Консультация для воспитателей "Организация тематических прогулок с детьми как средство реализации содержания образовательных областей"
консультация

Игнатюк Ирина Евгеньевна

Прогулка включает совокупность образовательных областей таких как: «Физическое развитие», «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dlya_pedag._organ.temat_._progulok.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №51 «Зоренька»

Консультация для воспитателей

«Организация тематических прогулок с детьми как средство реализации содержания образовательных областей»

 

 Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Игнатюк И.Е.

Дата выступления 23.12.2021г.

г.о.Химки

Режим дня дошкольного учреждения предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - во вторую половину дня. Время, отведенное в режиме дня на прогулку (до 4-х часов в день), должно строго соблюдаться. В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в детский сад, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулки проводятся два раза в день общей продолжительностью 4 часа. Только температура воздуха ниже -15 С, ветреная погода или вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или отмены ее.
Прогулка имеет большое значение для развития детей:

-развивает умственные способности и наблюдательность (дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем, узнают об особенностях сезонных изменений в природе, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе;

-дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых;

-удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении ( а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит);

-у детей вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус;

-дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся ловкими, смелыми, подвижными;

-на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, эстетического и трудового воспитания.

     Прогулка включает совокупность образовательных областей таких как: «Физическое развитие», «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов, при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, обыгрыванием действий персонажей сюжетно-ролевых игр, расширением представлений о человеке, его окружении…


Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у детей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Детям дается подробная установка на предстоящую деятельность - группа должна быть приведена в порядок перед выходом; напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате. 

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают штанишки, обувь, затем свитер, куртку, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать помощник воспитателя, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит помощник воспитателя , затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

В группах среднего и старшего возраста воспитатель должен контролировать последовательность одевания, перед выходом на прогулку стоит обращать внимание детей на их внешний вид. Воспитатель устраняет очевидные ошибки детей в процессе одевания, следит за культурой поведения при этом процессе. 
Образовательные задачи тоже должны решаться в этот момент: названия одежды и ее назначение, так же как и названия отдельных деталей одежды закрепляются в процессе одевания, идет активизация словаря.

Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более быстрый, не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.

Воспитатель берет на себя организацию интересной и разнообразной деятельности детей во время прогулки: дети должны быть ознакомлены с наличием игрушек и вспомогательного инвентаря, правилами обращения с ним. 
В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности - дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться. 
Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность - от приведения участка в порядок до входа в группу. Дети должны вытирать ноги перед входом в детский сад, передвигаться тихо. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности. 

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо создавать им условия для разнообразной деятельности. Помимо стационарно установленного оборудования , на участок следует выносить дополнительные материалы. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. 
Перечень игрушек, рекомендуемых для игр:
1. Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, шары, коляски, каталки, санки.
2. Технические игрушки: автомобили, самолеты, вертолеты, корабли.
3. Сюжетно-образные игрушки и все необходимое для развертывания сюжетно- ролевых игр.
4. Строительные материалы, пластмассовые конструкторы.
5. Наборы игрушек для игр с песком, снегом, водой.
Создание условий для активизации движений детей
Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. А вот в зимнее время двигательная активность несколько ограничена одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку.
Поэтому желательно чтобы большая часть площадки была расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру.
Эффективное действие оказывают постройки из снега, которые служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. Детям интересно влезать на снежные постройки, ходить, упражняясь в равновесии по снежным валам, перешагивать через снежные препятствия, бродить по лабиринту. Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: приносят снег в ведерках, раскладывают цветные льдинки, сгребают снег в центр или отбрасывают его в сторону.
Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и порой выражают недовольство тем, что прогулка уже окончена.
Прогулка должна состоять из определенных структурных компонентов. Попробуем их вспомнить. 

Структурными компонентами прогулки являются:

-разнообразные наблюдения;

-трудовые действия детей на участке;

-подвижные игры и игровые упражнения;

-индивидуальная работа, дидактические игры;

-самостоятельная игровая деятельность.

Первое, с чем встречается ребенок на прогулке – это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить, помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться.
Таким образом, основной метод обучения – это наблюдения. Что же такое наблюдение?... 
Наблюдение  это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Цель воспитателя – пробудить интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и умение смотреть на мир. 
Наблюдения условно можно разбить на несколько видов, это:
• Наблюдения за живой природой (представители флоры и фауны – это растения, животные, птицы, насекомые).
• Наблюдения за неживой природой (сезонные и погодные явления, знакомство со свойствами воды, песка, глины, природный материал – камни, ракушки и т.д.).
• Наблюдения за трудом взрослых (дворник, полицейский, водитель, прачка, строитель).
• Наблюдения за жизнью улицы (общественный, личный транспорт, грузовые, легковые, специальные автомобили). Целевые прогулки (к перекрестку, по улицам поселка, к определенному объекту – школа, магазин, почта, библиотека и т.д.).
Наблюдения должны быть нерастянутыми по времени (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде. Во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходят за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за живой и неживой природой перемежаются знакомством с общественной жизнью и трудом взрослых. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.
Наблюдение (за погодой, растительным и животным миром, общественной жизнью) носит кратковременный характер.

При необходимости наблюдение нужно сопровождать художественным словом.

Детей II младшей группы подводят к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и трудом людей в природе.

       Дети средней группы имеют более устойчивое внимание. На прогулке детей приучают более внимательно наблюдать явления живой и неживой природы и устанавливать простейшие связи между ними, у детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных. Развивают интерес к труду взрослых и желание трудиться самим.

       В старшей группе представление детей о природных явлениях в живой и неживой природе расширяется и уточняется, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Дети могут выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно передавать воспринятое словами и в рисунках. Развивается желание помочь сверстникам.

      В подготовительной группе дети под руководством воспитателя продолжают наблюдать за погодой, и сезонными изменениями в жизни растений и животных. Воспитатель развивает у детей умение обобщать накопленные представления о природе, формирует понятие о различных явлениях, способность воспринимать красивое, показывает труд людей на огороде, в поле, в саду, на  фермах.

Приемы привлечения внимания детей к наблюдению: сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация.

Приемы активизации: поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта.

Трудовая деятельность детей на участке

 Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. В процессе ее выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем проявлять самостоятельность, инициативу. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности у малышей не превышали 5-19 минут. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной – двух трудовых операций (например: взять корм для птиц и положить в кормушку). Воспитатель поочередно привлекает к кормлению всех детей. Или сбор камушков на участке. Малыши пока еще выполняют поручения только при условии, что взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом. Совместные со взрослым дела, близость к взрослому, его оценка, поощрение составляют стержень активности младших дошкольников. Гордость за достигнутый результат повышает самооценку каждого малыша,

 Включение детей в выполнение первых трудовых поручений обогащает каждого из них. Они учатся уважать и ценить труд других людей и приходить к ним на помощь, познают правила выполнения трудовых заданий, приобретают навыки пользования орудиями труда, к тому же учатся бережно обращаться с инвентарем. При выполнении трудовых действий, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое дело до конца. Формируются положительные взаимоотношения со сверстниками.

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую, разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может, предложив детям отгадать загадки.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей дошкольного возраста.

Подвижные игры и игровые упражнения


       Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. У детей младшего дошкольного возраста еще не велик опыт самостоятельной двигательной деятельности, многие движения находятся в стадии формирования, поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Сюжет игры у малышей должен быть простым, доступным пониманию, персонажи хорошо известны. Необходимо ознакомить детей с содержанием игры. Желательно объяснения сочетать с показом  некоторых движений: как правильно прыгать, приседать, куда бежать и т.д.. В игре участвуют все дети. Продолжительность игры 6-10 минут. Каждый месяц разучиваем 2-3 подвижные игры.

     В подвижной игре решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах, развитие ориентировки в окружающем и умение слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры.

Навыки и привычки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократных повторений. Поэтому эти упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течение прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств, настроя детей.
Задача взрослого – предлагать игровые упражнения на выполнение основных движений: ходьба и бег; подскоки и прыжки; ползание и лазание; упражнения с мячами и обручами.

В дни проведения занятий по физической культуре на прогулке проводится одна подвижная игра и какое- нибудь физическое упражнение. Их продолжительность составляет в старшей группе 15-20 минут, в подготовительной- 20-25 минут. В те дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений: 30-35 минут.

В месяц планируется до 16 подвижных игр. Каждую неделю предлагается одна новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр, освоенных ранее.

В подвижных играх решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т.д.), умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры. В процессе подвижной игры дети учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему (Игра «Гуси – гуси»). В процессе подвижной игры ребенок получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру.
Принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке
1. Подбор игр и упражнений планировать с учетом погодных условий. 
2. Игровая деятельность должна повышать двигательную активность детей. 
3. Применять разные способы организации детей.
4. Рациональное использование оборудования и инвентаря. 
5. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. 
6. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю.
7. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. 
8. Создание благоприятных условий для развития положительных эмоциональных и морально – волевых качеств детей. 
Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей. 
Целесообразно организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание самостоятельной деятельности детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого, такие как игры с песком, водой, снегом, сюжетно-ролевые игры. 

Индивидуальная работа с детьми

         После организации деятельности со всей группой и с подгруппами нужно предоставить детям возможность самореализации своих интересов и переключиться на индивидуальные формы работы с детьми. Это может быть работа с детьми, нуждающимися в исправлении речи, отстающими в развитии движений, недостаточно воспитанными, любознательными, малоактивными. Следует использовать беседы, разговоры с детьми, различные упражнения, дидактические игры, заучивание стихотворений и т.д. . Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.



Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, предложить игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

 Для организации самостоятельной деятельности нужно предусмотреть выносной материал (игрушки, спортивный инвентарь, материал для игр с песком или снегом, атрибуты к подвижным и спортивным играм).

Дидактические задания и упражнения

 Они являются приемом стимуляции детской активности. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течение одной прогулки. 
Дидактические задания разнообразны и в них всегда должны присутствовать игровые элементы. Такие задания должны быть доступны по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить это задание, почему нужно приложить усилие к его выполнению.
Дидактические задания могут решать одновременно несколько задач: закрепление цвета, формы, величины предметов, выполняться с использованием разных форм детской активности, например, с помощью активных движений, когда детям предлагается: «Покажи дерево. Найди такое же» или «Раз, два, три! К березе беги». И тут же ставится другая более сложная задача: « А как ты узнал, что это береза?»
Очень часто дидактические задания переплетаются с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев стали делать украшения, разобрали по форме, цвету, размеру.
Дидактические задания предоставляют детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагают выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.

Каждый из обязательных элементов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Целевые прогулки и их значение 
Воспитатель организует наблюдения детей за явлениями общественной жизни и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.
Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт,, пешеходов, средней -- здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают проведение в дошкольной образовательной организации прогулок максимально разнообразных по содержанию и организации. Помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки – трудовые акции.

Виды организации тематических прогулок могут быть самые разнообразные, но их обязательными составляющими являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе проведения прогулки проявляется особенно ярко, т.к. именно здесь осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности. При этом ведущей игровой деятельности ребенка на прогулке любого вида должна отводиться особая роль.

Прогулка интересна ребенку будет в том случае, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. А кроме развивающего и воспитательного значения, правильно организованная и интересная прогулка вносит неоценимый вклад и в здоровье наших воспитанников.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнуты цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Безопасность»

Данная занятийная деятельность является составляющей содержания всей образовательной области « Безопасность». Дошкольники познают мир, порой открывая для себя новое в привычных явлениях. Дети многого ...

Конспект образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Безопасность».

Данное занятие связано с общей работой второй недели февраля по теме «Встреча с обитателями  леса: зайцем, лисой…Интеграция образовательных областей: безопасность, социализация, коммуникация, чте...

«Формы, методы и средства реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10»»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕВариативные формы реализации содержания направленияИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫИнтегрированная формаВарианты  ПутешествиеООД «В гости к зайцу мы идем»Досуг «Поход в осенний...

Дидактическая игра, как средство осуществления интегративного подхода к реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».

На своем опыте работы раскрываю данную тему, как дидактическая игра реализуется в области познания...

Формы, методы и средства реализации содержания образовательной области художественно – эстетического развития ООП ДО

1.Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 2. Особеннос...

Индивидуализация РППС как средство реализации содержания образовательных областей

Способы индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды...