Приложение к персональной программе "Лукоморье" №1 Путешествие по «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкина
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Цель – развитие творческих способностей детей на материале творчества А.С.Пушкина – «Сказка о царе Салтане…».

 

Задачи:

Образовательные:

- формировать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина посредством различных форм выразительности;

- активизировать речь детей: учить понятно для окружающих высказывать свои мысли; упражнять в подборе рифмы к словам;

- обогащать словарный запас детей, знакомя их с особенностями выразительных средств языка А.С.Пушкина: сравнения, эпитеты; названия русской утвари – прялка.

- учить детей создавать узоры по мотивам городецкой росписи, используя нетрадиционные формы  изодеятельности.

 

Развивающие:

- активизировать мыслительную деятельность детей;

- способствовать развитию мелкой моторики; чувству ритма;

- развивать интерес к нетрадиционной форме изодеятельности;

- способствовать развитию координации речи и движения;

 

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к сказкам А.С.Пушкина; к творческой деятельности;

- способствовать формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других сверстников;

- продолжать воспитывать желание познавать русскую культуру и уважительное отношение к ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pushkin_i_gorodetskaya_rospis.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей детский сад «Сказка» п. Агириш

НОД

ОО ЧХЛ + ОО ХТ (рисование)

в старшей группе «Страна Чудес»

Тема: Путешествие по «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкина

Выполнила: Хомутова  С.А.

воспитатель1 кв. категории

 2013г.

Цель – развитие творческих способностей детей на материале творчества А.С.Пушкина – «Сказка о царе Салтане…».

Задачи:

Образовательные:

- формировать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина посредством различных форм выразительности;

- активизировать речь детей: учить понятно для окружающих высказывать свои мысли; упражнять в подборе рифмы к словам;

- обогащать словарный запас детей, знакомя их с особенностями выразительных средств языка А.С.Пушкина: сравнения, эпитеты; названия русской утвари – прялка.

- учить детей создавать узоры по мотивам городецкой росписи, используя нетрадиционные формы  изодеятельности.

Развивающие:

- активизировать мыслительную деятельность детей;

- способствовать развитию мелкой моторики; чувству ритма;

- развивать интерес к нетрадиционной форме изодеятельности;

- способствовать развитию координации речи и движения;

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к сказкам А.С.Пушкина; к творческой деятельности;

- способствовать формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других сверстников;

- продолжать воспитывать желание познавать русскую культуру и уважительное отношение к ней.

Ход занятия:

Дети заходят в зал. Звучит спокойная музыка.

- Здравствуйте, дети!

 Ребята, я хочу подарить вам очень добрые слова: «Добрый день!».

Встаньте, пожалуйста, в круг, поприветствуем друг друга. Я буду к вам подходить, а вы по очереди будете прикасаться ко мне. Давайте погреем ладошки и передадим своё тепло друг  другу (воспитатель обходит детей по кругу, прикасаясь к их ладошкам, здоровается, называя каждого по имени).

- Ребята,  вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам  отправиться в путешествие по сказке.  

- Закрываем все глаза,

  Начинаются чудеса.

  Раз – два – три – повернись

  И в сказке очутись.

( дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя).

- А сейчас смотрите и слушайте! (слайд)

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

- Ребята, вы догадались, строчки стихотворения какого писателя я вам только что прочитала?

Дети: это стихотворение А.С.Пушкина.

- Правильно, эти строчки написал замечательный русский писатель, любимый детский сказочник – А.С.Пушкин. (Слайд с портретом А.С.Пушкина)

Какие  сказки этого замечательного писателя вы знаете?

Дети: перечисляют знакомые сказки А.С.Пушкина.

- Ребята, я принесла  для вас письмо-приглашение в сказку.

Давайте его прочитаем.

                                Был с письмом у нас гонец,

                                Он доехал, наконец.

                                Шлёт нам грамоту Гвидон,

                                Ждёт на острове нас он:

                                Пир на острове у нас,

                                Не хватает только вас.

                                Путь ваш труден – это да,

                                Добрый путь вам, господа!

- Ребята, кто из вас догадался, в какую сказку нас пригласили?

(ответы детей)

- Правильно, нас пригласили в «Сказку о царе Салтане».

- Путь до острова Буяна очень не простой, на пути будут встречаться трудности.

- Ну что, вы готовы?

- Я вижу, ребята вы умные, смелые, находчивые – я думаю, всё у вас получится.

- В путь!

                Чтобы сказку нам начать,

                Надо пазлы вам собрать!

(звучит музыка, дети подходят к конвертам с  разрезанными картинками, разложенным на полу, и под музыку собирают картинку, с изображением

3-ёх девиц - 6 деталей)

(дети заканчивают работу)

- Молодцы! А теперь послушайте:

                Три девицы под окном

                Пряли поздно вечерком…

- Такими строчками начинается «Сказка о царе Салтане». (слайд – три девицы)

- Вот мы с вами и попали в сказку.

Уберите, пожалуйста,  пазлы  в конверты. (дети убирают пазлы в конверты).

- Наш путь продолжается.

- Сейчас вам  необходимо отгадать «Загадки-складки».

Я начинаю строчки из сказки, а вы заканчивайте. Слушайте внимательно.

        Как бы я была царица,-

        Говорит одна девица, -

        То на весь крещёный мир

        Приготовила б я …(ПИР)

Кабы я была царица,-

Говорит её сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала бы … (ПОЛОТНА)

        Кабы я была царица, -

        Третья молвила девица, -

        Я б для батюшки царя

        Родила … (БОГАТЫРЯ).

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит … (ЦАРЬ),

Стороны той государь.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых … (ПАРУСАХ)

- Молодцы!

- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какую волшебную птицу встретил царевич на острове. (слайд)

        Глядь – поверх текучих вод

        Птица белая плывёт. (ЛЕБЕДЬ)

- Молодцы!

- Ребята, как вы думаете, почему же лебедь была волшебная?

(ответы детей)

- Правильно, лебедь умеет говорить человеческим голосом, умеет превращаться, а ещё лебедь помогала князю Гвидону повидаться с отцом, она превращала его в разных насекомых.

- А сейчас следующее задание-игра - «Четвёртый – лишний».

Подойдите к столу, возьмите картинку с изображением  насекомых и зачеркните то насекомое, в которое князь Гвидон не превращался. Да будьте внимательны.

- Все справились?

- Хотите проверить, правильно ли вы выполнили это задание?

- Вот послушайте. (слайд)(воспитатель читает отрывки из сказки, где описывается превращение Гвидона в насекомых, на экране появляются комар, муха, шмель)

1) Тут он в точку уменьшился

     В комара оборотился,

     Полетел и запищал …

                               2) В муху князь оборотился,

                                  Полетел и опустился

                                  Между моря и небес

                                  На корабль и в щель залез.

3) Тут он очень уменьшился,

     Шмелем князь оборотился,

     Полетел и зажужжал;

- Молодцы!

        Чтобы побывать у отца, Гвидону необходимо было пролететь через огромное море. А вы видели море? Давайте закроем глаза и представим, что перед нами плещется море, волны набегают на берег.

(звучит звукозапись с шумом моря)

- Ребята, а вы хотите покачаться на волнах?

- Давайте возьмём   степ-скамейки  и представим, что это у нас кораблики.

Сейчас я буду проговаривать слова из сказки, и выполнять движения. Будьте внимательны и повторяйте за мной.

(слайд), (звучит запись с шумом моря)

- Начали.

(шаг на степ – со степа, дети должны почувствовать ритм стихотворения)

        Ветер по морю гуляет

        И кораблик подгоняет;

        Он бежит себе в волнах

        На поднятых парусах…

- А теперь ещё раз, только вы мне будете помогать проговаривать слова и выполнять движения.

(повторяются движения на степах)

- Молодцы!

(слайд)

- Пушки с пристани палят,

  Кораблю пристать велят.

- Вот мы и на острове Буяне.

        За морем житьё не худо,

        Есть на острове три чуда…

- Какие же чудеса на острове буяне?

Дети: белка, 33 богатыря, царевна-Лебедь.

-  (слайд) Послушайте, как интересно описывает А.С.Пушкин героев своей сказки:

33 богатыря – в чешуе как жар горя;

про царевну Лебедь поэт пишет так: «А сама-то величава, выступает словно пава»;

ну а белка – диво, право,  не безделка…(воспитатель открывает  с изображением белки из «Сказки о царе Салтане, читает)

        Белка песенки поёт

        Да орешки всё грызёт…        

        А орешки не простые,

        Всё скорлупки золотые,

        Ядра – чистый изумруд;

        Слуги белку стерегут.

- Ребята, белочка приготовила для вас сюрприз, она очень захотела угостить вас сказочными орешками, но сначала поиграйте с ней.

(дети подходят к столу, где стоят два сундучка, наполненные крупой, а в ней  спрятаны грецкие орешки, обёрнутые фольгой (золотые))(слайд)

- Найдите по одному  орешку вот в этих сундучках и положите их в корзиночку. (после занятия вы обязательно заберёте орешки с собой)

(дети выполняют задание – ищут грецкие орехи в кедровых орешках; звучит запись с песенкой белочки)

- Ребята, вижу, вижу –  во дворце уже столы накрыты, заждались нас. А как же мы без подарков?

- Что же можно подарить жителям острова?

(ответы детей)

- Ребята, давайте вспомним, что же делали три девицы в начале сказки под окном?

Дети: три девицы пряли поздно вечерком.

- Что нужно девицам для того чтобы прясть пряжу?

Дети: девицам нужна прялка.

- Посмотрите,  какие красивые прялки были раньше у наших бабушек. (слайд)

Как вы думаете, какой росписью раскрашены прялки?

Дети: прялки расписаны городецкой росписью.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю строчки из стихотворения о городецкой росписи.     Посмотрите на роспись –

                   Сочность красок манит,

                   Городецкая роспись

         Душу нам веселит.

- Я хочу вам предложить расписать донце прялок для девиц городецкими узорами.

- Кто занимается росписью изделий городецкими узорами?

Дети: городецкие мастера.

- А вы, хотите стать городецкими мастерами?

Дети: да хотим.

- Сейчас мы с вами будем  городецкими мастерами, и раскрасим уже готовые донца прялок.

- Усаживайтесь за столы и приступайте к работе. Вспомните, какие краски использовали городецкие мастера для росписи.

- Ребята, я же кисточки вам не принесла. Что делать? Чем же ещё можно рисовать?

(ответы-предположения  детей)

- Вижу у вас на столах ватные палочки, давайте  ими раскрасим наши прялки.

- Оказывается совсем не обязательно рисовать кисточкой.

 (дети выполняют работу, звучит  русская народная музыка)

- Молодцы!

Какие красивые у прялок донца  получились, прямо как настоящие!

- Подарим их жителям острова.

(дети несут свои рисунки  на стол, накрытый скатертью) (звучит музыка)

- Ребята, а жители острова тоже приготовили вам сюрприз, это пряники, которыми на Руси угощали гостей.

 И садятся все за стол;

                        И весёлый пир пошёл.

Продолжался пир горой,

Ну, а нам пора домой.

                       Раз, два, три – повернись,

                       Снова в детском саду окажись.

(дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя)

- Вот и закончилось наше  путешествие.

- В какой сказке мы с вами побывали?

- Для кого мы украшали донце прялки?

- Какую роспись мы использовали?

- Что понравилось  вам больше всего?

- В какую сказку А.С.Пушкина вы ещё хотели бы попасть?

Я надеюсь, что ваши желания обязательно сбудутся.

Мне сегодня было очень интересно с вами.

        Все вы были хороши –

        Вам спасибо от души!

Подойдите, пожалуйста,  ещё раз ко мне,  чтобы взять орешки, подаренные вам белочкой.

Ну что ж, до свидания, ребята, до новых встреч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова

Разработка периода НОД с использованием интерактивной доски....

Методическая разработка «Путешествие в «Сказку о царе Салтане…»

laquo;Путешествие в «Сказку о царе Салтане…»...

Чудеса из сказки о царе Салтане А .С. Пушкина

Интегрированная образовательная деятельность с включением коррекционно-развивающих упражнений...

Презентация Книги - юбиляра "Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина 190 лет

В 2021 году "Сказке о царе Салтане" исполняется 190 лет.  Сказка в стихах А.С. Пушкина написанная 1831 году и изданная в следующем году в собрании стихотворений.В презентации предствавл...