«Выпей чайку – забудешь тоску»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Чиркина Екатерина Николаевна

выпейка чайку - забудешь тоску

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypey_chayku_-zabudesh_tosku.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  

Тема: «Выпей чайку – забудешь тоску»

(старший дошкольный возраст)

Подготовила и провела

Воспитатель I категории

Чиркина Екатерина Николаевна

Программное содержание: Познакомить детей с историей появления чая, рассказать о его особенностях и его целебных свойствах. Дать представления детям о традициях чаепития в России. Уточнить и расширить представление детей о разных сортах чая. Вызвать у детей положительные эмоции от приготовления чая. Познакомить с новым способом использования пластилина – размазывания на бумаги со смешиванием контрастных оттенков.

Материал: зеленый чай, черный чай, чай каркадэ, мята, мелисса, зверобой, ромашка, черная смородина, листья малины, лимон, чайник, вода.

Ход занятия:

Воспитатель: Зимой согревает, летом жажду утоляет? (чай)

Воспитатель: «В холодное время года нам хочется согреться чашечкой горячего чая, а когда жарко приятно отведать и холодный чай».

Все в Чертаново живем,

Каждый день все чай мы пьем.

Что же это за настой?

Удивительный такой.

Ребята, я хочу познакомить вас с историей возникновения чая, и каким образом он оказался в нашей стране.

История чая берет начало более 5000лет назад в Древнем Китае. Согласно легенде, император Шэнь - Нун был мудрым и просвещенным правителем. Один из дальновидных указов императора требовал, чтобы вся питьевая вода предварительно кипятилась, чтобы от нее нельзя было заразиться. И вот однажды, летним днем, во время посещения отделенного региона государства Шэнь - Нун и его свита остановилась на отдых.

В соответствии с указом, слуги стали кипятить воду для питья. Сухие листья с ближайшего кустарника упали в кипящую воду, отчего вода стала коричневой.

Будучи любознательным император заинтересовался получены результатом и выпил немного получившейся жидкости. Шэнь - Нун нашел напиток освежающим и приятным.

Так и появился чай, согласно легенде. В России чай появился уже позже в 17веке.

Воспитатель: «Ребята, с какими сортами чая вы знакомы?»

Дети: «Мы знаем, черный, зеленый, красный чай. А также фруктовые чаи».

Воспитатель: «А знаете, почему чай называется зеленый, черный, красный?»

Дети: «Потому, что у этих чаев разный цвет».

Воспитатель: «Я хочу рассказать вам за счет чего получается разный цвет чая. Чайные листья, прежде, чем попасть в наши чашки проходят разную обработку. После обработки листья сушат при разных температурах от 90 до 150 градусов. Черный чай получается при сушке 90 градусов, а зеленый при 105 градусов».

Воспитатель: «Дети! А как вы думаете, чай это полезный напиток?»

Дети: «Да, это полезный для здоровья напиток».

Воспитатель: «А вы пробовали когда - нибудь чай из трав?»

Дети: «Когда у нас что-то болит мама заваривает чай из разных трав. Например: мята, ромашка, малина, зверобой, шалфей. А еще нам в садике дают травы для питья и полоскания горла».

Воспитатель: «Как много мы узнали сегодня об этом чудесном напитке - чае! А теперь я хочу предложить вам заварить разные сорта чая, увидеть и почувствовать, чем они отличаются».

Демонстрация приготовления чая.

Воспитатель: «Мы увидели как по цвету различается чай, а сейчас давайте попробуем наш чай на вкус».

Дети пьют чай.
Предварительная работа. Работа с картой России, знакомство с чайной посудой, с ягодами и фруктами. Изготовление «стаканчиков» по типу оригами для чайных пакетиков. Организация выставки чайной посуды русских и бурят.
Так вот ребята сегодня день чая. Это древнейший напиток. И пьют его каждый день.
Ведь чай пьешь – до ста лет проживешь.
От всех невзгод, от всех болезней
Что может быть его полезней?
Чай, как напиток, известен по всему миру. Но история происхождения его идет из страны Китай. Опираясь на древнюю китайскую традицию, можно узнать, что чай был открыт покровителем земледелия и медицины. Культура чая появилась в Китае за 500 – 300 лет до нашей эры.
Чай растет на чайных плантациях высоко в горах
(показ иллюстрации).
Это вечнозеленый кустарник или небольшое дерево с кожистыми листьями и белыми цветками. С чайных кустов срывают верхушки молодых побегов с двумя – тремя листочками. И затем его сушат (
рассматривание крупнолистового чая).

В Россию чай попал как самый дорогой подарок монгольского хана русскому царю. И чай в Россию стали ввозить по великому чайному пути целыми караванами. Внимательно посмотрите на карту, здесь обозначен великий чайный путь. Что Вы видите? (Дети. Этот путь проходил через нашу республику)
Чай ввозили караванами на верблюдах. (
показ карты, иллюстрации).
В разных странах существуют свои традиции чаепития.
На Руси чаепитие всегда отличалось добротой и сердечностью.
Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник, нагревая,
Под ним клубился легкий пар…
(
А. Пушкин)
Чаепитие было с пышным самоваром. Самовар стоит всегда в центре стола. Он добрый - по своему образу, по округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей. Русские художники любили изображать самовар и чаепитие в своих картинах (
рассматривание репродукций русских художников).
За нашу любовь к чаю нас называли «водохлебами». Гости и хозяева выпивали до десяти стаканов чаю. Считалось неприличным пригласить гостя и не напоить его чаем. Чай пили не в прикладку, а вприкуску, чтобы не перебивать чайного вкуса. К чаю подавали сахар-рафинад, ароматное варенье.
Внимательно посмотрите на банки и скажите, с каким вареньем в основном на Руси пили чай? Чем отличаются банки с вареньем? Сколько открытых банок, сколько закрытых? (
игра «Назови варенье?»)
Чай пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа.
В это время в каждом доме кипели самовары, подавались к столу пироги и булки.
Пальчиковая гимнастика
Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
Сладкий тортик испечем,
 как будто мнем тесто
Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по
плоскости стола
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
 сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
Мы присыплем торт немножко
А потом заварим чай
имитируем руками заваривание чая
В гости друга приглашай.
Разводим руки в стороны
Дети подходят к столу, где все приготовлено для заваривания чая.
В. Заварить чай это целая технология. Заваривают чай крутым кипятком (показ младшего воспитателя с соблюдением техники безопасности). Посмотрите, что происходит с водой? (вода постепенно становится коричневой, чаинки раскрываются и опускаются на дно чашки)
По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток (
идет пар), а если пара не видно, что нужно сделать чтобы узнать горячий чай или нет? (потрогать его).
Посмотрите на этот знак и будьте предельно внимательны, т.к. кипяток очень опасен. Что может произойти? (
можно обжечься) Поэтому желательно чай самим не наливать. А когда вы пьете чай? Что вы должны сначала сделать? (попробовать).
Чай, прежде всего, лекарственное растение. И чтобы усилить оздоровительное значение чая в него добавляют лекарственные растения, и этот чай называют фито чай, мы пьем его каждый день. Для чего? (
чтобы не болеть).
Младший воспитатель предлагает детям выпить фито чай.
В. А сейчас мы с вами сами сделаем фито чай. Для вас приготовлены лекарственные растения мелисса, эвкалипт, мята, плоды шиповника и заварка. На марлю положите ½ чайной ложки заварки щепотку мелиссы и плоды шиповника все это завяжем и можно заваривать лечебный чай который поможет укрепить ваш организм. Готовый чайный пакетик положите в свою упаковку (упаковка сделана заранее на каждой буква ребенка). Придя сегодня вечером домой предложите маме заварить ваш чай.
В. Что нужно для того чтобы организовать чаепитие (
посуда).
Как будет называться посуда, из которой мы пьем чай (
чайная посуда).
Куда кладем сахар, конфеты, варенье, хлеб, наливаем молоко, чем отличается стакан от чашки?
И когда в дом приходят гости, то мамы достают чайный сервиз.
И мы сегодня сделаем чайный сервиз. Чай из него конечно не попьешь, конфеты не положишь. Зато мы сможем украсить группу.
Мы сегодня с вами будем рисовать.
Как вы уже заметили раскрашивать посуду мы сегодня будем пластилином. Для работы нам понадобятся трафареты. Как вы думаете, что мы будем делать в первую очередь
Картон вырезать. Пластилин размазать по всему шаблону. Кружку поставить на блюдце.
Работа готова.
Давайте посмотрим какой сервиз у нас получился. Как можно назвать нашу композицию. Посмотрите внимательно, какой из предметов сделан более аккуратно и тщательно.
Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая интегрированная образовательная деятельность в старшей группе "Выпей чайку-забудешь тоску" .

Данная организованная образовательная деятельность поможет воспитателю организовать одну из частей тематического дня, посвященного Дню чая. Форма организации подгрупповая, так как необходимо учесть те...

Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания "Долой плохое настроение: тоска печаль и возмущение!"

занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания с элементами тренинга...

Конспект ООД по физическому развитию детей 6-7 лет на тему "Прочь печаль, тоска и скука" (профилактика психоэмоционального напряжения)

Цель: совершенствование двигательных умений и навыков, профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников посредством  нетрадиционного сюжетно-игрового занятия....

Превращение «Тоски Зеленой» в «Весну красную»

Отчетное итоговое мероприятие...

Сценарий новогоднего утренника "Тоска зеленая и Плакунчик" для подготовительной группы

Ниже представлен сценарий новогоднего утренника "Тоска зеленая и Плакунчик" для подготовительной к школе группы...

Без хлеба куска везде тоска, организация совместного досуга

Вид, аромат и вкус свежего хлеба вызывают аппетит и повышают настроение, а процесс выпечки хлеба снимает стресс. Интернет изобилует простыми рецептами, по которым ваш ребёнок с радостью и перепачканны...

Тренинг с воспитателями "Долой плохое настроение: тоска, печаль и возмущение"

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике эмоционального выгорания и снятия психоэмоционального напряжения....