"Содержание образовательных областей с учетом ФГОС" (методическое пособие для воспитателей в таблице)
учебно-методическое пособие на тему

Дрыгина Елена Анатольевна

Размещаемый материал представляет собой систематизированную таблицу с указанием названий образовательных областей;задачами и содержанием образовательных областей;видов и форм организации деятельности;планируемых результатов освоения конкретной образовательной области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_po_fgos.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Название образовательной области.

Задачи и содержание образовательной области.

Виды и формы организации деятельности детей для реализации содержания образовательной области.

Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения конкретной образовательной области.

1

2

3

4

5

Социально-коммуникативное развитие.

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;

-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Виды:

-Непосредственно образовательная деятельность;

-образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

-самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.

Формы:

- интегрированные занятия;

- игровые ситуации, игры с правилами, дидактические игры  (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные)

- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты

-индивидуальные и подгрупповые поручения; дежурства; практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты; совместный (коллективный) труд и др.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

К концу обучения у детей должны быть:

- усвоены нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

- усвоены навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

- закончено формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

- сформированы основы социального и эмоционального интеллекта, основные компетенции эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

- сформировано уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ

- сформированы позитивные установки к различным видам труда и творчества.

- усвоены основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

- сформирована готовность  к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие.

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становления сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучание, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как о общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Виды:

- Непосредственно образовательная деятельность;

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

-самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.

- Формы работы по развитию элементарных математических представлений

- Обучение в повседневных бытовых ситуациях.

- Демонстрационные опыты.

- Сенсорные праздники на основе народного календаря.

-  Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления  (средняя и старшая группы).

- Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы).

- Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности  (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми).

- Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики.

- Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы).

Формы организации образовательной деятельности по знакомству с соц миром:

- Познавательные эвристические беседы.

- Чтение художественной литературы.

- Изобразительная и конструктивная деятельность.

- Экспериментирование и опыты.

- Музыка.

Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные).

Наблюдения.

Трудовая деятельность.

Праздники и развлечения.

Индивидуальные беседы.

Формы работы по детскому экспериментированию:

-Интегрированные занятия

-Экспериментирование

- Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде

-Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

- Игровые упражнения, игры (дидактические, подвижные), показ, тематическая прогулка

- Должен быть развит интерес детей, любознательность и познавательная мотивация.

- Сформированы познавательные действия.

- У детей должно быть развито воображение и творческая активность.

- Сформированы первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.).

- Сформированы первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

- Сформированы первичные представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Речевое

Развитие.

- владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 

Виды:

- Непосредственно образовательная деятельность;

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

-самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.

Формы:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).

-чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ;

- общая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал.

-дидактические игры;

- игры-драматизации, инсценировки,

- дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

- Развитие словаря: освоено значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания,

с ситуацией, в которой происходит общение.

- Воспитание звуковой культуры речи: развито восприятия звуков родной речи и произношения.

- Сформированы основы грамматического строя:

-морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);

-синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

- словообразование.

- Развитие связной речи: сформированы основные виды речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание).

- Сформированы навыки звукового анализа: различение звука и слова, нахождение  места звука в слове.

- Заложены основы интереса  к художественному слову.

Физическое

развитие.

-Формирование двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;

-развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Виды:

- Непосредственно образовательная деятельность;

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

-самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.

Формы:

-Организованная деятельность

-Утренняя гимнастика

- Дозированный бег

- Упражнения после дневного сна

- Подвижные игры

- Спортивные игры

- Спортивные упражнения

- Физкультурные упражнения на прогулке

- Спортивные развлечения

и праздники

- Самостоятельная двигательная деятельность

У детей должен быть приобретен опыт в двигательной деятельности:

- связанной с выполнением упражнений;

- направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;

- способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;

- связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

2) Сформирована целенаправленность  и саморегуляция  в двигательной сфере.

3) Усвоены основные ценности здорового образа жизни, приобретены элементарные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Художественно-эстетическое

развитие.

-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

 -реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Виды:

- Непосредственно образовательная деятельность;

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

-самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.

Формы:

  1. Развитие

продуктивной  деятельности и

детского творчества:

3-5 лет:

Совместная  деятельность:

Наблюдения по ситуации

Занимательные показы

Наблюдения по ситуации

Индивидуальная работа с детьми

Рисование

Аппликация

Лепка

Сюжетно-игровая ситуация

Выставка детских работ

Конкурсы

Интегрированные занятия

Режимные  моменты:

Интегрированная детская деятельность

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа с детьми

Самостоятельная  деятельность:

Самостоятельная художественная деятельность

Игра

Проблемная ситуация

Игры со строительным материалом

Постройки для сюжетных игр

Приобщение  к  изобразительному искусству (5-7 лет):

Совместная деятельность:

Рассматривание предметов искусства

Беседа

Экспериментирование с материалом

Рисование

Аппликация

Лепка

Художественный труд

Интегрированные занятия

Дидактические игры

Художественный досуг

Конкурсы

Выставки работ декоративно-прикладного искусства

Режимные моменты:

Интегрированная детская деятельность

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа с детьми Проектная деятельность

Создание коллекций Выставка репродукций произведений живописи

Развивающие игры

Рассматривание чертежей и схем

Самостоятельная деятельность:

Самостоятельное художественное творчество

Игра

Проблемная ситуация

Развитие  музыкально-художественной деятельности;

 приобщение к музыкальному искусству (3-5 лет):

Совместная деятельность:

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

Игры, хороводы

- Рассматривание портретов композиторов (ср. гр.)

- Празднование дней рождения

Режимные моменты:

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- в продуктивных  видах деятельности

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

Самостоятельная деятельность:

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО.

Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты

Игры в «праздники», «концерт»

Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии

Импровизация танцевальных движений в образах животных,

Концерты-импровизации Игра на шумовых музы-кальных инструментах; экспериментирование со звуками,

Музыкально-дид. игры

Развитие  музыкально-художественной деятельности;

 приобщение к музыкальному искусству (5-7 лет)

Совместная  деятельность:

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

- Беседы с детьми о музыке;

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

- Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

- Рассматривание портретов композиторов

- Празднование дней рождения

 Режимные  моменты:

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

Инсценирование песен

-Формирование танцевального творчества,

-Импровизация образов сказочных животных и птиц

- Празднование дней рождения

Самостоятельная  деятельность:

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО

Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» Придумывание простейших танцевальных движений

Инсценирование содержания песен, хороводов

Составление композиций танца Музыкально-дидактические игры

Игры-драматизации

Аккомпанемент в пении, танце и др

Детский ансамбль, оркестр

Игра в «концерт», «музыкальные занятия»  

- Должны быть развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений.

- -Сформированы первичные представления о видах искусства.

- У детей должна быть развита мотивация для самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Интеграция с другими образовательными областями.

Доклад на тему: «Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Интеграция с другими образовательными областями»....

Консультация для воспитателей Тема: Содержание образовательной области « Речевое развитие»

Консультация для воспитателей по образовательной области Речевое развитие...

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» С ...

Примерный подбор игр для детей 4 - 5 лет с учетом содержания образовательных областей Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Примерный подбор игр для детей 4 - 5 лет с учетом содержания образовательных областей Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Консультация для воспитателей "Организация тематических прогулок с детьми как средство реализации содержания образовательных областей"

Прогулка включает совокупность образовательных областей таких как: «Физическое развитие», «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное ...

Памятка для воспитателей:"Содержание образовательных областей ФГОС ДО".

Министерство Образования и Науки Российской Федерации.Памятка для воспитателей:"Содержание образовательных областей ФГОС ДО"....