Тематическая интегрированная образовательная деятельность в старшей группе "Выпей чайку-забудешь тоску" .
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Самсонова Елена Владимировна

Данная организованная образовательная деятельность поможет воспитателю организовать одну из частей тематического дня, посвященного Дню чая. Форма организации подгрупповая, так как необходимо учесть технику безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_chaya.docx113.49 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность в старшей группе.

«Выпей чайку –  забудешь тоску»

(15 декабря – день чая)

Цель. Познакомить детей с историей появления чая, рассказать о его особенностях и его целебных свойствах. Дать представления детям о традициях чаепития в России. Актуализировать представления о быте бурят.    Упражнять в словообразовании.  Воспитывать привычку безопасного использования  кипятка. Познакомить с новым способом использования пластилина – размазывания на бумаги со смешиванием контрастных оттенков.

Предварительная работа. Работа с картой России, знакомство с чайной посудой, с ягодами и фруктами. Изготовление «стаканчиков» по типу оригами для чайных пакетиков. Организация выставки чайной посуды русских и бурят.

Материал. Одна из игровых зон группы оформлена для чаепития.

Словесная игра «Скажи какое варенье?», карта России с отметкой великого чайного пути. Аудио запись восточных мелодий.  Подборка иллюстраций с чайными плантациями, чайным деревом, репродукций русских художников с темой чаепития. Готовые лекала с изображением посуды, ножницы, пластилин, стеки, дощечки. Марля, заварка, лечебные травы, маленькие ложечки. Пластилин, трафареты чайных пар.

Ход.

В. Вчера заглянув в интернет я узнала, что сегодня праздник.  

Какие праздники вы знаете? (ответы детей)

Так вот ребята сегодня день чая. Это древнейший напиток. И пьют  его каждый день.

Ведь чай пьешь – до ста лет проживешь. 

От всех невзгод, от всех болезней

Что может быть его полезней?

Чай, как напиток, известен по всему миру. Но история происхождения его идет из страны Китай. Опираясь на древнюю китайскую традицию, можно узнать, что чай был открыт покровителем земледелия и медицины. Культура чая появилась в Китае за 500 – 300 лет до нашей эры.

Чай растет на чайных плантациях высоко в горах (показ иллюстрации).

 Это вечнозеленый кустарник или небольшое дерево с кожистыми листьями и белыми цветками.  С чайных кустов срывают верхушки молодых побегов с двумя – тремя листочками. И затем его сушат (рассматривание крупнолистового чая).

В Россию чай попал как самый дорогой подарок монгольского хана русскому царю. И чай в Россию стали ввозить по великому чайному пути целыми караванами. Внимательно посмотрите на карту, здесь обозначен великий чайный путь. Что Вы видите? (Дети. Этот путь проходил через нашу республику)

Чай ввозили караванами на верблюдах. (показ карты, иллюстрации).

 И соответственно чай стал незаменимым напитком  бурят, которые пили его из пиал и только с молоком. Чай у бурят считался лучшей пищей. Им открывали церемонию приема гостей, им и заканчивали.

 В разных странах существуют свои традиции чаепития.

На Руси чаепитие всегда отличалось добротой и сердечностью.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник, нагревая,
Под ним клубился легкий пар…
(
А. Пушкин)

Чаепитие было с пышным самоваром. Самовар стоит всегда в центре стола. Он добрый - по своему образу, по округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей. Русские художники любили изображать самовар и чаепитие в своих картинах (рассматривание репродукций русских художников).

 За нашу любовь к чаю нас называли «водохлебами». Гости и хозяева выпивали до десяти стаканов чаю. Считалось неприличным пригласить гостя и не напоить его чаем. Чай пили не в прикладку, а вприкуску, чтобы не перебивать чайного вкуса.  К  чаю подавали сахар-рафинад, ароматное варенье.  

Внимательно посмотрите на банки и скажите, с каким вареньем в основном на Руси пили чай?  Чем отличаются банки с вареньем? Сколько открытых банок, сколько закрытых? (игра «Назови варенье?»)

Чай пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа.
В это время в каждом доме кипели самовары, подавались к столу пироги и булки.

Пальчиковая гимнастика

Тесто ручками помнем                           сжимаем и разжимаем пальчики
Сладкий тортик испечем,
                        как будто мнем тесто

 Серединку смажем джемом                круговые движения ладошками по                    

                                                                                       плоскости стола
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
                           сыплем "крошку" пальчиками обеих рук

Мы присыплем торт немножко
А потом заварим чай                              
имитируем руками заваривание чая

 В гости друга приглашай.                     Разводим руки в стороны

Дети подходят к столу, где все приготовлено для заваривания чая.

В. Заварить чай это целая технология. Заваривают чай крутым кипятком (показ младшего воспитателя с соблюдением техники безопасности). Посмотрите, что происходит с водой?  (вода постепенно становится коричневой, чаинки раскрываются и опускаются на дно чашки)

По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток (идет пар), а если пара не видно, что нужно сделать чтобы узнать горячий чай или нет? (потрогать его).  

Посмотрите на этот знак и будьте предельно внимательны, т.к. кипяток очень опасен. Что может произойти? (можно обжечься) Поэтому желательно чай самим не наливать. А когда вы пьете чай? Что вы должны сначала сделать? (попробовать).

Чай, прежде всего, лекарственное растение. И чтобы усилить оздоровительное  значение чая в него добавляют лекарственные растения, и этот чай называют фито чай, мы пьем его каждый день. Для чего? (чтобы не болеть).

Младший воспитатель предлагает детям выпить фито чай.

В. А сейчас мы с вами сами сделаем фито чай. Для вас приготовлены лекарственные растения мелисса, эвкалипт, мята, плоды шиповника и заварка. На марлю положите ½ чайной  ложки заварки щепотку мелиссы и плоды шиповника все это завяжем и можно заваривать лечебный чай который поможет укрепить ваш организм. Готовый чайный пакетик положите в свою упаковку (упаковка сделана заранее на каждой буква ребенка). Придя сегодня вечером домой предложите маме заварить ваш чай.

В. Что нужно для того чтобы организовать чаепитие (посуда).

Как будет называться посуда, из которой мы пьем чай (чайная посуда).

Куда кладем сахар, конфеты, варенье, хлеб, наливаем молоко, чем отличается стакан от чашки?

И когда в дом приходят гости, то мамы достают чайный сервиз.

 И мы сегодня сделаем чайный сервиз.   Чай из него конечно не попьешь, конфеты не положишь. Зато мы сможем украсить группу.

Мы сегодня с вами будем рисовать.

Как вы уже заметили раскрашивать посуду мы сегодня будем пластилином. Для работы нам понадобятся  трафареты. Как вы думаете, что мы будем делать в первую очередь

Картон вырезать. Пластилин размазать по всему шаблону. Кружку поставить на блюдце.

Работа готова.

Давайте посмотрим какой сервиз у нас получился. Как можно назвать нашу композицию. Посмотрите внимательно, какой из предметов сделан более аккуратно и тщательно.

Чай горячий, ароматный

И на вкус такой приятный.

Он недуги исцеляет,

Он усталость прогоняет

Силы свежие дарит,

Всем за стол присесть велит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»

Программное содержание: Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.Познакомить с  Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда,...

Конспект организованной интегрированной образовательной деятельности в старшей группе"Путешествие в волшебную страну."

Образовательная область «Познание» - продолжать формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей логопедической группе

Закрепить порядковый счет от 1 до 7. Обогощать речь детей, упрожнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сформировать представление о строительных элементах и их ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Жанры живописи»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:• Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) .• Учить понимать замысел произведения, его содержание.• Развивать умение видеть средства выразительности...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по пожарной безопасности «Осторожно, огонь!».

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по пожарной безопасности «Осторожно, огонь!»....

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе "В гости к нам пришла зима"

конспект образовательной деятельности, в которой сочетаются образовательные области: мир природы, художественное творчество, развитие речи....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Ковер из осенних листьев для ежика»

Представлен конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста, включающий в себя интеграцию следующих направлений развития: чтение художественной литературы (сказка М.Пляцковского "Ежик, которог...