Мастер - класс для педагогов на тему: «Я - кукловод»
материал на тему

Кагарманова Светлана Николаевна

В мастер- классе для педагогов есть терия и практика по театрализации в дошкольных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс для педагогов32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №63 «Катюша»

Мастер - класс для педагогов

на тему: «Я - кукловод»

Воспитатель:

Кагарманова Светлана Николаевна

г.Сургут

2016

Мастер – класс:  «Я - КУКЛОВОД».

Автор: Кагарманова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ №63

Мастер – класс предназначен для воспитателей  ДОУ.

Основной принцип: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». 
                                                       

Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей  к изготовлению театральных кукол  с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей дошкольного   возраста.

Задачи:

Вызвать интерес к театрально – игровой деятельности.

Познакомить с технологией изготовления театральной куклы, используя в работе пластиковую ложку.

Повышение профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора

Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра. 
Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения;
воспитывать интерес к театральной деятельности, к популяризации инновационных идей, авторских находок. 


Ожидаемые результаты мастер-класса: 
- понимание его участниками сути работы педагога-мастера; 
- практическое освоение участниками мастер-класса навыков в изготовления игрушек для кукольного театра; 
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; 
- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и роста мотивации к формированию собственного интереса к театральной деятельности. 

Технические средства: 
компьютер, проектор, экран, фотоаппарат.

Ход мастер-класса.

Уважаемые  коллеги. Тема нашей встречи сегодня «Изготовление театральных персонажей из конусов».

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

 От греков мы позаимствовали  слово " театр", которое по-гречески произносится театрон и означает " зрелище ".

 Значение и специфика театрального искусства.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какой красивый голубь прилетел. Он ходит сидит, клюет, воркует, это он с вами здоровается. Давайте мы ему улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и походим, как голубь".

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат (как изобразили).

 Классификация театрализованных игр

 По классификации Л.С. Фурминой это -предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль).

Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

 Кукольный театр

 Кукольный театр - вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

 Виды театров

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

  • настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
  • стендовый театр (фланелёграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
  • театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
  • верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
  • напольные куклы (марионетки, конусный театр);
  • театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Например, Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:

  • картонажный;
  • магнитный;
  • настольный;
  • пяти пальцев;
  • масок;
  • ручных теней;
  • "живых теней";
  • пальчиковый теневой;
  • книжка-театр;
  • театр кукол для одного исполнителя.

Виды кукол

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, сто развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

По способу управления различают пять основных видов кукол:

марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые.

Марионетка - кукла, ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью которых её водит актёр, находящийся над ней, на специальном помосте. Кукол перчаточных, тростевых и на палке называют верховыми: актёр держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой куклой актёр работает двумя руками: одной держит корпус, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы. Теневая кукла - плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, служащий сценой. Так же используются: фланелёграф, плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, игрушки из поролона, магнитный театр, игрушки из коробок, игрушки - говорушки, игрушки из природных материалов, пальчиковый театр, куклы-перчатки, куклы из варежек, из картона, куклы-танцоры, куклы из воздушных шаров. Театральная кукла берёт начало от куклы-символа, куклы-предмета, которые действовали в различных ритуалах и обрядах Древнего Египта, Индии, в античной Европе. Самыми старыми признаются куклы стран Азии (особенно Китая).

 Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

 

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.

Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому - театр!

-Сегодня мы познакомимся с технологией изготовления театральной куклы, используя в работе картоновые конусы

Пошаговый процесс работы

Необходимые материалы и инструменты:                                                   

·  распечатанные выкройки кукол

·  Ножницы

·  Разноцветный картон

·  Фломастеры

·  Клей («Момент» или «Мастер»);

 

Способ изготовления:

  • изготовление конуса

  • изготовление головы

 

  • оформление куклы

Подведение общего итога: Несомненно, элементы театрализованной

деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми.

Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

В современном детском саду, как вы убедились, существуют множество

видов кукол для театрализованной деятельности. Нужно создавать и

постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского

сада. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими,

доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы

различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки,

стимулирующие детское творчество.

Используемая литература

1.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика - Синтез, 2008.

2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

3. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.

4. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика - Синтез, 2008 год

5. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика - Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ»

Обмен опытом работы педагогами. Через практическое занятие показать, каким образом формируются базовые знания в области дорожного движения. Познакомить с современными игровыми формами в работе с детьм...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов на тему:  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов по теме: «Квест-игра как одна из инновационных форм в работе педагогов»

Мастер-класс для педагогов    по теме: «Квест-игра как одна из инновационных форм в работе педагогов»...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Речь педагога особенна»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников....

Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов.

Данный мастер класс был проведён мною для педагогов ДОУ и имел своей целью: расширять и систематизировать экологические знания педагогов; ктивизировать и развивать умственную и эмоциональную сферу лич...