Специфика работы с детьми и семьёй "социального риска"
статья на тему

Раздобудько Валерия Сергеевна

Данная статья излагает актуальность проблем существования и появление семей "социального риска", и предлагает поиск путей снижения роста таких семей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

        Семья «социального риска» - это семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, где её основные функции искажаются или вообще отсутствуют. К категории семей «социального риска» относятся такие семьи как: неполные, многодетные, малоимущие, семьи имеющие в своём составе ребёнка инвалида, семьи беженцев и др. Проблемы этих семей различны. С некоторыми трудностями семья может справиться самостоятельно, но бывают и такие, где без помощи квалифицированных специалистов, просто не обойтись.

        На сегодняшний день на современную семью влияют различные негативные факторы, которые тормозят её развитие. Традиционная модель семьи давно уже устарела, она подверглась многочисленным изменениям. Сегодня растёт появление детей, рождённых вне брака, число разводов увеличивается со страшной силой, часто дети проводят своё свободное время за игровой приставкой, и что самое печальное, растёт подростковая преступность. Изменились старые нормы поведения, характер взаимоотношений между супругами, взаимоотношения между детьми и родителями, и конечно же отношение родителей к воспитанию ребёнка. Роль семьи в формировании личности ребёнка существенно снижается, в родном доме ухудшаются условия жизни и воспитания детей – это наша действительность на сегодняшний день.

        Именно поэтому растёт число семей «социального риска». В такой семье ребёнок становится ослабленным, социально запущенным. Самое страшное, что в таких семьях существует риск появления малолетних правонарушителей среди детей.

На сегодняшний день такое понятие как дети из семей «социального риска», употребляется в психологии и педагогике довольно часто. Слово «риск» означает большую вероятность чего-либо негативного, что может произойти или не произойти. Поэтому если мы говорим о детях из таких семей, то подразумеваем, что они находятся под влиянием негативных факторов в семье.

        Семьи «социального риска» - разновидность семьи как социального института, которая в силу своих особенностей не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций, оказывается подвержена воздействию негативных социальных факторов и представляет опасность для нормального функционирования общества.

      Важную роль в выявлении семей «социального риска» отводится воспитателю, который каждый день работает с детьми. Можно по внешнему виду, и по поведению ребёнка определить признаки неблагополучия: утомлённый внешний вид ребёнка; неопрятность в одежде; гигиеническая запущенность; отставание в речевом и моторном развитии; чрезмерная потребность в ласке;  плаксивость; трудности в обучении; проблемы во взаимоотношениях с детьми; резкая смена настроения и др.

Главным, в воспитании и оздоровлении ребёнка, является сохранение и укрепление его здоровья, в совместной деятельности с семьёй. Правильно воспитывать здорового ребёнка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах: воспитания, оздоровления, режима дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур и др.

           Поэтому очень важно оказывать всю необходимую помощь не только детям, но и родителям, привлекать их к участию «жизни» детского сада.

        Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как нам всем известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребёнка. Но так как большинство родителей вынуждены работать, чтобы содержать себя и свою семью, то дети проводят очень много времени (9-12 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием, занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка играет самую важную роль. Если требования предъявляемые к ребёнку в ДОУ и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено.

Работа с детьми из семей «социального риска» :

1.Предложить детям нарисовать свою семью. Этот тест используют психологи, и не только, с целью выявления внутрисемейных отношений. Тест помогает увидеть отношение ребёнка к членам своей семьи, его чувства и страхи.

2. Метод тактильной терапии ( способствует доверительному отношению между воспитателем и ребёнком, а также снимает напряжение, влияет на развитие мышц и суставов, поднимает настроение).

          3.Метод сказкотерапии очень нравится детям (помогает выявить интересы ребёнка, его увлечения, а также страхи и эмоциональную атмосферу).

          4.Метод арт-терапии (определяет эмоциональное состояние ребёнка, его чувства, главная роль отводится цвету) .

          5.Метод игротерапии должен проводиться с детьми еждневно (способствует преодолению социальных и психологических трудностей в игре).

          6.Метод песочной терапии приводит детей в восторг (влияет на развитие фантазии, творчества, мелкой моторики и связной речи).

Предложения по работе с семьями «социального риска» для педагогов:

  1. Выявление семей «социального риска» (анкетирование);
  2. Изучение причин проблем в семье;
  3. Беседы и консультации с родителями о решении их проблем;
  4. Оформление стенда для родителей «Права детей»;
  5. Оформление стенда о наиболее важных проблемах воспитания детей и пути их решения;
  6. Оформление буклетов о роли отца в воспитании ребёнка;
  7. Вовлечение родителей в жизнь ДОУ ( участие в спортивных праздниках, выполнение заданий предложенных воспитателем);
  8. Открытие «Творческой мастерской» (совместные поделки с детьми);
  9. Создание альбома «Моя семья»;
  10. Участие в детских конкурсах различного уровня;
  11. Рейды в семью по мере необходимости.
  12. Примерный план работы ДОУ с семьями «социального риска» на 2015-2016г.

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Выявление семей «социального риска»

В течение года

Воспитатели

Изучение причин проблем в семье

В течение года по мере выявления

Воспитатели

Оформление стенда «Права детей»

Сентябрь

Воспитатели

Оформление информационной папки-передвижки с адресами и телефонами социальных служб по защите и охране прав детей

Сентябрь

Воспитатель

Консультация для педагогов на тему: «Семьи социального риска». Помощь семье «социального риска»

Октябрь

Старший воспитатель

Воспитатели

Круглый стол для родителей на тему: «Роль отца в воспитании ребёнка»

Ноябрь

Воспитатели

Оформление стендов, папок-передвижек, памяток на тему правильного воспитания детей

Декабрь

Воспитатели

Организация совместной деятельности с родителями (детские праздники, творческая мастерская, детские конкурсы и т.д.)

В течение года

Воспитатели

Фото-выставка «Как я провёл Новый Год»

Январь

Воспитатели

Фото-выставка «Мой папа лучше всех»  

                                                       

Февраль

Воспитатели

Фото-выставка «Милая мамочка»

Март

Воспитатели

Круглый стол для родителей « Как воспитать ребёнка послушным?» (раздача памяток о методах и формах воспитания)

Апрель

Воспитатели

Итоговое занятие «Чему мы научились в детском саду?»

Май

Воспитатели

Анализ работы с семьями «социального риска»

Май

Старший воспитатель

Воспитатели

Родительские собрания

В течение года

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

Заседание малого педагогического совета с приглашением родителей из семьи «социального риска»

В течение года по мере необходимости

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

Рейды в семью «социального риска»

В течение года по мере необходимости

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

        

         Педагоги дошкольного учреждения, согласуя свою работу с семьёй, стараются улучшить процесс воспитания детей. Только активное взаимодействие ДОУ и родителей приведёт к полноценному, гармоничному развитию ребёнка. Очень важно чтобы условия дома и в детском саду были приближены  друг к другу. Что бы помочь родителям создать эти благоприятные условия воспитания, необходимо овладеть определёнными психолого-педагогическими знаниями. И в этом родителям помогают педагоги  ДОУ.

Детский сад — один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. С помощью детского сада можно легко провести анализ семей и выявить семьи группы риска на самом раннем этапе и провести раннюю коррекционную работу. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Оказать помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

На базе детского сада организованны различные методы и формы работы с семьями группы «социального риска», которые помогают родителям и детям лучше узнать друг друга, получить больше педагогических знаний. Конечно, далеко не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями, такие как индивидуальные беседы, лекции, мастер-классы, совместные занятия с детьми, дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности, научиться более чутко прислушиваться к своему ребенку и понимать его потребности [27].

           На сегодняшний день очень важно, чтобы основной частью работы детского сада была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это помогает исправить некоторые ошибки в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска""

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»Дети “группы риска” — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подв...

Особенности работы с детьми "группы риска" в условиях ДОО

   В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания...

Специфика работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Подробно рассказано о том как работать с детьми, которые сипытывают трудности в обучении. Какие методы и приемы для этого надо использовать....

План работы по самообразованию «Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»

Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) специфики работы с детьми в условиях введения ФГОС....

Специфика работы с детьми, имеющими физиологические отклонения.

В детский хореографический коллектив часто приходят дети без хореографических способностей, не имеющих музыкального слуха, чувства ритма, не подходящих фактурой в последние годы с физиологическими отк...

Специфика работы с детьми с СДВГ

Особенности психического развития детей с СДВГ и специфика работы с  ними....

Психологические рекомендации педагогам в работе с детьми в группе риска

Рекомендации для педагогов по работе с детьми группы риска....