенок 2-3 дня отвечает за какое либо дело)

      Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений можно с 1,5-2 лет. Такие как: "Посади куклу за стол ", "Дай Вове мяч". В них содержаться определенные указания, которые побуждают ребенка к целенаправленным действиям, формируют умения выполнять требования взрослого.

       В младшей и средней группах детям дают разнообразные поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом, в группе и на участке, в уголке природы. Они преимущественно индивидуального характера.

       В старших группах воспитатель привлекает к исполнению поручений не входящих в обязанности дежурных и к самообслуживанию. Повышаются требования к качеству выполнения поручений, они теперь носят общественный характер: "помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада ".

       Поручения как форма трудовой  деятельности  детей дошкольного возраста, дает возможность повседневно и систематически приобщать детей к труду, создает  в группе трудовую атмосферу. Для того, чтобы  поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие, служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны иметь конкретную  цель и воспитательную задачу. Есть поручения решающие довольно специфические задачи. Ребенок не знает чем заняться , воспитатель дает другому ребенку вожжи и просит: "Спроси Андрюшу, не хочет ли он с тобой поиграть в лошадки ". Иногда поручения дают с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия, помочь ему найти полезное дело: "Леша, возьми метелку, смети снег со скамейки,  чтобы дети могли присесть  ".

       Интерес детей к выполнению  поручений,  обусловлен, прежде всего, их содержанием. А содержание поручений  определяется посильностью, педагогической целесообразностью, способами действий, их количеством и

    сложностью .Иногда одно и то же поручение можно усложнить или облегчить в зависимости от  возраста: "Расставь карандаши на четыре стола " или  "Выбери все карандаши синего цвета и расставь их ".

       Учитывая некоторые особенности (количество действий, способы выполнения, время достижения результата) их можно сгруппировать.

    К первой группе можно отнести поручения связанные с выполнением одного способа действия (подать, принести) они кратковременны, вызванные временной необходимостью. Такие поручения дают детям возможность быстро ориентироваться  в окружающей обстановке, найти нужный предмет, способствуют развитию сообразительности и ловкости, исполнительности.

       Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько трудовых операций. Для их выполнения нужны определенные навыки, дополнительные предметы или оборудование для труда. К ним относятся  работа в цветниках, уборка своего рабочего места, заточка карандашей.

      В третью группу входят поручения связанные с результатами, которых дети достигают не сразу (посеять семена, принести из дома поделку или открытки). Эти поручения используются только в старших группах.

       В особую группу надо выделить поручения при выполнении, которых нет видимых результатов (узнать, сколько времени, позвать заведующую на занятия). Они обучают детей умению общаться с взрослыми, тренируют память, учат ориентироваться в детском саду.

       Правильное руководство деятельностью ребят  при выполнении поручений, является важнейшим условием воспитания у них положительного отношения к труду, исполнительности. Опыт показывает, что с детьми 3 - 4 лет работа будет успешней выполнена, если воспитатель становиться непосредственным участником трудовой деятельности. Это взаимовыгодно как  ребенку, так и взрослому: ребенок видит, как взрослый организует свою деятельность. А воспитатель может осуществлять контроль не заметно. Малейшая трудность - и ребенок бросает дело, переключаясь на игру. Усвоению умений способствует повторение способов деятельности в целях их закрепления. Когда дети овладевают  трудовыми умениями целесообразно  перейти к словесному напоминанию  (с чего начнешь делать? сколько воды нужно для полива растения).

       Важным условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них мотива долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания. Важна так же оценка содержания этой деятельности. При оценке труда детей младших групп следует широко использовать игровые приемы. Стремиться сделать оценку эмоциональной. В этом могут помочь кукольные персонажи. Они помогают удержать внимание детей, которые трудились, но и других. Такая оценка может даваться  2-3 раза в неделю. В старших группах особое значение приобретает самооценка результатов труда. Такая оценка дается детям нелегко, так как анализ собственной работы требует от ребенка умение видеть себя со стороны.

    На первых порах лучше предупредить ребенка, когда он закончит работу, то должен рассказать,  как трудился.

       В нашей группе существует экран индивидуальных поручений, на котором дети наглядно отмечают результаты своей трудовой деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации трудовой деятельности в детском саду

    О роли труда в формировании личностных качеств дошкольника. О содержании трудового воспитания. О применяемых в семье видах труда, об организации трудовой деятельности....

    Трудовая деятельность в детском саду ( 5-6 лет).

    Знакомство струдовой деятельностью...

    Развитие трудовой деятельности в детском саду.

    Развитие трудовой деятельности в детском саду....

    Трудовая деятельность в детском саду (старший возраст)

    Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случае не обозначает продукт какого-либо труда с целью получения денежной компенсации. Однако, именно дет...

    Трудовая деятельность в детском саду

    В данной презентации показана трудовая деятельность детей в выращивании, обработке и сборе урожая картофеля....

    трудовая деятельность в детском саду

    что такое труд? какой он бывает?...

    статья "Формы исследовательской деятельности в детском саду"

    методы и приемы разнообразны: словестные   , наглядные и практические.Наглядные методы предполагают наблюдения ( показ иллюстративного материала, непосредственно наблюдения, опосредственное ...