Семинар "Применение элементов саморегуляции для детей"
методическая разработка на тему

Ольга Владимировна Дюбина

Семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар по теме:

«Применение элементов саморегуляции для детей»

«…Учить с детства, как пользоваться своим собственным мозгом, прививать навыки управления своим состоянием, самочувствием, мышлением…

Учить использованию внутреннего резерва психики, согласованной работе сознания и подсознания…»

(Х. Линдеман)

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок, объединяет одно -  в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.

У ребенка, как и взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.

Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами и воспитателями общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.

Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.

Для формирования саморегуляции можно провести с детьми несколько упражнений:

Упражнение «Массаж в кругу» (позволяет не только расслабиться, снять напряжение, чрезмерную активность, сблизить отношения в группе).

Группа становится в круг друг за другом.

Ведущий: «Представьте себе, пожалуйста, что вы – деревья в саду. Летний ветерок покачивает ваши ветки – руки.

Постепенно ветер усиливается (амплитуда движений увеличивается) и начинает идти мелкий дождик (кончиками пальцев легко стучите по спине стоящего впереди участника). Дождь увеличивается (движение более напористое). Постепенно дождик затихает и начинает выглядывать солнышко (поглаживание спины). Теперь развернитесь на 180 градусов и поблагодарите партнера за приятные ощущения».

Игра «Насос и резиновая кукла»

Эта игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены.

Ведущий: «Представьте себе, что вы – резиновая кукла. «Сдуйтесь», пожалуйста. А теперь я вас буду «надувать».

Ведущий делает движения, соответствующие надуванию насосом. Остальные постепенно напрягаются. Когда все куклы максимально напряглись, ведущий раздает звук, подобный выниманию пробки, а надувные куклы с шипящим звуком постепенно сдуваются.

Игра «Тряпичная кукла и солдат»

Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить – это испытанный и надежный способ расслабиться.

Ведущий: «Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь.

А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (покажите детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом. Теперь опять тряпичной куклой (10 секунд).

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды.

Стряхните капельки воды со спины…

Теперь стряхните воду с волос… с верней части ног и ступней…

Игра «Глубокий сон»

Это прекрасный и эффективны способ как следует расслабиться.

Ведущий: «Разделитесь на пары и договоритесь, кто в каждой паре будет А, а кто – Б.

А должен лечь (на пол, на скамейку) и представить себе, что он (или она) глубоко заснул и ему что – то снится. Б должен начать осторожно двигать руки и ноги А. Тот, кто лежит, представляет себе, что его руки и ноги так глубоко спят, что он лишь едва чувствует то, что делает с ним Б. Б может, например, медленно поднимать и опускать руку А. Или же осторожно сгибать и разгибать ее в локте. Все эти движения делайте аккуратно и нежно, чтобы не разбудить своего партнера». Затем дети меняются ролями.

Упражнение «Мысленный портрет»

Данное упражнение позволяет мысленно создать собственный образ, дает возможность расслабить мышцы лица и подарить минуты заботы о себе.

Ведущий: «Коснитесь середины лба указательными пальцами обеих рук. Обводите контур лица, двигаясь в стороны и вниз. Сведите пальцы на подбородке (проделайте всю процедуру 3 раза).

Указательными пальцами рисуйте круги вокруг глаз. Движения легкие, осторожные (проделайте этот элемент 10 раз)

Соедините обе ладони и приложите их к лицу так, чтобы мизинцы касались кончика носа. Затем разведите руки, разглаживая кожу лица и одновременно щупая его рельеф (проделайте так 5 раз).

Улыбнитесь, чтобы складки, идущие от носа к уголкам рта, стали более выпуклыми. Кончиками указательных пальцев проведите по этим складкам сверху вниз»

Упражнение «Медленное дыхание»

Этот необычный способ дыхания приносит успокоение. Медленное дыхание расслабляет и помогает снять напряжение, а также способствует внутренней концентрации и ощущению покоя и силы.

Ведущий: «Сядьте поудобней и глубоко вдохните. Почувствуйте при этом, как ваша грудная клетка становится шире. Вдыхайте абсолютно нормально, как вы это делаете всегда.

Теперь еще раз глубоко вдохните, но на этот раз выдыхайте очень медленно. Только одной тоненькой струйкой воздуха позвольте выйти из себя. Почувствуйте при этом, как горло делается таким узким, кА будто вы собираетесь шептать. Издайте при этом тихий-тихий звук, мягко «Ше – ше». Вдыхать вы можете либо через нос или через рот, как вам предпочтительнее».

Умение восстанавливать свое состояние сохраняет все составляющие здоровья человека: физическое, как помощь при перегрузках; психологическое, как помощь при стрессе; социальное, как помощь в налаживании контактов и развитии способности действовать в соответствии с предполагаемым планом; духовное, как помощь в ведении здорового образа жизни и забота о своем здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становит...

Воспитание навыков саморегуляции у детей в театральной деятельности

Широкие возможности в овладении  детьми навыками психосаморегуляции я для себя открыла в театральной деятельности и театре как синтетическом виде искусства, обладающим громадными ресурсами эмоцио...

Консультация для родителей и воспитателей «Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей и воспитателей«Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»...

Использование методов и приемов релаксации для развития саморегуляции у детей дошкольного возраста.

 Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизиологического здоровья, необхо...

Упражнения на саморегуляцию для педагогов. Упражнения на саморегуляцию для детей.

Комплекс упражнений.  Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания....