«Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
консультация на тему

Карачун Ирина Валерьевна

Консультация для воспитателей ДОУ. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Слайд 2

« Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей до-школьного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» « развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное обо- рудование , материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы )» Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

Слайд 3

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:

Слайд 4

Основные принципы организации РППС Содержательно-насыщенная – средства обучения (в том числе технические), инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности ; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

Слайд 5

Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей . Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности. Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности. Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Слайд 6

Примерный перечень зон для организации РППС: – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение , освоение социальных ролей и профессий и пр.); – для познавательной активности (экспериментирование с различными матери- алами , развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математиче-ских представлений и пр.); – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных ма-териалов , художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.); – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрирован- ного материала, дидактические игры и пр.); – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями ( экспери -ментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); – для отдыха (уединение, общение и пр.).

Слайд 7

Правила организации зонирования . Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей. Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей). «тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу; оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку; материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры; материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве ;

Слайд 8

Правила организации зонирования. центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы; центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий; для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.); в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними; помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров; все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка; у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

Слайд 9

Предметное содержание: Все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной совместной и самостоятельной деятельности с взрослыми и со сверстниками.

Слайд 10

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников. I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка : физические риски, (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). психологические риски, ( отсутствие негативных воздействий на пси- хическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие). вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые); вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

Слайд 11

нравственные риски ( отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения. провоцировать ребенка на агрессивные действия); провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Слайд 12

II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка. III . Принцип соответствия  возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,  индивидуальным особенностям,  специальным особенностям ребенка.

Слайд 13

РППС может включать следующие функциональные модули:  «Игровая»;  «Физкультура»;  «Музыка»;  «Творчество»;  «Логопед»;  «Психолог»;  «Уличное пространство»;  «Бассейн»

Слайд 14

Общая характеристика функциональных модулей. 1. Функциональные модули ориентированы на следующие возрастные группы ДОО:  I младшая группа – группа раннего возраста (2-3 года);  II младшая группа (3-4 года);  Средняя группа (4-5 лет);  Старшая группа (5-6 лет);  Подготовительная группа (6-7 лет). 2. Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. 3. Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей. 4. Перечни функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО. 5. Позиции Перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации развивающей предметно-пространственной среды родителями дошкольников в домашних условиях . 6. При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества детей по усмотрению дошкольной образовательной организации.

Слайд 15

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства . Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми . В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .

Слайд 16

Вывод: организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

«Развивающая предметно-пространственная среда  – часть образовательной среды,  представленная  специально  организованным  пространством,  материалами, оборудованием и ин...

СТАТЬЯ «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Представлены  подходы к созданию развивающей  предметно-пространственной  среды  в  детском саду...

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Презентация. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....