Статья. Гиперактивные дети в ДОУ.
статья на тему

Лысенко Анна Николаевна

Гиперактивные дети. Как определить. Рекомендации родителям и педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnye_deti.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое гиперактивность? Если говорить детально, то в переводе из латинского языка «активный» – значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.
     Гиперактивность у детей оказывается несвойственной для нормального, соответствующего роста развития ребенка невнимательностью, импульсивностью. По данным психолого – педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижные»,«импульсивные»,«шустрики».
     По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно растет. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, сверстники, воспитатели. Такому ребенку необходима своевременная помощь. 
 
Портрет ребёнка с отклоняющимся поведением:

Часто встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные  предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Вероятно, учителю и психологу знаком портрет такого ребенка.
     Как выявить гиперактивного ребенка?
     Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать  основные отличия поведения одной  категории детей от другой.
Практика показывает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как «трудный» воспитанник, родителями – как «трудный» ребенок, а социологами – как несовершеннолетний из «группы риска», принадлежит к категории «гиперактивных».
 У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности:

*беспокойство,
*невротические привычки,
*нарушения сна и аппетита,
*тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д.

Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые и импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. В любой ситуации доставляют окружающим много хлопот.
 Гиперактивного  ребенка (а бывает, что их двое, трое и больше в группе) можно также  заметить, если понаблюдать, как дети приступают к деятельности, которую  им предлагает педагог в группе. Такой ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через  некоторое время, когда другие дети обычно уже активно включаются в  работу, он не знает, что нужно делать.
     Гиперактивный ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания  он меняет цель, а в некоторых  случаях может и вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается, причем нередко по поводам, совершенно не связанным с выполнением деятельности. Ребенок не пытается хоть как – то организовать свою работу, чтобы облегчить выполнение задания, не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которых не видит и не исправляет.

Нарушения в эмоциональной  сфере:

Однако вышеописанные особенности поведения все же не дают полной характеристики этого типа детей, хотя и лежат  на поверхности в виде повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий самоконтроля. Может быть, не столь ярко выступающими, но имеющими чрезвычайно важное значение и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы.
     Во – первых, дети этого типа часто или возбудимы, или внутренне напряжены. Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, негативизма.
     Во – вторых, обследования подтверждают, что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.
Диагностика гиперактивных детей:

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются  интеллектуальные нагрузки: от детей  требуются умения концентрировать  внимание на более длительном отрезке  времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные  этим, ищут контактов с психологом.
     Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
Не может играть тихо, спокойно.
Болтливый.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

чрезмерная двигательная активность;
импульсивность;
отвлекаемость – невнимательность.

Диагноз считается правомерным, если наличествуют по меньшей мере восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них  интереса к систематическим, требующим  внимания занятиям, а значит, и будущей  или настоящей учебной деятельности.
   В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Всё это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.

Коррекция поведения гиперактивных  детей:

Коррекция в семье:

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему  овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько  сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения  его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая  ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
     Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и прежде всего  матери к ребенку, с тем чтобы  лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.
     Матери нужно объяснить, что улучшение  состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно (направленно – компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
     При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают  на таких детей гораздо более  глубокое негативное воздействие, чем  на других.

Роль педагогов в коррекции поведения ребенка:

В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов – воспитателей, учителей. И здесь роль психолога центра или дошкольного психолога  неоценима. Выполнение ряда его рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.
Прежде всего психолог предоставляет воспитателю подробные сведения о характере поведения детей с  гиперактивностью в детском саду. Подчеркивает, что работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка.
 Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу.
На  определенный отрезок времени ребенку  дается лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, оно  предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: физического труда, спортивных упражнений. 
 

Рекомендации  родителям:

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его  воспитания?
     Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
 И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Приемы поведения:

В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гиперактивность у детей дошкольного возраста"

Статья рассказывает о проявлениях гиперактивности у детей дошкольного возраста. Она поможет распознать гиперактивного ребенка и подскажет, как взрослым организовать работу  с ним в группе детског...

Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования "Гиперактивные дети в детском саду"

Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы гиперактивности...

Статья "Гиперактивные дети"

Помощь воспитателям и родителям с гиперактивными детьми: признаки, причины гиперактивности, пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие с родителями гиперактивных детей. Рекомендации родителям. Игр...

Статья "Гиперактивные дети.Причины.Признаки.Особенности воспитания.

Гиперактивные дети.Признаки.Причины.Особенности воспитания....

Статья "Гиперактивные дети"

В современном мире немало детей подвержено повышенной активности. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении. Из-за неусидчивости такой ребёнок плохо воспринимает материал и с...

статья "Гиперактивные дети в ДОУ"

статья для родителей и педагогов...