Выступление на тему: «Сотрудничество ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_dou_i_semi.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Сотрудничество ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
МБДОУ «Детский сад №111» г. Нижний Новгород
Воспитатель: Обухова Светлана Сергеевна.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к городу, к родной стране. Ведь именно от того, как ребёнок воспримет окружающий его мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
В последнее время идет переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Программы образования подрастающего поколения, а значит и
дошкольников, должны отразить современную и целостную концепцию
нравственно патриотическоговоспитания человека. В настоящих условиях эта концепция неотделима от патриотического миропонимания. С ним связывается преодоление кризиса в воспитании нравственнопатриотических чувств, формирование у людей нового, нравственного мышления и поведения.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле,
на которой живёт ребенок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Эти знания помогут в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре народов. Поэтому нравственно патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Система и последовательность работы по нравственно патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ
ДЕТСКИЙ САД
РОДНАЯ УЛИЦА
РОДНОЙ ГОРОД
СТРАНА, СИМВОЛИКА, СТОЛИЦА
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, КОНСТИТУЦИЯ
Конечно, данная система не отражает всей полноты работы,
включающей воспитание у детей любви к природе, уважение к людям
труда и т. д. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме.
Задача воспитателя отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель, прежде всего, должен сам хорошо его знать.
Важным условием нравственно патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Основные задачи, которые мы вместе с родителями, ставим перед собой:
1. Формировать у дошкольников нравственных качеств личности
через ознакомление с родным городом, краем.
2. Формировать гражданской позиции и патриотических чувств к
прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за
свою малую Родину.
3. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения
на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться
со взрослыми и сверстниками.
4. Расширять представление детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края и города.
5. Сформировать представления о том, чем славен родной край.
6. Воспитать здоровый образ жизни.
7. Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых
8. Воспитать уважение к национальной самобытности и традиционным
ценностям.
Содержание работы строится на принципах:
Регионализациянравственнопатриотического воспитания применение регионального подхода к обучению позволяет усвоить детям основные цели нравственнопатриотического воспитания, вовлечь их впосильную поисковую, практическую деятельность доступность Принцип предполагает соотнесение содержания, характера и объёма материала уровнем развития детей непрерывность сформировать устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств, целостность формирование целостного понимания современной проблемы нравственно-патриотического воспитания. Принцип служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
Научность на основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные идеи, системность реализация в процессе взаимосвязанного формирования представлений вразличных видах деятельности и действенного отношения к окружающемумиру.
Стимулирование активности важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные__позиции ребёнка в разных видах деятельности.
Культуросообразности принцип выстраивает последовательное усвоение национальнокультурных, традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Механизмы реализации задач на примере раздела программы «Мой
родной край» я считаю, что трудности в ознакомлении детей с бытом,
традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно образное мышление. Поэтому необходимо использовать на занятиях не только художественную литературу, но и «живые» наглядные предметы и материалы. В этом деле, конечно же, неоценима помощь родителей воспитанников.
Прикосновение к документам истории семьи будит мысль ребенка вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. Эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, так как во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными. Родители должны стать непременными участниками работы по равственно-патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Свою работу я строю так, чтобы все родители помогали в сборе материалов по родному краю, воссоздании местных культурных и трудовых традиций. Взаимодействие ДОУ и семьи может проводиться в разных формах.
Огромное значение имеют развлечения, такие как «Вместе с папой»,
народные игры и т.д. Хорошо когда занятия включают в себя и какие-либо работы фольклорного жанра (разрисовка глиняных изделий). Всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания ...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности семьи и детского сада».
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
Доклад на родительском собрании «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Любовь к РодинеНе заменят край родимыйНикакие чудеса!Только здесь всё так любимо –Реки, горы и леса.Здесь от отчего порогаНачинается страна.Стран других на карте много,Только Родина одна!...
Конспект родительского собрания по теме «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
привлечь родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребёнка; повысить педагогическую культуру родителей, формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизм...