Использование ТРИЗ-технологии в работе с детьми с ОВЗ (ТНЗ)
статья (подготовительная группа) на тему

Арбузова Анастасия Геннадьевна

В статье описаны преимущества использования технологии ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ (нарушение зрения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  ТРИЗ-технологии в работе с детьми с ограниченными  возможностями здоровья (дети с тяжелыми нарушениями зрения).

Согласно требованиям ФГОС ДО освоение образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется в ДОУ в разных видах деятельности и разных формах. В коррекционных группах для детей с ТНЗ содержанием этой работы является:

           формирование представлений о зрительных сенсорных эталонах;

развитие сенсорно- зрительного опыта;

развитие предметности восприятия;

формирование способов обследований предметов окружающего мира;

формирование целостных представлений о предметном мире;

развитие восприятия глубины пространства;

развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру;

формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей деятельности;

развивать умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам;

расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно- двигательные умения, обследовать планомерно и целенаправленно предметы;

формирование компенсаторных приемов восприятия объекта на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов.

Обучение узнаванию и выделению предметов среди других, определение его свойства и назначения на основе овладения приемом сравнения.

формирование приемов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации.

Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающая полноценное восприятие окружающего мира (цвет, форма, величина, пространственное расположение).

Обучение приемам группировки, классификации и обобщения знаний о предметах и явлениях с целью формирования понятий.

Совершенствование представлений о деталях предметов труднодоступных для восприятия.

Совершенствование способов восприятия движущихся предметов.

Совершенствование способов восприятия предметов в пространстве при разной их удаленности.

Умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов.

 Развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных действий.

Сенсорное ознакомление с предметами окружающего мира, их узнавание, называние.

Развивать и совершенствовать способность длительно сохранять чёткость видения объектов (целого, детали) в меняющихся условиях восприятия.

Закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за счёт включения их в новые виды деятельности.

Дальнейшее развитие всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности по средствам всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы.

Развитие световосприятия. Закрепление знаний основных цветов и оттенков, обогащение представлений об их разнообразии.

Развитие всех видов внимания, памяти, творческого воображения, фантазии.

 Но из-за нарушения зрения дети не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов, как следствие  возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов.

Характерным для слабовидящих является большой размах индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношения механического и осмысленного запоминания.

Детям с нарушением зрения свойственно также недостаточное осмысление запоминаемого материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию.

В обучении и воспитании  дошкольников используются различные методы и технологии, одной из них может быть ТРИЗ- теория решения изобретательских задач .

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была создана и проверена в процессе практического применения известным инженером и писателем Генрихом Альтшуллером в результате анализа больших массивов патентной информации и первоначально применялась для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности,  оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей. ТРИЗ – педагогика выбрана одним из методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения, так как, способствует развитию творческого потенциала ребенка через все доступные каналы  восприятия.

Цель работы: формирование системно-диалектического мышления используя все сохранные анализаторы.

Использование методики ТРИЗ в работе с детьми с ТНЗ позволяет решать следующие задачи:

  • формирование навыка творческой, познавательной и практической деятельности,
  • развитие фантазии, умения рассуждать, аргументировать свои ответы исходя из собственных наблюдений, ощущений,
  • активизация словарного запаса,
  • развитию ассоциативного мышления, связной речи,
  • обогащение чувственного восприятия (сенсорного опыта детей),
  • воспитание уверенности в своих силах.

При организации и проведении образовательной деятельности с использованием ТРИЗ решаются задачи коррекционной направленности:

  • формирование бинокулярного зрения (необходимость в решении этой задачи обуславливается тем, что дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков, целостности и  размеров предметов);
  • формирование умения обследовать предмет и выделять основные признаки с помощью работы всех сохранных анализаторов (решения данной задачи необходимо для полноценного восприятия окружающего мира и дальнейшего развития творческого мышления на основе сенсорного опыта);
  • развитие  прослеживающей  функции глаз, фиксации взора, зрительного внимания, зрительной памяти
  • формирование умения у детей видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления в памяти  (создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации).

Необходимо отметить, что при проведении образовательной деятельности необходимо  учитывать  рекомендаций  врача-офтальмолога и учителя-тифлопедагога.

Использование элементов методики ТРИЗ с детьми с нарушением зрения позволяет:

  • представлять все объекты в трех каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и на этой основе активизировать работу сохраненных анализаторов;
  • представлять объекты окружающего мира как целостную систему, а также анализировать объект в его составляющих;
  • формировать системность мышления, при котором объект воспринимается и отражается как система,  и устанавливаются связи между ним и другими системами;
  • мысленно делить объекты на части и объединять в новое целое;
  • находить положительные и отрицательные стороны объектов и явлений в произвольно выбранных условиях (оценивать ситуации с разных сторон).

Исходя из основных задач, содержание работы должно включать три направления, взаимосвязанных между собой:

  1.  формирование системы обследовательских действий;
  2.  формирование системы сенсорных эталонов;
  3. формирование умения использовать эти эталоны и действия в повседневной практике.

Органы восприятия осуществляют обследовательские действия в определённой системе, на уровне как обычного отражения, так и детального исследования. Результаты восприятия фиксируются в сознании в виде общепринятых эталонов и дополнительных понятий.

Работа по использованию ТРИЗ-технологии начинается  с формирования основных доступных нам сенсорных эталонов, таких как форма – цвет – материал – звук – величина.

Можно и нужно  использовать  «помощников» - глаза, уши, руки, нос, язык  для определения тех или иных качеств предметов и установки закономерности - с помощью каких именно органов чувств мы можем выявить нужные нам свойства. Основным методом обучения детей с ТНЗ является познавательная беседа, использование которой реализует взаимодействие понятий: слово – образ – практическое действие.

Основные стадии обучения по ТРИЗ:

 Ӏ стадия - поиск сути и истины

 ӀӀ стадия- поиск противоречий в самом предмете

ӀӀӀ стадия - постановка задачи перед ребенком разрешить противоречия

IV стадия - развитие творческого воображения и мышления.

Систематизировав знания и умения полученные в ходе упражнений по ТРИЗ-педагогике можно начать поэтапно вводить в образовательную деятельность приемы ТРИЗ: метод проектирования, таблица противоречий, метод фокальных объектов, ММЧ, системный оператор и другие.

Поэтапное развитие творческих способностей дошкольников

по методу ТРИЗ.

Этап

Игры

Результат

Первый этап

 «Да-Нетки», «Угадай, что я загадала», игры по методу «Таблица противоречий», «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры», «Перевертыши»,

Дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, в объекте положительные и отрицательные качества, и научиться их формулировать.

Развитие  умения нахождения внешних и внутренних ресурсов окружающих объектов.

Второй этап

Игры по «методу фокальных объектов» , «Системный анализ»,

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками), «Коллаж из сказок», Моделирование сказки по предметно – схематической модели.

Развитие умения оперирования и разрешения противоречий, знакомство с методом  решения задач  при помощи алгоритма.

Вводится работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок.

Третий этап

«Загадалки-узнавалки», «Логический поезд», метод «Мозговой штурм», Составь цепочку слов (ассоциация) «Исходное слово»,  игры по методу проектирования.

Упрощенный вариант работы со схемами к сказке, переход к самостоятельному изображению схем. Самостоятельное составление загадок, «додумывание» необходимых деталей к описываемым объектам, выстраивание цепочек используя ключевые признаки. Введение приема эмпатии- дети представляют себя на месте наблюдаемого объекта или явления.

Образовательная деятельность  с использованием ТРИЗ помогают освободить и полностью использовать творческий потенциал, самостоятельность детей с нарушениями зрения,  развивает фантазию, способность к наблюдению,  повышает самооценку детей. Ребенок действует творчески, находит методы и приемы для выхода из нестандартных ситуаций, учится мыслить не шаблонно, основываясь на собственном чувственном опыте.


Список используемой литературы:

  • Корзун А.В. «Веселая дидактика»
  • Грин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»
  • Жуикова Т.П. «ТРИЗ для дошкольников»
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И.Плаксиной.
  • Тамберг Ю.Г.  «Как научить ребенка думать»