Приложение к персональной программе "Лукоморье" №2 «Осенняя пора очей очарованье»
методическая разработка на тему

Мастер-класс для педагогов по произведениям А.С.Пушкина 

 Задачи:

Образовательные:

- упражнять в чтении стихов А.С.Пушкина;

- совершенствовать умение  соотносить изображения природы на картинах с его стихами.

Развивающие:

- развивать выразительность речи;

- развивать слуховое восприятие: умение слышать и быстро ориентироваться в речевом материале;

- активизировать  мыслительную деятельность, память;

- развивать  музыкальный слух, коммуникативные качества;

- способствовать развитию внимания, мелкой моторики.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина,  интерес к рассматриванию картин великих художников, желание слушать классические музыкальные произведения;

- способствовать созданию благоприятной эмоциональной обстановки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_-_osennyaya_pora_ochey_ocharovane._2013.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей детский сад «Сказка»

п. Агириш

Мастер – класс по произведениям А.С.Пушкина

«Осенняя пора очей очарованье»

( в рамках реализации программы «Лукоморье», направленной  на развитие творческих способностей дошкольников на основе произведений А.С.Пушкина)

Выполнила: Хомутова  С.А.

воспитатель1 кв. категории

2013год

 Задачи:

Образовательные:

- упражнять в чтении стихов А.С.Пушкина;

- совершенствовать умение  соотносить изображения природы на картинах с его стихами.

Развивающие:

- развивать выразительность речи;

- развивать слуховое восприятие: умение слышать и быстро ориентироваться в речевом материале;

- активизировать  мыслительную деятельность, память;

- развивать  музыкальный слух, коммуникативные качества;

- способствовать развитию внимания, мелкой моторики.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина,  интерес к рассматриванию картин великих художников, желание слушать классические музыкальные произведения;

- способствовать созданию благоприятной эмоциональной обстановки.

Словарная работа: в багрец и золото,  одетые леса, природы увяданье, очей очарованье, отряхает, с нагих ветвей, таинственная сень, осенний хлад, бранят, главы берёз и лип.

Предварительная работа:  чтение произведений А.С.Пушкина, наблюдения за природой осенью, слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года», Вивальди  из цикла «Времена года», рассматривание репродукций  на осеннюю тематику В. Поленова, А.Саврасова, И.Левитана, И.Бродского,  Волкого,  Р.Бергольц и т.д., рисование рисунков на данную тематику, заучивание стихов об осени;  дидактические игры «Угадай время года», «Что перепутал художник?», «С какого дерева лист?», «Что сначала, что потом?»,  «Мы художники», «Раз-два-три  - к дереву беги», рассматривание коллажа «Пушкинская осень».

Оборудование:

Газета-коллаж «Пушкинская осень»;  мольберт;  презентация  «Осенняя пора, очей очарованье» с репродукциями великих художников; мультимедийная установка; призы – минипортреты  поэта, засушенные осенние листья, кисти, краски, бумага, салфетки.

  • Первая часть – введение.

Воспитатель: (все участники стоят  на ковре)

- Здравствуйте, уважаемы коллеги!

- Сегодня я хочу пригласить вас  на прогулку.    

- На улице уже зима, выпал снег, стало холодно, а ещё совсем недавно всё вокруг было золотым и багряным.  Стояли тёплые солнечные деньки. Мне очень жалко расставаться с осенью, а вам?

Ответы: нам тоже жаль расставаться с осенью.

Воспитатель: - Почему жалко?

Ответы: жаль, потому что деревья будут стоять голые – не красивые, начнутся морозы.

Воспитатель:

- А вы хотите отправиться на осеннюю прогулку?

Ответы: конечно хотим.

Воспитатель:

- Для этого нам необходимо взяться за руки, закрыть глаза и представить  (звучит музыка «Дождик» Алексей Архиповский), что ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с листвой высоко в небо, и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву. Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Открывайте глаза, сделаем глубокий вдох, расправим плечи.

- Вот мы с вами и попали на осеннюю прогулку.

(воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина «Осень»)

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила,

Читатель дорогой,

 Красою тихою, блистающей смиренно.

 Так нелюбимое дитя в семье родной

 К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

 Из годовых времён я рад лишь ей одной,

 В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,..

- Как вы думаете, чьё стихотворение я только что прочитала?

Ответы: это стихотворение А.С.Пушкина.

( на экране появляется портрет А. С. Пушкина)

- Усаживайтесь за столы, прогулка продолжается.

Воспитатель:

- Какими словами можно назвать осень?

Ответы: Золотая, багряная, волшебная, любимая, прекрасная,…

Воспитатель:

-Сколько красивых  слов можно сказать об этом удивительном времени года.

- Послушайте, как Пушкин  говорил о своём к ней отношении:

 И с каждой осенью

 Я расцветаю вновь;

 Здоровью моему полезен русский холод;

 …Я снова счастлив молод,

 Я снова жизни полон –

 Таков мой организм.

 Много стихов написал поэт об осени. Это мы видим в стенгазете – коллаже. (Показывает газету - коллаж со стихами и картинками «Пушкинская осень».) Вот он сидит на скамейке, любуясь увядающей природой, и у него рождаются стихи:

Воспитатель: прочитайте, пожалуйста, строчки из стихотворения  «Унылая пора...»

Предполагаемый участник: читает стихотворение «Унылая пора…»

 Унылая пора!

 Очей очарованье,

Приятна мне твоя

Прощальная краса –

Люблю я пышное

 Природы увяданье,

 В багрец и золото

 Одетые леса… .

Воспитатель:

- Это он пишет в сентябре, когда листья багряные, золотые, но вот наступает следующий месяц – октябрь, и А.С. Пушкин пишет:

- Прочитайте подходящее стихотворение.

Предполагаемый участник : читает строчки из стихотворения  «Октябрь уж наступил…».

Октябрь уж наступил –

Уж роща отряхает

 Последние листы

С нагих своих ветвей.

Воспитатель:

- Наступает ноябрь. Александр Сергеевич и это месяц упоминает в своих стихах:

- Прочтите, пожалуйста, про ноябрь.

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения «Уж небо осенью дышало»

 …Приближалась

 Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель:

- И вот конец ноября, поздняя осень, становится холодно, но ему нравится и этот период, и он опять отражает его в своих стихах:

- найдите строчки о поздней осени.

Предполагаемый участник: читает строчки о поздней осени из стихотворения «Осень» А.С.Пушкина.

 Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила…

Воспитатель:

- Итак, мы видим, что А.С. Пушкину нравятся все периоды осени. Сегодня  мы вспомним все его стихи об осени, почитаем их и простимся с этим прекрасным временем года.

  • Вторая часть – игра «Доскажи строчку»

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами поиграем. Я начну любую строчку из стихотворения, а вы  продолжите  её.  Итак, начали!

 Кроет уж  лист … золотой

 Влажную землю в лесу.

Лесов  таинственная … сень

 С печальным шумом … обнажалась.

Унылая … пора,

Очей очарованье.

 Настала  осень… золотая,

Природа трепетна, бледна.

 Уж небо…осенью дышало,

 Уж реже …солнышко блистало.

Любо в лесу мне … бежать,

Слушать, как сучья трещат.

 Листья ногой …загребать.

Дохнул осенний … хлад,

 Дорога промерзает.

В багрец и в золото…

 Одетые леса.

Приятна мне … твоя

 Прощальная краса.

Уж роща … отряхает

 Последние листы

 С нагих … своих ветвей.

- Хорошо! Молодцы!

  • Третья часть

Воспитатель:

- Мы с вами вспомнили  стихи А.С. Пушкина.

- Об осени  писали не только поэты, но и художники. А сейчас мы  с вами попробуем увидеть строчки из стихов  А.С.Пушкина в картинах великих художников – И.Левитана, Поленова, Волкова , Саврасова и др.  Я буду вам показывать картины, а вы, в зависимости от изображенного, будете подбирать то, или иное стихотворение.

 (Показывает 5-6 картин на слайдах, звучит музыка П.И. Чайковский «Осенняя песня»  из цикла «Времена года»).

1 картина: В.Д. Поленов «Золотая осень»

Воспитатель:

- Прочитайте, … , пожалуйста строчки из стихотворения, наиболее подходящие к этой картине.

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения «Унылая пора»

Унылая пора!

 Очей очарованье,

Приятна мне твоя

Прощальная краса –

Люблю я пышное

 Природы увяданье,

 В багрец и золото

 Одетые леса… .

Воспитатель:

- Почему Вы подобрали именно эти строчки? Какие  слова  поэта характерны для этой картины.

Предполагаемый участник: слова А.С.Пушкина  в стихотворении «Унылая пора» характеризуют  содержание данной картины , для этой картины характерны слова:  прощальная краса, пышное природы увяданье,  в багрец и золото одетые леса.

2 картина –А.Саврасов «Осень»

Воспитатель:

- Прочитайте, …, пожалуйста, строчки из стихотворения, наиболее подходящие к картине А.Саврасова «Осень».

Предполагаемый участник: Читает строчки из стихотворения «Уж небо осенью дышало»

Ложился на поля туман,

 Гусей крикливых караван

 Тянулся к югу…

Воспитатель:

- Почему Вы подобрали именно эти строчки? Какие  слова  поэта характерны для этой картины.

Предполагаемый участник: для этой картины характерны слова:  туман, гусей караван тянулся к югу.

3 картина: Волков. Октябрь.

Воспитатель:

- Прочитайте, … , пожалуйста строчки из стихотворения, наиболее подходящие к этой картине.

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения «Октябрь уж наступил…»

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

 Последние листы с нагих своих ветвей;

Воспитатель:

- Почему Вы подобрали именно эти строчки?

Предполагаемый участник: здесь говорится об октябре и на картине изображён октябрь.

4 картина -  И.Левитан.  Поздняя осень. Усадьба.

Воспитатель:

- Прочитайте, … , пожалуйста строчки из стихотворения, наиболее подходящие к картине И.Левитана « Поздняя осень. Усадьба».

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения «Осень»

Уж осени холодною рукою

 Главы берез и лип обнажены,

 Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится желтый лист…

Воспитатель:

- Почему Вы подобрали именно эти строчки?

Предполагаемый участник: на картине изображены деревья с  макушками без  листьев ; для этой картины характерны слова: главы берёз и лип обнажены, она шумит в дубравах опустелых; там день и ночь кружится жёлтый лист.  

5 картина – И. Бродский «Поздняя осень»

Воспитатель:

- Прочитайте, …, пожалуйста строчки из стихотворения, наиболее подходящие к картине И.Бродского  « Поздняя осень».

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения  «Уж небо осенью дышало»

… приближалась

 Довольно скучная пора;

 Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель:

- Объясните, почему вы подобрали именно это стихотворение?

Ответы: картина  И.Бродского и строки стихотворения  объединены общим смыслом – поздняя осень и стоял ноябрь уж у двора – ноябрь последний месяц осени, т.е. поздняя осень.

Воспитатель:

- А сейчас давайте послушаем  музыкальное произведение, посмотрим  ещё несколько картин и попробуем догадаться, какое  же музыкальное произведение прозвучит.

(звучит  музыка П.И. Чайковский «Осенняя песня»  из цикла «Времена года», на слайдах листаются репродукции на осеннюю тематику)

Воспитатель:  

- Как вы думаете, музыку какого композитора мы с вами только что слушали?

Ответ: прозвучала «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Воспитатель:

- А сейчас, чтобы закрепить чувство прекрасного  я предлагаю вам выйти в круг, встать парами и станцевать осенний вальс под не менее прекрасную музыку, которую, я думаю, что все вы знаете.  (звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» «Осенний парк» композитор Е.Дога).

Четвёртая часть – изображение осени с помощью сухих листьев и краски на листе бумаги способом печатания.

Воспитатель:

- Сейчас я вам предлагаю стать художниками, но рисовать мы будем необычным способом, а способом  печатания сухими листьями.

- для этого вам надо намазать на лист краску и отпечатать его на листе бумаги.

(звучит музыка А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года, участники выполняют задание)

- Молодцы, если мы сложим все ваши рисунки рядом, то у нас получится настоящий осенний лес – золотой и багряный.

- Кто скажет, какое  музыкальное  произведение  звучало, когда вы выполняли  это творческое задание?

Ответы: А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

Воспитатель: Вот и подошла  к концу наша необычная прогулка.

-  Давайте закроем глаза, представим   (звучит музык«Дождик» Алексей Архиповский ), что ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с осенней листвой высоко в небо, и мы летим, медленно приземляясь. Открывайте глаза, сделаем глубокий вдох, расправим плечи. Вот мы и вернулись обратно, где холодно, много снега и наступила настоящая сибирская зима.

Воспитатель:

-Понравилась вам прогулка в пушкинскую осень?

Ответы: очень понравилась.

Воспитатель:

- На нашей осенней прогулке все мы получили  заряд  хорошего настроения, и мне бы очень хотелось, чтобы этого заряда хватило вам до конца дня.

- Сегодня  мы не только вспомнили стихи Пушкина о его любимом времени года, ещё раз  увидели замечательные произведения искусства великих русских художников  и окунулись в мир классической музыки, всё это можно объединить в один сюжет – осенняя пора, очей очарованье.

Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой мира пушкинских произведений, и работы еще очень много. Чем же так привлекают произведения  этого писателя? Прежде всего, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим смыслом. Когда мы перечитываем А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил свои  творения с нами навсегда.

А сейчас в память о нашем занятии я хочу подарить вам эти  минипортреты  А.С.Пушкина и диски с презентацией «Осень в картинах великих художников».

Унылая пора!

 Очей очарованье,

Приятна мне твоя

Прощальная краса –

Люблю я пышное

 Природы увяданье,

 В багрец и золото

 Одетые леса… .

Октябрь уж наступил –

Уж роща отряхает

 Последние листы

С нагих своих ветвей.

…Приближалась

 Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

… Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила…

Кроет уж  лист … золотой

 Влажную землю в лесу.

Настала… осень золотая,

Природа трепетна, бледна.

Лесов  таинственная … сень

 С печальным шумом … обнажалась.

 Уж небо…осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало.

Приятна  мне … твоя

 Прощальная краса.

Любо… в лесу мне бежать,

Слушать, как сучья трещат,

 Листья ногой загребать.

 Дохнул осенний  … хлад,

 Дорога промерзает.

Уж роща … отряхает

 Последние листы

 С нагих своих …  ветвей.

В багрец  и  … в  золото

 Одетые леса.

Осень

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

 Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

 Но пруд уже застыл;

Суровою зимой я более доволен,

 Люблю её снега; в присутствии луны…

Как весело, обув железом острым ноги,

 Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

 А зимних праздников блестящие тревоги?..

 Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

 Ведь это наконец и жителю берлоги,

 Медведю, надоест. Нельзя же целый век

 Кататься нам в санях с Армидамимладыми

 Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, 

Читатель дорогой,

 Красою тихою, блистающей смиренно.

 Так нелюбимое дитя в семье родной

 К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

 Из годовых времён я рад лишь ей одной,

 В ней много доброго; любовник не тщеславный,

 Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Унылая пора! очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса —

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

 И мглой волнистою покрыты небеса,

 И редкий солнца луч, и первые морозы,

 И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

 Здоровью моему полезен русской холод;

 …  — я снова счастлив, молод,

 Я снова жизни полон — таков мой организм

 (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Уж небо осенью дышало...

 Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

 Лесов таинственная сень

 С печальным шумом обнажалась.

 Ложился на поля туман,

 Гусей крикливых караван

 Тянулся к югу:

приближалась

 Довольно скучная пора;

 Стоял ноябрь уж у двора.

  А. С. Пушкин.

Осеннее утро

Поднялся шум; свирелью полевой

 Оглашено мое уединенье,

 И с образом любовницы драгой

 Последнее слетело сновиденье.

 С небес уже скатилась ночи тень.

 Взошла заря, блистает бледный день —

 А вкруг меня глухое запустенье...

 Уж нет ее... я был у берегов,

 Где милая ходила в вечер ясный;

 На берегу, на зелени лугов

 Я не нашел чуть видимых следов,

Оставленных ногой ее прекрасной.

 Задумчиво бродя в глуши лесов,

 Произносил я имя несравненной;

 Я звал ее — и глас уединенный

 Пустых долин позвал ее в дали.

 К ручью пришел, мечтами привлеченный;

 Его струи медлительно текли,

 Не трепетал в них образ незабвенный.

 Уж нет ее!.. До сладостной весны

 Простился я с блаженством и с душою.

 

Уж осени холодною рукою

 Главы берез и лип обнажены,

 Она шумит в дубравах опустелых;

 Там день и ночь кружится желтый лист,

 

Стоит туман на волнах охладелых,

 И слышится мгновенный ветра свист.

 Поля, холмы, знакомые дубравы!

 Хранители священной тишины!

 Свидетели моей тоски, забавы!

 Забыты вы... до сладостной весны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осенняя пора, очей очарованье».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе....

Осенняя пора очей очарование...Приятна мне твоя прощальная краса..

Фото с прогулки с детьми. Дети собирают яркие осенние листья в букеты,читают стихи о осени...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала: Воспитатель МБОУ д/с № 9 г.Славянска-на-Кубани Малютина Валентина Михайловна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:  Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала:Воспитатель МБОУ д/с № 9г.Славянска-на-КубаниМалютина Валентина Ми...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить  детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать ...

Консультация для родителей "Унылая пора, очей очарованье..."

Консультация для родителей на тему "Унылая пора, очей очарованье..." (Ознакомление с окружающим)...

Унылая пора, очей очарованье.

Сценарий осеннего развлечения. Для детей подготовительных к школе групп....