Главные вкладки

    Как подготовить ребенка к посещению детского сада (2-я младшая группа)
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Галицкая Елена Александровна

    Методические рекомендации педагогам для проведения весеннего родительского собрания перед поступлением детей в ДОУ с целью профилактики дезадаптации.

    Рекомендации для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya_k_2ml_gr_dlya_roditeley-metod_rekom.docx27.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как подготовить ребенка к посещению детского сада?

            2-я младшая группа

    Если ваш малыш впервые начнет посещать детский сад, помните, что ребенок в силу своего возраста и обстоятельств еще очень привязан к матери. Малыш еще недостаточно хорошо владеет навыками самообслуживания, речи, контактов со сверстниками и взрослыми, умением играть самостоятельно, а тем более с другими детьми. В это время ребенок еще нуждается в инициативе взрослого, его постоянной помощи и поддержке. В связи с этим ожидаемы нормальные трудности адаптации ребенка в коллективе.

    Если ваш ребенок уже посещал ясельную группу детского сада, помните, что, несмотря на это, он будет находиться в новом помещении группы, с новыми воспитателями и нянечкой, с вновь прибывшими детьми, поэтому период адаптации для него может начаться практически заново.

    Существует ряд событий, которые могут осложнить процесс адаптации ребенка к детскому саду – это переезд на новое место, рождение брата или сестры, конфликты в семье, период после болезни, излишнее беспокойство самих родителей, бабушек и дедушек. Кризис 3-х лет так же вносит свои коррективы в этот непростой для ребенка период жизни.

    Минимальный период адаптации к детскому саду длится около 2-х недель, в среднем он занимает от 1 до 1,5 месяцев. Однако бывает так, что этот период затягивается до года.

    Признаками завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателям, взаимодействие со сверстниками.

    Период адаптации к садику проходят не только дети, но и их родители, поэтому всем членам семьи нужно отслеживать свои чувства, понимать их. Готовьте себя заранее. Не обсуждайте свои тревоги и сомнения в присутствии ребенка! Наоборот, говорите о том, что в жизни маленького человека начнется новый и интересный период, что он уже достаточно вырос, и может многое делать сам.  Будьте спокойны, уверены и последовательны. Если у вас возникнут  хотя бы малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Тревога и беспокойство родителей напрямую передается детям. 

    О чем подумать заранее? 

    • Постарайтесь, чтобы первые недели пребывания малыша в яслях совпали с отпуском одного из родителей
    • Заранее познакомьтесь с воспитателями, договоритесь, в какой день и в какое время вы впервые приведете своего ребенка
    • Заполните и принесите с собой анкету, которая даст возможность воспитателям узнать особенности вашего ребенка
    • Приводите в детский сад только здорового ребенка
    • Первое время оставляйте ребенка одного в садике лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, затем после тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим.

    Главное, чтобы ваши действия были полностью согласованы с воспитателем.

    Для того чтобы адаптационный период прошел успешно, необходимо начать подготовку к этому ответственному событию заблаговременно!

    • Готовьте ребенка к общению с детьми его возраста. Посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочнице.  Ходите с ним на праздники, на дни рождения детей, приглашайте друзей с детьми к себе. Наблюдайте, как ребенок себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован?  Если общение трудно дается малышу, помогите ему. Научите его, как правильно здороваться с детьми, как попросить разрешения поиграть с ними, как предложить другим свои игрушки и попросить чужие, как правильно реагировать на отказ.
    • Расширьте контакты ребенка с незнакомыми взрослыми. Приглашайте к себе и посещайте своих друзей, у которых нет детей, проводите с ними время на природе, в общественных местах.
    • Старайтесь приучить ребенка оставаться без мамы (с папой, бабушкой, дедушкой или няней).
    • Организуя совместные игры, стимулируйте самостоятельную игру ребенка. Например, собирая вместе с ним пирамидку, предложите ему самому закончить сборку, а играя с малышом в кормление куклы, попросить его от имени куклы причесать или искупать ее в ванночке. Адаптация протекает легче всего у тех малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками сами. Впервые попав в садик, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки.
    •  Поощряйте самостоятельность ребенка и не подавляйте  его инициативу.
    • Заранее объясните ребенку (и покажите), что такое детский сад, кто и зачем туда ходит. Скажите, что он скоро вырастет, и тоже будет туда ходить.
    • Дома играйте в детский сад с игрушками. Пусть одна из игрушек будет самим малышом. Помогите ребенку найти ей друзей и попытайтесь решать различные проблемы, которые могут  у нее возникнуть. Ориентируйте игру на положительные результаты. 
    • Научите ребенка необходимым в детском саду навыкам самообслуживания:
    • Пить из кружки
    • Есть ложкой и вилкой
    • Самостоятельно одеваться и раздеваться (подберите одежду, которую ребенок может одеть сам – колготки с эластаном ребенок самостоятельно не оденет). Помните, что эти навыки являются наилучшими упражнениями для умственного развития ребенка в этом возрасте!
    • Самостоятельно пользоваться туалетом
    • Понимать и правильно реагировать на слово «нельзя»
    • И наоборот отучите ребенка от ритуалов, которые невозможно соблюдать в группе детского сада, таких как:
    • Соски-пустышки
    • Кормления из бутылочки
    • Кормления с отвлечением (книга, телевизор, «за маму, за папу…»)
    • Использование памперсов
    • Укачивание перед сном
    • Засыпание рядом с мамой
    • За летние месяцы максимально приблизьте режим дня малыша (время кормления, сна, бодрствования) к распорядку дня в группе, рацион питания  - к меню детского сада.

    Первый день в саду

    Несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел успешно:

    Приводите в детский сад только здорового ребенка.

    Приводите ребенка в тот день и час, о котором вы заранее договорились с воспитателями и медицинским работником. В дальнейшем приводите ребенка утром и забирайте его домой точно в часы, установленные режимом работы детского сада. Приведенному не вовремя в группу малышу труднее включиться в организованную жизнь группы. А опоздания родителей вечером, когда все дети уже разобраны по домам, ребята переносят очень болезненно. 

     Дайте ребенку в садик любимую игрушку, которая будет вызывать у него добрые чувства и напоминать ему о доме и маме. А в дальнейшем приучите его приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. Можно постараться уговорить ребенка оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним в детский сад ежедневно  и знакомится с другими детьми.  Дома расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

    Будьте спокойны, терпеливы и последовательны. Не волнуйтесь сами, тогда малыш почувствует вашу уверенность, и ему это очень поможет!

    Домашняя обстановка в период адаптации

    На протяжении всего периода адаптации дома обеспечьте малышу максимально щадящие и комфортные условия. Снизьте до минимума новые и яркие впечатления (их и так будет слишком много для маленького человечка):

    • Не ходите в гости и не принимайте гостей
    • Не посещайте шумные праздники, мероприятия, большие магазины
    • Не вводите в рацион ребенка новую пищу
    • Не покупайте новых игрушек
    • Отложите ненадолго все несрочные мероприятия (массаж, бассейн, школы развития…)
    • Не переутомляйте, не переохлаждайте, не перегревайте ребенка
    • Предупреждайте проявления отрицательных эмоций (переключая его внимание на любые большие, яркие, необычные предметы)
    • Не оставляйте ребенка дома с бабушками, дедушками, нянями…

    То, что ни в коем случае не нужно делать во время адаптации ребёнка

    • Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом 
    • Не ругайте воспитателей в присутствии ребенка
    • Не жалейте ребенка в присутствии воспитателей
    • Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за непослушание 

    Проблемные ситуации периода адаптации

    Утренний плач дома – постарайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание; даже если это не удалось, будьте последовательны, не поддавайтесь на провокации, если ребенок не болен, не оставляйте его дома.

    Твердо и спокойно скажите малышу, что вы оставляете его на несколько часов и обязательно придете за ним (скажите, когда точно – после обеда, после сна, на прогулке). Многое из того, что вы скажите, ребенок не поймет, зато почувствует уверенность и спокойствие в вашем голосе, и этого будет достаточно.

    Придумайте ритуал прощания – например: «я поцелую тебя в обе щеки, а ты меня в нос», или «помашешь мне рукой, прежде чем я уйду», или «сам закроешь за мной дверь»…

    Сократите время прощания до минимума (как правило, через несколько минут малыш успокаивается). Договоритесь, чтобы воспитатель перезвонил вам, в случае, если ребенок не сможет успокоиться в течение длительного времени, тогда вы сможете его забрать.

    Обязательно похвалите ребенка, если все прошло хорошо!

    Дома подробно расспрашивайте малыша о том, как прошел день, что было нового и интересного. Хвалите ребенка в присутствии остальных членов семьи за то, как он хорошо себя вел, какой он уже взрослый, как много у него друзей и т.п. Обязательно отмечайте его первые успехи (рисунки, аппликации, поделки).

    Будьте последовательны в ваших действиях, ежедневно и неизменно соблюдайте режим дня ребенка, не поддавайтесь на провокации (лечь спать попозже, опоздать в садик, вообще не пойти сегодня).

    В выходные и праздничные дни, в период болезни соблюдайте режим дня и рацион питания, установленный в детском саду, иначе малышу придется постоянно перестраиваться и процесс адаптации затянется.

    Если же вам не удается самостоятельно справиться с возникающими трудностями, не стесняйтесь обращаться к психологу.

    Помните, что в новых условиях дети достаточно легко принимают новые правила.  Если вы будете спокойны и создадите ребенку атмосферу любви и безопасности в семье, процесс адаптации к детскому саду пройдет без осложнений!

    Педагог-психолог Галицкая Е.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как подготовить ребенка к посещению детского сада?

    “Детский сад это такой  красивый, большой дом, куда ходят детки, пока мамы и папы работают. Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. Там много игрушек, добрые воспитатели, которые игр...

    Как подготовить ребенка к посещению детского сада (1-я младшая группа)

    Методические рекомендации педагогам для проведения весеннего родительского собрания перед поступлением детей в ДОУ с целью профилактики дезадаптации.Рекомендации для родителей....

    Как подготовить ребенка к посещению детского сада

    Готовиться к переменам малыша желательно за несколько месяцев до начала посещения образовательного учреждения....

    Презентация для родителей "Как подготовить ребенка к посещению детского сада"

        Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.  ...

    статья "Как подготовить ребенка к посещению детского сада"

    Статья на тему: "Как подготовить ребенка к посещению детского сада"....

    Буклет для родителей "Как подготовить ребенка к посещению детского сада?"

    - Понятие "адаптация" и её виды.- Портрет ребёнка. впервые поступившего в детский сад.- Социальные факторы, осложняющие процесс адаптации ребенка к детскому саду.- Как поддержать ребёнка впе...