"Мир природы"
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Юрьевна Иванцова
Приложение к воспитательно-образовательному проекту "Мир природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к проекту «Мир природы»

  • Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 для детей старшего дошкольного возраста (тема «Воздух»)

  • Конспект экспериментальной деятельности для детей 6-7 лет ( тема «Воздух»)
  • Беседа с детьми 4-6 лет по ознакомлению с окружающим (тема «Первоцвет»)
  • Итоговое занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (тема «Лекарственные растения»)

1. Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 для детей старшего дошкольного возраста

 (ознакомлению с окружающим миром)

Тема: «Воздух»

Цель:

  •   Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека, сформировать представление о том, что воздух – необходимое условие жизни всех живых существ на земле.
  • Воспитывать в детях любознательность, интерес к окружающему миру.
  • Вызвать эмоциональный отклик.

Материал: банка с водой; стаканчики с водой и соломинками на каждого ребенка; свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги (фольги), различные духовые инструменты.

Персонажи: кукла Незнайка.

Ход НОД

Педагог: Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас окружает (ответы детей). Всё правильно, но есть одно явление, без которого,  ни одно живое существо не может жить, как вы думаете, о чём я говорю? Вот вам подсказка

-   Через нос проходит внутрь,
   И обратный держит путь. 
(Воздух)

(Раздаётся стук в дверь, входит Незнайка) 

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Что вы тут обсуждаете, о чем разговариваете? (О воздухе). О воздухе? Что это такое – воздух?
Педагог: Ребята, давайте расскажем Незнайке, что такое воздух? (Ответы детей). Правильно, то, чем мы дышим. Давайте вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Вот это и есть воздух!

Незнайка ( с возмущением): Придумали тоже - воздух. А кто его видел этот ваш воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я его никогда не видел. А вы, ребята?

Педагог: Да ты что, Незнайка, воздух существует, и мы с ребятами тебе докажем это. Ребята,  скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой? (Ответы детей). Воздух прозрачный, значит через него видно все.
А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате 
(стекло в окне,  стенки графина, стакана). А теперь пройдем вместе с нашим гостем в лабораторию, и будем делать опыты.

Опыты

(На столе стаканы)

Педагог: Ребята, как Вы считаете, этот стакан пустой или полный? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь (показывает стакан детям, выслушивает ответы).

Незнайка: Да каждому ясно, что в стакане нет ничего! Давайте туда что- нибудь положим или нальем.

Педагог: Незнайка, говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим и проверим  (воспитатель ставит на стол каждому ребенку банку с водой и стаканчики; предлагает каждому ребенку повторить его действия).

Опыт № 1.  Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить в банку с водой (стакан держать перпендикулярно). Обсудить с ребятами и подвести их к выводу, что в стакане воздух.

Опыт № 2. Опустить стакан под наклоном. Обратить внимание на то, что в воде появились пузыри.

 Педагог: Незнайка, убедился ли ты в том, что воздух существует?

Незнайка: Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел вас проверить. Я вот тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Однажды в цветочном городе меня угостили вкусной, сладкой водой и дали трубочку-соломинку. Ну, я, конечно же, не только пил, ну и пузыри пускал через соломинку. Вот здорово было. (Берет стакан с водой и опускает соломинку). Давайте и мы подуем в соломинки.

Педагог: Что мы дуем? (Воздух) Как определить, что он есть? (Появляются пузыри) А вот я люблю пускать мыльные пузыри. Они такие разноцветные, красивые и умеют летать. А, что находится внутри, как ты думаешь Незнайка?

Незнайка: Каждому ясно – мыло.
Педагог: Нежели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей было мыло? (Ответы детей).

Физминутка Подвижная игра «Пузырь»

Педагог: Ребята, а что произошло с пузырем? (Он лопнул и из него вышел воздух).
– Ребята, чем мы дышим? А чем дышат растения? 
(Через дырочки в листьях- устьица). Давайте все мы сейчас подышим.
А как узнать, что человек дышит, а не просто открывает рот? 
(Поднести ладошку ко рту). Что вы чувствуете? Ладошке тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице дышишь – пар изо рта идет.

Незнайка: Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу – в шариках. Они так и называются – воздушные.

Воспитатель: Молодец, Незнайка! Мы как бы ловим воздух и запираем в воздушном шарике. Сейчас возьмем шарик, он не надутый, им можно играть? (Нет)
– Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух невидимку. Предлагаю еще и услышать его.

Опыт №3,  с бутылкой: взять бутылочку, приставить к нижней губе и подуть сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук). Теперь приложите край листочка тонкой бумаги к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? (Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать воздух, и поэтому получается звук.).

Опыт №4,  со свистками и духовыми инструментами: дети свистят в свистки и играют на инструментах.

Педагог задаёт вопросы: Откуда берется свист? Что делает артист, играющий на духовых инструментах? (Дует, воздух дрожит – получается музыка. Звуки распространяются по воздуху).

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что воздух есть. У меня есть мечта, я хочу сконструировать большой воздушный шар. Нарисуйте мне воздушные шары. Я выберу какой – нибудь из них для путешествия.

Воспитатель: До свидания, Незнайка. Свои рисунки мы пришлем к тебе в Цветочный город.

Итог занятия.  Дети рисуют воздушные шары.


2. Конспект экспериментальной деятельности для детей 6-7 лет

Тема: «Воздух»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

  • Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Дать элементарные представления о значении чистого воздуха.
  •  Познакомить со свойствами воды. 
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы. 
  • Расширять и активизировать словарь детей. 
  • Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы к занятию: белые халаты «учёных» на каждого ребёнка; глобус; мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; пакет; камень; брусок деревянный; кисточка; краски; нарисованная капелька и воздушный шар; стакан прозрачный.

Ход деятельности:

Педагог: - Здравствуйте, ребята, сегодня мы вновь находимся в нашей лаборатории, сегодня мы вновь учёные и  нам вновь предстоит исследование. Что же сегодня мы будем исследовать?  (Ответы детей). Хорошо, даю подсказку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.  (Воздух)

- Да, сегодня мы поговорим о воздухе, присаживайтесь.

Педагог:  - Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (Для дыхания). Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (Стекло)

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (Мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (Холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (Движение воздуха). Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (Ветер)

- Ребята посмотрите на этот предмет. Что это? (Мячик)

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?

- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра-упражнение на дыхание  «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко» .Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх. А теперь встанем и немного отдохнем.

Физ. – минутка, игра «Пузырь»

Экспериментальная деятельность: 

- Ребята, представляете, воздух-это газ, он какой? (Ответы детей). Правильно,  он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот так  открытие.  Но если он невидимый, как мы его обнаружим? Для этого нам необходимо продолжить исследования. Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (Пакет надувается). Почему это происходит? (Пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, который для нас остаётся невидим, однако он занимает место, и мы его можем ощущать (выпускает воздух из пакета).

- Ребята, а для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.

Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

Индивидуальная экспериментальная работа:

- На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух. Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие). А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

- Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод: -  при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?

- Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья, это касается и комнатных растений.

- Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? (бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем). Каково его главное назначение?

Педагог: А сейчас я предлагаю вам наполнить шарики воздухом, как мы можем это сделать? (Надуть). Шарики мы оставим в группе для игры.

3.          Беседа с детьми 4-6 лет по ознакомлению с окружающим

Тема:  «Первоцвет»

Цель:  дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар)

Материал и оборудование: Цветная бумага для оригами; лист ватмана с изображением поезда;  иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов»

Предварительная работа: -Беседа о весенних цветах (ландыше, мать-и-мачехе, незабудке).

-На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези.

Ход занятия

Педагог: Ребята, отгадайте загадку

                          Зазвенели ручьи,

                          Прилетели грачи.

                          В дом свой – улей – пчела

                             Первый мёд принесла.

                            Кто скажет, кто знает,

                            Когда это бывает?

- Какие изменения происходят весной? Почему? Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы).

Путешествие по железной дороге.

Педагог: Сегодня, ребята, мы отправимся в необычное путешествие, и наша первая остановка «Сказочная» (педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане).

  Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на земле»:

«Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала).

Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, те, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ:

«Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».

Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».

Очень зло глядит на вас

Из травы «вороний глаз».

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветания образуется чёрная ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».

Восьмая остановка - «Бабочки».

 Загадка:     Спал цветок и вдруг проснулся,

                    Больше спать не захотел,

                    Шевельнулся, встрепенулся,

                    Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек?

Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак: изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.

Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок

Если все: Ия, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы

И не будет красоты.

Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону.

Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.

4. Итоговое занятие по экологическому воспитанию

                                      для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зеленая аптека»

Задачи: Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях.

Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Уметь применять знания о свойствах лекарственных растений  на практике. Воспитывать бережное отношение к природе, продолжать экологическое воспитание. Развивать эмоциональную активность, создать радостное настроение.

 Оборудование: фонограммы (звуки леса, песни о растениях); картины природы (для оформления); гербарий “Лекарственные растения нашего края” (для игры). 

Ход занятия

       Лесовичок:  Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечится. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

–Наш сегодняшний праздник проходит под девизом “Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты”.

     (Звучит фонограмма “Звуки леса”. Выходит Фея Леса).

Фея леса:   Когда ты входишь в лес

                   Где все нам с детства мило,

                   Где чистым воздухом приятно так дышать

                   Есть в травах и цветах

                    Целительная сила,

                  Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Лесовичок:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Фея:

С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

 (Под музыку появляется Ромашка)

 Ромашка: Это я, Ромашка. Ромашка – это название переводится как “милая простота”. Давным-давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.

Лесовичок: Милая ромашка, а чем ты полезна?

 Ромашка:

Если случится тебе простудится.

Появится кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Фея:

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

(Под музыку появляется Подорожник)

Подорожник: Это я, Подорожник.

Фея: Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Подорожник:

С названием простым и тревожным

Зовущим за отчий порог

Невзрачный цветок – подорожник

Растет у российских дорог.

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утали

Невзрачный цветок – подорожник

Да как же растешь ты в пыли?

Лесовичок: Дорогой подорожник, а чем ты полезен? А еще?

Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит, беги ко мне срочно. Я помогу!

Фея леса: А сейчас я загадаю загадки про лекарственные растения, живущие в моем лесу.

Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит.

Что это? (крапива)

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки – не выше кочки. ( Брусника)

 

Вас ранить готов,

Там красные таблетки

Развешаны на ветке,

И всем готов помочь он от разных бед. (Шиповник)

 Лесовичок: Спасибо тебе, Фея Леса за интересные загадки. Но что-то заскучали мы с ребятами. Давайте танцевать да песни распевать.

Песня “Лекарственные травы”

Упражнение “Прогулка по волшебному лесу”

Лесовичок: Стой, посмотри, что ты делаешь?

Мальчик: Я? Гуляю! Ачто?

Лесовичок: Оглянись и посмотри, что ты натворил!

Мальчик: Ну и что? Они все равно некрасивые, да и кому они нужны?

 Мальчик хочет уйти с поляны. Но тут с ним начинают происходить разные неприятности: он натер ногу; порезал руку; начал чихать, кашлять; у него заболела голова и т.д. Лекарственные растения приходят к нему на помощь.

Мальчик: Большое вам спасибо! Я не знал, что растения бывают такими полезными.

Танец “Полька”

Фея леса: У меня есть интересные картинки, давайте-ка, поиграем в игру.

Игра “Кто быстрее соберет картинку” (Детям раздают разрезные картинки с различными лекарственными растениям).

Лесовичок: А у меня тоже есть игра!

Проводится игра “Узнай растение”

Фея леса: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами много узнали о пользе растений. И я хочу дать вам наказ, который вы должны помнить. Тогда природа будет вам благодарна!

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей-

Все что зовется Родиной твоей!

Лесовичок: а на прощанье мы вам приготовили угощенье.

 Фея Леса и Лесовичок прощаются с детьми, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...