Приложение к персональной программе "Лукоморье" №1 Путешествие по «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкина
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель – развитие творческих способностей детей на материале творчества А.С.Пушкина – «Сказка о царе Салтане…».
Задачи:
Образовательные:
- формировать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина посредством различных форм выразительности;
- активизировать речь детей: учить понятно для окружающих высказывать свои мысли; упражнять в подборе рифмы к словам;
- обогащать словарный запас детей, знакомя их с особенностями выразительных средств языка А.С.Пушкина: сравнения, эпитеты; названия русской утвари – прялка.
- учить детей создавать узоры по мотивам городецкой росписи, используя нетрадиционные формы изодеятельности.
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность детей;
- способствовать развитию мелкой моторики; чувству ритма;
- развивать интерес к нетрадиционной форме изодеятельности;
- способствовать развитию координации речи и движения;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к сказкам А.С.Пушкина; к творческой деятельности;
- способствовать формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других сверстников;
- продолжать воспитывать желание познавать русскую культуру и уважительное отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pushkin_i_gorodetskaya_rospis.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей детский сад «Сказка» п. Агириш
НОД
ОО ЧХЛ + ОО ХТ (рисование)
в старшей группе «Страна Чудес»
Тема: Путешествие по «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкина
Выполнила: Хомутова С.А.
воспитатель1 кв. категории
2013г.
Цель – развитие творческих способностей детей на материале творчества А.С.Пушкина – «Сказка о царе Салтане…».
Задачи:
Образовательные:
- формировать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина посредством различных форм выразительности;
- активизировать речь детей: учить понятно для окружающих высказывать свои мысли; упражнять в подборе рифмы к словам;
- обогащать словарный запас детей, знакомя их с особенностями выразительных средств языка А.С.Пушкина: сравнения, эпитеты; названия русской утвари – прялка.
- учить детей создавать узоры по мотивам городецкой росписи, используя нетрадиционные формы изодеятельности.
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность детей;
- способствовать развитию мелкой моторики; чувству ритма;
- развивать интерес к нетрадиционной форме изодеятельности;
- способствовать развитию координации речи и движения;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к сказкам А.С.Пушкина; к творческой деятельности;
- способствовать формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других сверстников;
- продолжать воспитывать желание познавать русскую культуру и уважительное отношение к ней.
Ход занятия:
Дети заходят в зал. Звучит спокойная музыка.
- Здравствуйте, дети!
Ребята, я хочу подарить вам очень добрые слова: «Добрый день!».
Встаньте, пожалуйста, в круг, поприветствуем друг друга. Я буду к вам подходить, а вы по очереди будете прикасаться ко мне. Давайте погреем ладошки и передадим своё тепло друг другу (воспитатель обходит детей по кругу, прикасаясь к их ладошкам, здоровается, называя каждого по имени).
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке.
- Закрываем все глаза,
Начинаются чудеса.
Раз – два – три – повернись
И в сказке очутись.
( дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя).
- А сейчас смотрите и слушайте! (слайд)
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
- Ребята, вы догадались, строчки стихотворения какого писателя я вам только что прочитала?
Дети: это стихотворение А.С.Пушкина.
- Правильно, эти строчки написал замечательный русский писатель, любимый детский сказочник – А.С.Пушкин. (Слайд с портретом А.С.Пушкина)
Какие сказки этого замечательного писателя вы знаете?
Дети: перечисляют знакомые сказки А.С.Пушкина.
- Ребята, я принесла для вас письмо-приглашение в сказку.
Давайте его прочитаем.
Был с письмом у нас гонец,
Он доехал, наконец.
Шлёт нам грамоту Гвидон,
Ждёт на острове нас он:
Пир на острове у нас,
Не хватает только вас.
Путь ваш труден – это да,
Добрый путь вам, господа!
- Ребята, кто из вас догадался, в какую сказку нас пригласили?
(ответы детей)
- Правильно, нас пригласили в «Сказку о царе Салтане».
- Путь до острова Буяна очень не простой, на пути будут встречаться трудности.
- Ну что, вы готовы?
- Я вижу, ребята вы умные, смелые, находчивые – я думаю, всё у вас получится.
- В путь!
Чтобы сказку нам начать,
Надо пазлы вам собрать!
(звучит музыка, дети подходят к конвертам с разрезанными картинками, разложенным на полу, и под музыку собирают картинку, с изображением
3-ёх девиц - 6 деталей)
(дети заканчивают работу)
- Молодцы! А теперь послушайте:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
- Такими строчками начинается «Сказка о царе Салтане». (слайд – три девицы)
- Вот мы с вами и попали в сказку.
Уберите, пожалуйста, пазлы в конверты. (дети убирают пазлы в конверты).
- Наш путь продолжается.
- Сейчас вам необходимо отгадать «Загадки-складки».
Я начинаю строчки из сказки, а вы заканчивайте. Слушайте внимательно.
Как бы я была царица,-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я …(ПИР)
Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала бы … (ПОЛОТНА)
Кабы я была царица, -
Третья молвила девица, -
Я б для батюшки царя
Родила … (БОГАТЫРЯ).
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит … (ЦАРЬ),
Стороны той государь.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых … (ПАРУСАХ)
- Молодцы!
- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какую волшебную птицу встретил царевич на острове. (слайд)
Глядь – поверх текучих вод
Птица белая плывёт. (ЛЕБЕДЬ)
- Молодцы!
- Ребята, как вы думаете, почему же лебедь была волшебная?
(ответы детей)
- Правильно, лебедь умеет говорить человеческим голосом, умеет превращаться, а ещё лебедь помогала князю Гвидону повидаться с отцом, она превращала его в разных насекомых.
- А сейчас следующее задание-игра - «Четвёртый – лишний».
Подойдите к столу, возьмите картинку с изображением насекомых и зачеркните то насекомое, в которое князь Гвидон не превращался. Да будьте внимательны.
- Все справились?
- Хотите проверить, правильно ли вы выполнили это задание?
- Вот послушайте. (слайд)(воспитатель читает отрывки из сказки, где описывается превращение Гвидона в насекомых, на экране появляются комар, муха, шмель)
1) Тут он в точку уменьшился
В комара оборотился,
Полетел и запищал …
2) В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль и в щель залез.
3) Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
- Молодцы!
Чтобы побывать у отца, Гвидону необходимо было пролететь через огромное море. А вы видели море? Давайте закроем глаза и представим, что перед нами плещется море, волны набегают на берег.
(звучит звукозапись с шумом моря)
- Ребята, а вы хотите покачаться на волнах?
- Давайте возьмём степ-скамейки и представим, что это у нас кораблики.
Сейчас я буду проговаривать слова из сказки, и выполнять движения. Будьте внимательны и повторяйте за мной.
(слайд), (звучит запись с шумом моря)
- Начали.
(шаг на степ – со степа, дети должны почувствовать ритм стихотворения)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
- А теперь ещё раз, только вы мне будете помогать проговаривать слова и выполнять движения.
(повторяются движения на степах)
- Молодцы!
(слайд)
- Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
- Вот мы и на острове Буяне.
За морем житьё не худо,
Есть на острове три чуда…
- Какие же чудеса на острове буяне?
Дети: белка, 33 богатыря, царевна-Лебедь.
- (слайд) Послушайте, как интересно описывает А.С.Пушкин героев своей сказки:
33 богатыря – в чешуе как жар горя;
про царевну Лебедь поэт пишет так: «А сама-то величава, выступает словно пава»;
ну а белка – диво, право, не безделка…(воспитатель открывает с изображением белки из «Сказки о царе Салтане, читает)
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт…
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
- Ребята, белочка приготовила для вас сюрприз, она очень захотела угостить вас сказочными орешками, но сначала поиграйте с ней.
(дети подходят к столу, где стоят два сундучка, наполненные крупой, а в ней спрятаны грецкие орешки, обёрнутые фольгой (золотые))(слайд)
- Найдите по одному орешку вот в этих сундучках и положите их в корзиночку. (после занятия вы обязательно заберёте орешки с собой)
(дети выполняют задание – ищут грецкие орехи в кедровых орешках; звучит запись с песенкой белочки)
- Ребята, вижу, вижу – во дворце уже столы накрыты, заждались нас. А как же мы без подарков?
- Что же можно подарить жителям острова?
(ответы детей)
- Ребята, давайте вспомним, что же делали три девицы в начале сказки под окном?
Дети: три девицы пряли поздно вечерком.
- Что нужно девицам для того чтобы прясть пряжу?
Дети: девицам нужна прялка.
- Посмотрите, какие красивые прялки были раньше у наших бабушек. (слайд)
Как вы думаете, какой росписью раскрашены прялки?
Дети: прялки расписаны городецкой росписью.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю строчки из стихотворения о городецкой росписи. Посмотрите на роспись –
Сочность красок манит,
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
- Я хочу вам предложить расписать донце прялок для девиц городецкими узорами.
- Кто занимается росписью изделий городецкими узорами?
Дети: городецкие мастера.
- А вы, хотите стать городецкими мастерами?
Дети: да хотим.
- Сейчас мы с вами будем городецкими мастерами, и раскрасим уже готовые донца прялок.
- Усаживайтесь за столы и приступайте к работе. Вспомните, какие краски использовали городецкие мастера для росписи.
- Ребята, я же кисточки вам не принесла. Что делать? Чем же ещё можно рисовать?
(ответы-предположения детей)
- Вижу у вас на столах ватные палочки, давайте ими раскрасим наши прялки.
- Оказывается совсем не обязательно рисовать кисточкой.
(дети выполняют работу, звучит русская народная музыка)
- Молодцы!
Какие красивые у прялок донца получились, прямо как настоящие!
- Подарим их жителям острова.
(дети несут свои рисунки на стол, накрытый скатертью) (звучит музыка)
- Ребята, а жители острова тоже приготовили вам сюрприз, это пряники, которыми на Руси угощали гостей.
И садятся все за стол;
И весёлый пир пошёл.
Продолжался пир горой,
Ну, а нам пора домой.
Раз, два, три – повернись,
Снова в детском саду окажись.
(дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя)
- Вот и закончилось наше путешествие.
- В какой сказке мы с вами побывали?
- Для кого мы украшали донце прялки?
- Какую роспись мы использовали?
- Что понравилось вам больше всего?
- В какую сказку А.С.Пушкина вы ещё хотели бы попасть?
Я надеюсь, что ваши желания обязательно сбудутся.
Мне сегодня было очень интересно с вами.
Все вы были хороши –
Вам спасибо от души!
Подойдите, пожалуйста, ещё раз ко мне, чтобы взять орешки, подаренные вам белочкой.
Ну что ж, до свидания, ребята, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее занятие по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Путешествие на остров Гвидона"
Коррекционно - развивающее занятие....
"Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова
Разработка периода НОД с использованием интерактивной доски....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему "Сказка «О Царе Салтане…» А.С.Пушкина «Волшебный город, который вырос в одну ночь на острове Буяне»" (аппликация)
Предназначен для воспитателей ДОО....
Методическая разработка «Путешествие в «Сказку о царе Салтане…»
laquo;Путешествие в «Сказку о царе Салтане…»...
Чудеса из сказки о царе Салтане А .С. Пушкина
Интегрированная образовательная деятельность с включением коррекционно-развивающих упражнений...
Презентация Книги - юбиляра "Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина 190 лет
В 2021 году "Сказке о царе Салтане" исполняется 190 лет. Сказка в стихах А.С. Пушкина написанная 1831 году и изданная в следующем году в собрании стихотворений.В презентации предствавл...
Виртуальное путешествие по сказке о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Виртуальное путешествие по сказке...