ПРОГРАММА «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Тараненко Лариса  Владимировна

Паспорт программы:

 

 

 

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:               «Интеллектуальное развитие детей   посредством дидактических игр»

 

ЗАКАЗЧИК   ПРОГРАММЫ:                МБДОУ ДС КВ № 12 ст. Должанской

 

 

ОСНОВНОЙ    РАЗРАБОТЧИК:        Воспитатель: Тараненко Лариса  Владимировна     
 

  

         

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:      2 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Интеллектуальное развитие детей   посредством дидактических игр»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

  1. Паспорт программы………………………………………………...3
  2. Пояснительная записка………………………………………….…4
  3. Основные принципы программы…………………………….……5
  4. Этапы реализации программы…………………………………… 6
  5. Актуальность………………………………………………….……7
  6. Цели и задачи программы…………………………………….….. 7
  7. Организация учебно-воспитательного процесса  ………..………8
  8. Основные направления и мероприятия программы……………13
  9. Ожидаемые результаты…………………………………………..24
  10. Используемая литература………………………………………..25

Паспорт программы:

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:               «Интеллектуальное развитие детей   посредством дидактических игр»

ЗАКАЗЧИК   ПРОГРАММЫ:                МБДОУ ДС КВ № 12 ст. Должанской

ОСНОВНОЙ    РАЗРАБОТЧИК:        Воспитатель: Тараненко Лариса  Владимировна    

 

         

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:      2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Дошкольное детство  – это период интеллектуального развития всех

психических процессов, которые обеспечивают ребенку  возможность

ознакомления с окружающей действительностью.

Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию,

иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако

жизненное пространство требует от человека здравого смысла,

рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и

объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами,

рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

       Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает  

многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила

и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль

памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний  об окружающем мире

и о самом себе, приобретение умений и  навыков, привычек – все это связано

с работой памяти.  

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется

комплексом познавательных процессов: внимания,  восприятия, мышления,

памяти, воображения.

В  старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к

ведущей  в  младшем  школьном возрасте деятельности  - учебной. Важное

значение при этом будет иметь  развитие интеллектуальных способностей и

формирование соответствующих умений у детей.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают

дидактические игры. Они используются в организованной образовательной

деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию

средства обучения, дидактическая игра может  служить составной частью

образовательной деятельности. Она помогает усваиванию, закреплению

знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают

признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес

детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность,

обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Поэтому темой  моей  программы  стало “Развитие интеллектуальных

способностей старших дошкольников посредством дидактической игры”.

Общая продолжительность программы  рассчитана на два учебных года.

 Чтобы вызвать интерес у детей к данной теме,  разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное  на Интеллектуальное развитие детей   посредством дидактических игр

  Программа  «Интеллектуальное развитие детей   посредством дидактических игр» разработана на  основе целевой программы  

                                                                                                                                                          АКТУАЛЬНОСТЬ:

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное

значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.  В

настоящее время проблема формирования и развития математических

способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем

дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции:

система образовательной работы с дошкольниками стала во многом

использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к

обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному

образованию, ориентиры и требования к  обновлению содержания

дошкольного образования очерчивают ряд  достаточно серьёзных требований

к познавательному развитию дошкольников, частью которого является

развитие математических способностей. В связи с этим  меня  заинтересовала

проблема: как обеспечить, развитие  интеллектуальных  способностей,

отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям

детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием

качественного обновления общества является умножение его

интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно

активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не

причиняя вреда здоровью.

Игра  – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре

ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его

эмоциональность, активность.

Результаты исследований психологов показывают, что уровень

интеллектуально  – творческого развития дошкольника, достигаемый им к

шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько подуманным и

верным было обучение ребенка в семье и детском саду, в какой мере

характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям

ребенка и типу ведущей деятельности.

Огромную роль в развитии  интеллекта играют интеллектуальные игры.

Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша,

снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к

приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих

игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную

деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной

игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра  – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра  – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Окрашенное положительными эмоциями общение с взрослыми в игре,

выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление

игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении

радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни

взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.

        Используя возможности развития логического мышления и памяти

дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач,

которые ставит перед нами школьное обучение.

      Развитие логического мышления включает в себя использование

дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических

игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес.   В этой деятельности

у детей формируются важные качества  личности: самостоятельность,

находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются

конструктивные   умения.  Дети учатся планировать свои действия,

обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом

творчество.

        Игры логического содержания помогают воспитывать у детей

познавательный интерес,   способствовать к исследовательскому и

творческому поиску,   желание и умение учиться.  Дидактические игры как

один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует

становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений,                                                                

самовыражению и самостоятельности.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

 Цель программы:

Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться

во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с

которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы

сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов:

сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

Задачи:

  •  развитие сенсорных, интеллектуально-познавательных способностей детей;
  • обогащение словаря и развитие речи-суждения, речи-умозаключения, речи-доказательства;
  • развитие умений моделирования;
  • развитие мелкой моторики;
  • побуждение мотивации к успешной интеллектуально-познавательной деятельности.

Основные принципы организации реализации программы:

 Единство:

o сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность  

педагогов, родителей и детей;

o использование способов и средств, обеспечивающих понимание

того, что субъектом взаимодействия является ребёнок, с его

интересами, потребностями, особенностями;

o педагогическая оценка актуального состояния развития ребёнка -

способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;

 Систематичность и последовательность:

o использования различных способов реализации программы:

запланированный, косвенный, ситуативный;

o решение поставленных задач не только в рамках

непосредственной деятельности, но и  при проведении режимных

моментов;

 Наглядность:

o использование в работе с детьми различных видов наглядности

способствует успешному усвоению программного материала;

o создание предметно-развивающей среды с использованием

дидактических игр, смекалок, головоломок,  решение различных

логических игр и лабиринтов;

 Доступность:

o учёт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей,

зоны их ближайшего развития;

 Связь с жизнью:

o эффективное, полноценное развитие личности ребёнка  –

дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида

деятельности  – игровой, в которой наиболее полно реализуются

потребности детей в познании, общении;

 Образовательная  область:

«Социально – коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,

Для развития интеллектуальных способностей у детей старшего

дошкольного возраста  мною  использованы развивающие игры

Срок обучения

программа  рассчитана на два  года обучения

ЭТАПЫ:

  • Организационный- изучение теоретических основ  

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 4-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2006.- 232 с.
2. Е. А. Юзбекова «Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника).  
3. Воспитатель ДОУ №10, 2011г. (Развитие мелкой моторики рук для подготовки к школе)
4. Воспитатель ДОУ №8 2010г. (Словесно – логические игры в развитии старшего дошкольного возраста)

  • Деятельностный реализация мероприятий программы  

- совместная деятельность с  детьми

-  работа с родителями

- взаимодействие педагога со специалистами ДОУ,(музыкальный работник, ст. воспитатель.)

  • Итоговый – обобщение и результаты    

- анкетирование детей

- родителей

- обобщение работы

- (оформление папки по самообразованию)

- участие в педагогических чтениях района

-участие в районном семинаре

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I ЭТАП – аналитико – прогностический (подготовительный)

Подготовительные мероприятия

1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-  педагогической литературы.

2. Внедрение передового педагогического опыта  по проблеме развития интеллектуально-творческих способностей детей.

3. Использование инновационных образовательных технологий и анализ программ по пред школьному образованию.

4. Повышение квалификации педагога.

5. Выявление  уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей 5-7лет.

6. Разработка перспективного плана работы.

7 Проведение диагностики интеллектуально-творческих способностей детей.

8. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 года работы по  программе

II ЭТАП – рабочий (внедренческий)

Социально –  коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения

Д/и «Чудесный мешочек»;

Д/и «Найди ошибку»;

Д/и «Кто больше вспомнит»;

Д/и «Что было до …»;

Д/и «Узнай чей лист»;

Д/и «Найди игрушку»;

Д/и «Найди похожую»;

Д/и «Расскажи про свой узор»;

Д/и «Мастерская ковров»;

Д/и «Художник»;

Д/и «Путешествие по комнате».

 Формирование основ безопасности

Д/и «Путешествие»;

Д/и «Где что можно делать»;

Д/и «Пешеходы и транспорт»;

Д/и «Дорожные знаки»;

Д/и «Правила поведения»;

Д/и «Собери светофор»;

Д/и «Говорящие дорожные знаки»;

Д/и «Знай и выполняй правила движения».

Познавательно  развитие

Речевое развитие

ФЭМП

Д/и «Сложи узор»;

Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»;

Д/и «Спортсмены строятся»;

Д/и «Какая фигура следующая?»;

Д/и «Сравни»;

Д/и «Найди ошибку»;

Д/и «Не ошибись»;

Д/и «Найди пару»;

Д/и «Сходства-отличия»;

Д/и «Что изменилось?»;

Д/и «Когда это бывает?»;

Д/и «Где что лежит?»

Д/и «Подбери по форме»;

Д/и «Какой цифры не стало?»;

Д/и «Пройди к домику».

Развитие речи

Д/и «Найди нестандартную фигуру»;

Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»;

Д/и «Назови группу одним словом»;

Д/и «Чем отличаются?»;

Д/и «Чего не стало?»;

Д/и «Что изменилось?»;

Д/и «Похвалялись звери»;

Д/и «Чудесный мешочек»;

Д/и «Узнай по описанию»;

Д/и «Лабиринты»;

Д/и «Назови правильно»;

Д/и «Назови ласково»;

Д/и «Оденем куклу на прогулку»;

Д/и «Назови части предметов»;

Д/и «Олины помощники»;

Д/и «Необычная песенка».

Художественно-эстетическое развитие

 Изобразительная деятельность

Д/и «На что это похоже»;

Д/и «Волшебная краска»;

Д/и «Собери букет»;

Д/и «Раскрась по образцу»;

Д/и «Большие - маленькие»;

Д/и «Дорисуй»;

Д/и «Чего не хватает?».

Музыкальная деятельность

Д/и «Музыканты»;

Д/и «Угадай инструмент»;

Д/и «Кто быстрее»;

Д/и «Делай как я»;

Д/и «Учись танцевать»;

Д/и «Музыкальные загадки».

Циклы занятий

Игры на развитие речи:

«Пустите в теремок»,

«Подбери по форме»»,

«Кто больше назовёт?»

«Закончи предложение»,

«Похоже – не похоже»,

«Кто пойдёт – пусть возьмёт»

Игры на ориентировку в пространстве:

«Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

«Художник»,

«Путешествие по комнате».

Игры по безопасности:

«Пешеходы и транспорт»,

«Дорожные знаки»,

«Где что можно делать?»,

«Автомобиль»,

«Польза и вред»,

«Какой знак спрятан?».

Игры для развития художественного творчества:

«Собери букет»,

«Дорисуй»,

«Чего не хватает?»,

«Раскрась по образцу».

Игры с геометрическими фигурами, цифрами:

«Геометрическая мозаика»,

«Подбери по форме»,

«Чудесный мешочек»,

«Кто больше назовёт?»,

«Уберём цифры»»,

«Задумай число»,
«Сосчитай, не ошибись»,

Игры по ознакомлению детей с окружающим:

«Парашютисты»,

«Времена года»,

«Школа»,

«Мышеловка»,

«Кто позвал?»,

«Чудесный мешочек»,

«Музыка для кукол»,

«Что из чего сделано?».

Учить слушать и понимать короткие рассказы;

-формировать эмоциональную отзывчивость;

-способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность;

-развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь.

Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность;

-закреплять пространственные представления(слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади(за), далеко, близко, между, рядом;

-формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

Расширять представления детей о правилах дорожного движения;

-формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;

-формировать элементарные  представления о способах взаимодействия с растениями и животными;

-учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении;

-знакомить с правилами поведения в лесу.

Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал;

-формировать эстетические чувства на  материале произведений народного творчества;

-учить рисовать любую игрушку;

-развивать познавательные способности.

Расширять знания о геометрических фигурах;

-упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры  (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника;

-дать понятие об образовании чисел в пределах 10;
-знакомить с цифрами в пределах 10;

-формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей.

Научить детей сравнивать и группировать предметы;

-закреплять умение выделять характерные признаки предметов;

-научить использовать предметы в быту и в труде в соответствии с их назначением;
-развивать слух, внимание и навыки звукоподражания;

-учить согласовывать движения со звуками;

-развивать интерес к музыкальным инструментам;

-углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металл, дерево, стекло, пластмасса

Просмотр эпизодов сказок;

составление с детьми сказки по схеме;

индивидуальная работа;

ООД.

Прогулка,

самостоятельная деятельность,

беседа.

ООД,

Прогулка,

Индивидуальная

работа,

беседа.

Свободная игровая деятельность,

ООД,

Организация игр вне занятий.

Индивидуальная работа,

ООД,

Прогулка,

Самостоятельная деятельность,

Загадывание загадок.

ООД,

Совместная игровая деятельность.

работы по проекту

 

 

  1. БЛОК – работа с родителями

1. Предварительная работа

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми

Анкетирование, беседы

2. Повышение педагогической культуры родителей

Обогащение родительского опыта по развитию интеллектуально -  творческих способностей детей

Консультации и беседы

В течение всего периода

  1. «Успехи детей»

Показ достижений детей

«День открытых дверей»

1 раза в год

III ЭТАП – коррекционный (внедренческий)

1. Анализ и корректировка

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми

В конце каждого учебного года

IV ЭТАП – обобщающий

1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом

В конце каждого учебного года

2. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати

        

Организация учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки  или просто в свободное время непроизвольно идет обсуждение среди детей только, что полученной информации. В начале каждой образовательной деятельности проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Во время организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с детьми  проводились игры "Отгадай фигуру", "Собери фигуру", “Превращения”, "Чудесный лес", "Четвёртая картинка". Цель этой игры учить детей некоторым способам обозначения: 3 свойства разных геометрических фигур (форма, величина, цвет) обозначаются различными предметами, учить детей обозначать каждую фигуру, называть её признаки, пользуясь условным изображением, учить детей описывать (называть) геометрические фигуры с помощью принятых условных обозначений.  Цель игры "Собери фигуру" - учить детей анализировать элементарную схему предмета. Дети рассаживаются за столики, и им говорится, что они сейчас будут собирать разные фигурки. Педагог показывает первую картинку - самолёт. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли её видеть всё  время, пока они будут складывать. Затем дети получают  комплексы фигурок, из которых можно сложить картинку. Дети из своих деталей складывают картинку, а воспитатель наблюдает, соответствует ли эта картинка образцу. Воспитатель отмечает тех, кто сделал задание правильнее и быстрее остальных. Затем детям предлагается следующая картинка. Выполняя условия этой игры, дети научились проводить анализ строения предметов. В играх “Узнай по описанию”, “Чудесный мешочек”, дети определяют предмет по одному из признаков. Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 - 20 и сопровождать словами свои действия.  Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются в образовательной деятельности и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Проводились игры с заданиями на создание новых образов. Дидактическая задача игры "Чудесные превращения" - учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. Дети рассаживались за столиками. Воспитатель говорил, что сейчас они будут играть в игру "Чудесные превращения". Он будет показывать детям разные карточки, а они должны подумать, на что это похоже, пофантазировать и нарисовать на своём листе бумаги картину. Кто хочет, может нарисовать не одну, а две или больше картин. Когда рисунки были готовы, дети все вместе рассматривали их и анализировали. Оценивая работы, воспитатель отмечала соответствие рисунков заданным заместителям (по цвету или по величине), наличие единого сюжета и оригинальность содержания и композиции. Игра повторялась с разными карточками. В процессе выполнения заданий игры у детей развивалось воображение. Также на развитие воображения и наглядно-образного мышления проводилась игра "Чудесный лес". Детям предлагалось нарисовать чудесный лес. У каждого ребёнка должен получиться свой лес, потом надо было рассказать про него сказочную историю. Дети получали листы бумаги, а воспитатель просил их дорисовать изображения так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: это могут быть цветы, деревья, бабочки, птички, животные и т.д. Можно даже придумать необычные, фантастические персонажи. Когда рисунки были готовы, воспитатель собирал их вместе и выставлял перед детьми. Все вместе рассматривали их и отмечали оригинальные. После этого дети по желанию рассказывали истории по своим картинкам. При повторном проведении использовался различный материал: "Чудесное море", "Чудесная поляна", "Чудесный парк". При выполнении заданий этой игры у детей развивалась речь, воображение, логическое  мышление. В игре "Угадай, что спрятано" дети учились рассуждать логически. В игре "Домино", развивалось умение детей классифицировать предметы. Воспитатель раскладывал перед детьми карточки домино. Все вместе разбирали, что изображено на карточках. Дети называли все картинки и с помощью воспитателя находили "хитрые картинки" - схемы, подходящие для каждой группы картинок (звери, люди, цветы, деревья и т.д.). В процессе игры у детей развивается логическое мышление. При организации образовательной деятельности по развитию речи проводятся игры для активизации словаря, формирования грамматического строя речи, упражнения в звукоподражании (“Узнай по описанию”, “Кто в доме живет”). Также в образовательной деятельности по развитию речи детей проводились игры “Наблюдатель”, “Волшебное слово”. Неоднократно проводилась игра "Расскажи". Игра состояла из 5 комплектов картинок, по5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Эта игра направлена на интеллектуальное развитие детей, развитие внимания, сосредоточенности, речи, учит детей устанавливать логические связи в рассказах.
Проводимые игры и упражнения способствовали интеллектуальному развитию детей, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал образовательной деятельности обязательно включаются четкие, конкретные образы. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков контингент, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.
Во время наблюдений на прогулке активно использовалась игра "Хорошо-плохо", решение противоречий, фантазирование. Дети должны были ответить что хорошего и что плохого в деревьях, в разных природных явлениях. Проводилась игра “Кто услышит больше звуков”. При проведении организационной образовательной деятельности всегда помню, что нельзя переутомлять детей играми, необходимо следить за правильной позой ребенка.

Приложение к программе

1. Приложение № 1 Конспект занятия

2. Приложение № 2 Дидактические игры

3. Приложение № 3 Игры и упражнения для развития тонкой моторики

пальцев рук

4. Приложение № 4 Выступление на родительском собрании на тему: «Познание в различных видах детской деятельности».

  Конспект  Семинар практикум «Познание в различных видах детской деятельности».

 5. Приложение № 5 Анкеты для родителей

Конспект занятия

по математике в старшей группе

 

Тема: “Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»”

Цели:

• Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов;

• Закрепить счет в пределах 10 (прямой, порядковый);

• Закрепить знания о составе числа 9 из двух меньших чисел;

• Развивать логическое мышление и комбинаторные способности;

• Воспитывать стойкий интерес к математике, умение работать в парах,

умение сопереживать героям сказки.

Раздаточный материал: счетные палочки, цветные фишки, лабиринт на

каждого ребенка, простой карандаш, схема, палочки Кюизинера, ножницы.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», игра «Воротца»,

рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход занятия:

- Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете

сказки? (Дети перечисляют).

- А могли бы узнать сказку по иллюстрации? (показывает иллюстрацию из

сказки «Гуси-лебеди»).

- Кто помнит, как называется эта сказка? (Дети называют).

“Жили – были отец да мать. Была у них дочка да сынок маленький.

Доченька, - говорит мать, - мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не

ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек. Отец с матерью

ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку под

окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась”.

- И я вам предлагаю поиграть в состав числа 9 из меньших единиц. Дети по

очереди у доски выполняют задание.

- Когда девочка наигралась, вспомнила про братца. Побежала домой, а что же

было дальше? (Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на

крыльях)

- А хотите узнать, сколько было гусей? Послушайте загадку и узнайте:

Два гуся летят над нами,

Два других за облаками,

Три спустились на ручей,

Сколько было всех гусей?

(Педагог выкладывает на доске гусей, дети сверяют ответ).

- Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути? ( «Печку!»)

- Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

- Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. И не просто съешь, а

поделись с мамой, папой и братиком. На сколько частей нужно разделить

пирожок? (Дети складывают, затем разрезают).

- Сколько получилось частей? (4!)

- Выполнила девочка задание и сказала ей печка, куда гуси улетели.

- Бежит девочка, видит, стоит яблонька, и решила спросить она у яблоньки,

куда Гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька ей в ответ: - Я скажу, если ты

решишь мою задачу:

С яблоньки упало 3 яблока,

А на яблоне осталось висеть 7 яблок.

Сколько яблок было на яблоне?

(Дети повторяют условие задачи, вопрос, выкладывают решение: 3+7=10.)

- А дальше встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Но

девочка не знает, как через нее перебраться. Давайте ей поможем!

(Дети высказывают свои предположения – построить мост через реку.)

- Правильно, речку можно перейти с помощью моста. Я вам предлагаю

провести звуковой анализ слова «МОСТ». (Дети самостоятельно выполняют

задание на местах. Затем педагог приглашает одного ребенка для выполнения

у доски).

- Молодцы, ребята все справились с заданием.

- Бежала, бежала девочка в поисках братца, устала и решила она немного

отдохнуть.

Физминутка:

Все ребята дружно встали,

И на месте зашагали

На носочках потянулись,

И назад прогнулись

Как пружинки все присели,

И на место разом сели.

- А за речкой и лес. Там, наверное, и спрятали гуси–лебеди братца.

- В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазами поблескивают, зубами

пощелкивают. Догадайся, говорят, девочке, за каким кустом какой зверь

спрятался, тогда и пропустим? (Дидактическая игра “Какой цифры не

стало”).

- Показали звери дорогу в лесу. Что же увидела девочка? (Избушку)

- А в избушке сидит баба Яга сердитая. Давайте ей подарим волшебные

цветы, которые мы сделаем из цветных палочек Кюизинера. (Дети

выкладывают на столах цветы, согласно схеме).

- Ребята, вы такие красивые цветы собрали, даже баба Яга развеселилась,

подобрела и согласилась вернуть девочке братца. А чтобы они быстрее могли

добраться домой, им поможет лабиринт (Дидактическая игра “Собери

фигуру”)

- Молодцы, все справились.

Итог занятия:

1. Ребята, какое задание было самым интересным?

2. Какое задание вам показалось самым сложным (легким)?

3. А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

- Потому что вы очень дружные, умеете считать, решать задачи, отгадывать

загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде.

Я вас всех благодарю за активное участие в занятии

Дидактические игры

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

1. "Запретное слово". Игра для развития произвольного внимания и

находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она

словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок

отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно

запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово

"нет ". Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так

как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать

вопросы. Например, " Ты спишь в ванной? ", " Снег белый?", "Ты умеешь

летать? " и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы

выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово

или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с

ним ролями, он задает вопросы, вы - отвечаете. В этой игре выигрывает тот,

кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

2. "Запрещенное движение". Ребенок повторяет за воспитателем все

упражнения зарядки, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например,

хлопка).

3. "Разведчик". Начните игру из коридора. "Белочка спрятала в лесу орешек,

а теперь не может его найти. Помоги белочке". Малыш ищет орешек (любой

предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной

белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно

поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а

малыш все наблюдательней.

4. "Секретное письмо". Начертите в воздухе контуры геометрической

фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что

написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее

секретное послание писать малышу.

5. "Наблюдатель". Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой-нибудь

неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое

("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так:

"Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой

комнате".

6. "Архитектор". Вы - архитектор, ребенок - строитель. У обоих

одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью

своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик),

строитель повторяет задание.

7. "Волшебное слово". Сначала следует договориться, какие же слова

считать `волшебными`. `Волшебными` можно считать слова на букву `М`

или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать  

фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних

животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые

слова. При произнесении `волшебных слов` ребенок должен подать сигнал:

стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

8. “Шерлок Холмс”. Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который

выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид

своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет

некоторые детали своего внешнего вида и предлагает "сыщику " угадать, что

он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера,

но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое

другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов.

Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

1. Незаменимым дидактическим материалом для всякого рода развивающих

игр являются карточки всевозможных лото и других игр с изображением

животных, предметов обихода, игрушек и т.п. (чем больше разных карточек,

тем лучше). Игры на обучение классификации по общим признакам.

Признак, по которому проводится классификация, задает взрослый. В

дальнейшем задания на классификацию сможет придумывать и ребенок.

Классифицировать можно по признакам: большое - маленькое, животные -

растения, дикое - домашнее и т.д. Разложенные карточки можно

расклассифицировать снова. Например, первое задание было: "отдели

домашних животных от диких", а второе задание может быть: "выбери все

карточки, изображающие хищников". Дальше можно предложить

расклассифицировать и хищников, разложив их, например, по росту или по

месту обитания (север-юг).

2. Другое задание с карточками: вы предлагаете ребенку разложить все

имеющиеся карточки на 2 или 3 кучки, а потом объяснить по какому

принципу разделение проводилось.

3. Еще одна полезная игра с карточками "4 лишний". 4 карточки отбираете

Вы, а малыш находит лишнюю и объясняет, почему он так решил. Задания

можно постепенно усложнять: Кто лишний в четверках: `Тигр, волк, рысь,

леопард? Щука, окунь, камбала, сом? Аист, журавль, воробей, фламинго?`.

Используйте в ваших `трудных четверках` и прилагательные (быстрый,

энергичный, крепкий, вертлявый) и наречия (скоро, быстро, неожиданно,

мгновенно).

4. Классифицировать можно: игральные карты (по мастям или ранжиру),

ракушки, камешки, пуговицы, открытки, любые игрушки

5. "Клад". Научите ребенка читать схемы и карты. "Клад" (подойдет

конфета) спрятан в комнате. Есть карта комнаты (нарисованная вами), а

маленький красный кружочек на карте и есть "клад".

6. Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в

схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных

мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с

помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс.

Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур.

Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем

предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки.

Например, вполне справедливо, если малыш для сказки "Три медведя"

выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером

равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку

уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

7. Отличное задание, развивающее и творческое мышление, и

сообразительность - придумывание вариантов необычного использования

обычных вещей. Например, стакан. Из стакана можно пить, можно

выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и

карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или

божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше?

8. Учимся читать схемы. Нарисуйте схему-задание для малыша (изобразите

фигурками несколько движений зарядки). Пусть ребенок прочтет

`шифрованную записку` и выполнит задание.

9. "Угадай-ка". Ребенок - ведущий, он выбирает какую-нибудь карточку из

лото и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на карточке,

задавая вопросы. По правилам игры ведущий может отвечать на любой

вопрос только "да" или "нет". Например, если спрятана карточка с

изображением какого-то животного (из зоо-лото): - Это зверь? - Нет. -Птица?

- Да. - Большая? -Нет. -Городская? -Да. -Воробей? -Да. Когда правила игры

станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала

картинка выбирается из небольшого количества карточек (например, десяти).

10. “Исследователь”. Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с

ребенком - "исследователи". Выберите какой-нибудь предмет и начните его

изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство,

признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно:

назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные

признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего

сделан; похож "на", отличается "от" (каких - нибудь других предметов); что

случится, если его: бросить в воду, огонь, ударить по нему и т. Д

11. “Один лишний”. Приготовьте предметы или картинки, которые имеют

отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы,

фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы,

мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выберите 4

картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы.

Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная

часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить

их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому

отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо

внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение

Упражнения и игры для развития тонкой моторики

пальцев рук

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук

Комплекс№1

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в

кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно положить на стол ладонями вниз и поочерёдно сгибать

пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять

поочерёдно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к

мизинцу, средний - к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала

поочерёдно каждой рукой. Затем - двумя руками вместе.

5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем

сомкнуть и так продолжать дальше. Поочерёдно каждой рукой, затем сразу

обеими.

6. Положить руки ладонями вверх. Ребёнок поднимает по одному пальцы

сначала на одной руке, затем на другой. Повторить это упражнение в

обратном порядке.

7. Ладони лежат на столе. Ребёнок поднимает пальцы сразу обеих рук,

начиная с мизинца.

8. Ребёнок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и

разгибает эти пальцы.

9. Положить на стол 10-15 карандашей или палочек. Ребёнок одной рукой

пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой

рукой и надо стараться брать карандаши по одному.

10. Ребёнок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами.

Далее выполняется движение так, что сначала впереди оказывается средний

палец, потом указательный.

Комплекс№2 (игры для развития тонкой моторики пальцев рук)

Игра "Гребешок"

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на

верхнюю часть тыльной стороны ладоней левой руки, прогибают её так, что

пальцы левой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную

сторону правой руки нажимают пальцами левой - и в петушиный гребень

превращаются пальцы правой руки.

Игра "Кошка выпускает коготки"

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро

выпрямить и растопырить пальцы.

Игра "Бег"

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к

ладони. Переставлять пальцами, человечек бежит к противоположному краю

стола. То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

Игра "Быстрые вращения"

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы).

Большими пальцами делать вращательные движения вокруг друг друга, всё

быстрее и быстрее.

Игра "Солнышко, заборчик, камешки"

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это

"солнышко".

Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик".

Обе руки сжать в кулак - это "камешки".

По вашей команде: "Солнышко, заборчик, камешки" дети показывают

пальчиками. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, затем всё

быстрее и быстрее.

Работа с родителями

Семинар-практикум для родителей  

«Познание в различных видах детской деятельности».

Цель:

– просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников;

– расширять знание родителей об особенностях дидактических игр;

Задачи:

•        развитие навыков группового взаимодействия;

•        познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком;

•        воспитание познавательного интереса к освещенной теме.

Форма проведения: семинар – практикум.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог, ролевая игра, анализ результатов.

Оборудование:   коробка, где лежат различные предметы

Структура семинара – практикума:

Вводная часть – 3 минут.

Основная часть – 15 минут

Заключительная часть – 3 минут.

План семинара – практикума:

•        Активизация мыслительной деятельности, создание рабочего настроения.

•        Установление контакта между участниками группы (игры на сплочение и объединение).

•        Практическая часть.

•        Подведение итогов, обратная связь.

Ход семинара – практикума: «Познание в различных видах детской деятельности».

1. Вводная часть.

Приветствие. Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас семинар – практикум на тему  

Мини-лекция:

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. Дидактическую  игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т. д. Прежде чем, мы с Вами начнем говорить о дидактических играх. Скажите, пожалуйста, в какие игры Вы играете дома  со своими детьми?

Упражнение “Чемодан чепухи”.

Ведущий выносит поднос или коробку, где лежат различные предметы клубки ниток, крупа, емкость с водой, емкость с песком, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д.

Родителям предложить все это рассмотреть и подумать для чего, это нужно, и что с этим всем делать.

Я с вами согласна эти богатства или предметы мы с вами можем использовать для игр.

Игра “Аукцион идей”.

Ведущий  предлагает родителям придумать и назвать игры с предметами лежащие на подносах. Кто – больше назовет, то и выиграл.

Сделать дидактическую игру можно из любого “бросового” материала: из пробок, пластиковых бутылок, картонных коробок и др.

Покажите малышу, как можно играть с новой игрой, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений.

Схема дидактической игры:

Дидактическая цель;

Содержание игры;

Игровые правила;

Ход игры;

Итог игры.

Для проведения дидактической игры необходимо:

- отобрать игру, (можно предложить ребенку сделать самостоятельно свой   выбор);

- подготовить  необходимый дидактический материал;

-познакомить детей с содержанием игры,

- объяснить ход и правила игры(при этом необходимо обратить внимание на четкое выполнение правил;

- показать игровые действия;

- определить роли: взрослый  в игре в качестве играющего, болельщика или арбитра.  Участвуя в игре, взрослый направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подвести итоги игры – это ответственный момент в руководстве ею.  При подведении итогов взрослый  подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Основные виды дидактических игр:

Настольно-печатные игры.

 Они разнообразны по видам:

Парные картинки, лото, домино,

Подбор картинок по парам: самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку (классификация)  Например, в игре «Что растет в лесу (в саду, огороде? », дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений,  соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки.

Или игра «А что было потом? »: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий. Запоминание состава, количества и расположения картинок.

Игры проводятся так же, как с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.  Умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками,  их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача такого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинно. Например, в игре «Отгадай, кто это? » ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, лягушки и др.) в более старших группах дети изображают действия: тушат пожар, строят дом, лечат пациента. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях окружающих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.

В младших и средних группах игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.

Игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.)

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.  Дети упражняются в определении предмете по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления) Например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, т. к. малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе в играх используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие

сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусины, выкладывать узоры из разнообразных форм

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки): «От какого дерева лист? », «Кто скорее выложит узор из разных листочков? », «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине».

         Таким образом, наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида. Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.   Хочется нашу встречу закончить словами А. С. Макаренко:

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

 

Доклад на родительском собрании в старшей группе

 «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»

 Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играю ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел наш современник Ш. А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Ш. А. Амонашвили играет, общаясь со своими учениками, и вот это драгоценное умение взрослого человека встать, как бы на один уровень с ребенком вознаграждается сполна блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к Учителю.

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

 

•        Дидактические игры кратковременны (10-20мин);

•        Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени- время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

Дидактические игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Дидактические игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

Чаще всего это проверяется дидактической игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на сколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.

Дидактическая игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.

В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования дидактических игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные дидактические игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.

В дидактической игре применяются знания, полученные на занятии, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".

Анкеты  для родителей

 ФИО__________________________________________________________

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей развивающие игры?

• раз в неделю

• раз в месяц

• только по праздникам

• не покупаю

2. Что является для Вас мотивом для покупки  развивающих игр?

• покупаю подарки к празднику

• иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившуюся игру

• хочу просто порадовать своего ребенка новой игрой

• все старые игры  ребенку надоели

 3. Какие игры Вы приобретали для своих детей в течение последних 6

месяцев?

• конструкторы, пазлы, мозаики, кубики

• настольные игры, различные познавательные карточки, лото

4. Какие дидактические игры Вы знаете? ______________________________-  

5. С какими дидактическими играми Вы играли в детстве? __________________________________________________________________

6. Есть ли у Ваших детей  дидактические  игры дома?____________________

7. Чем, по Вашему мнению, отличается дидактическая игра  и современная

игрушка?__________________________________________________________

 8. Изготавливаете  ли Вы какие-нибудь дидактические игры сами или

вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?

__________________________________________________________________

 9. Какая любимая дидактическая игра Вашего ребенка.

10.  Хотелось бы Вам, чтобы среди любимых игрушек Вашего ребенка были дидактические игры________________________________________________

Благодарим Вас за искренние ответы!

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

           Программа будет применяться на практике, закрепятся  новые знания. Анализ результатов проведенной работы  будет свидетельствовать  о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечит  решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Внедрение нетрадиционных способов поможет расширить технический диапазон возможностей детей, а так же обеспечит высокий уровень эмоциональности и творческой активности детей.

Использование игровых технологий в режиме дня через все виды деятельности позволят максимально реализовать задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Об общепринятых нормах поведения как в природе, так в социуме. Достичь главного – не только знать основные правила личной безопасности, но и уметь их формулировать, объяснять необходимость  их применения в экстремальных ситуациях.   Программа будет востребована и детьми, и родителями, и другими педагогами.

 

Используемая литература

 

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 4-е изд., испр. и доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2006.- 232 с.
2. Е. А. Юзбекова «Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника).  
3. Воспитатель ДОУ №10, 2011г. (Развитие мелкой моторики рук для подготовки к школе)
4. Воспитатель ДОУ №8 2010г. (Словесно – логические игры в развитии старшего дошкольного возраста)

 1. Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте», М., 1999 г.;

2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. «Психологическое развитие дошкольников» - М., 1984;

3. Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;

4. Иванова Н.И. «Воображение и творчество детей»//Дошкольное воспитание – 1997 г. № 10;

5. Косенко Н.Т. «Формирование творческой активности в игре»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12;

6. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М., Просвещение, 1992 г.;

7. Савенков Л.И. «Детская одаренность в познавательной сфере»// Дошкольное воспитание – 1988 г., № 5-6;

8. Семяшкина Н.И. «Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте»// Начальная школа, 1997 г. № 2;

9. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г.;

10. Эльконин Д.Б. «Символика и её функции в игре детей»// Дошкольное воспитание –1966 г., № 3.

   

 

 

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение....

Передовой опыт работы: «Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр».

СодержаниеВведение.Глава 1. Игры как средство развития мыслительной деятельности.1.1 Понятие игры.      Классификация игр.      Этапы знакомства детей...

ПРОЕКТ «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ...

Представление педагогического опыта на тему: «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – является весьма трудоёмким, многоплановым,  педагогическим явлением: согласно утверждению А.К. Бондаренко дидактическая игра – это метод обучения посредством игры...

Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»по методической разработке ...

Программа «Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет» в средней группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Программа«Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет»в средней группес использованием кубиков Никитина «Сложи узор»по методической разработке Л.И.Сорокиной....