Нравственное воспитание дошкольников старшего возраста в трудовой деятельности
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Карамышева Ксения Игоревна

Доклад на тему "Нравственное воспитание дошкольников старшего возраста в трудовой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание дошкольников старшего возраста в трудовой деятельности.

  Еще в советском союзе утверждали, что «формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества». Конечно многое было продиктовано жесткой диктатурой коммунистического строя, но основные тезисы советской педагогики как нельзя точно описывают цели и задачи современной педагогики. После ознакомления с ней очень многое можно адаптировать и в наше время, основываясь на новые факты и знания о дошкольном детстве и психологии детей этого возраста, и это будет актуально.

Нравственному воспитанию я хочу придать особое значение, поскольку оно очень важно при формировании личностных качеств ребенка. Мы прекрасно знаем, что в целостном воспитательно-педагогическом процессе мы должны отталкиваться от интересов ребенка, но как иногда бывает трудно личные мотивы преобразовать в общественнозначимые. Старший дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии компетентного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Хочу отметить, что это работа начинается еще в младшем дошкольном возрасте под непосредственным руководством взрослых, ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества (конечно на том уровне, насколько ему позволяет мышление этого возраста). Начиная с пяти лет дети начинают действовать более целенаправленно, наблюдается активный переход от совместной деятельности со взрослым к самостоятельной. Это связанно с приобретением опыта при овладении различными самостоятельными действиями, освоении отдельных операций в разных видах продуктивной деятельности. Пока их действия имеют не столько творческий, сколько исполнительский характер. Уровень организационных умений и культуры деятельности в первой половине года у детей старшей группы еще достаточно низок. Поэтому инициатива в организации трудовой деятельности по-прежнему принадлежит взрослым: чаще всего она помогает установить последовательность операций, достичь намеченного результата. Участие взрослого в труде (совместный труд) пока остается одним из ведущих в руководстве трудовой деятельностью. При выполнении заданий, связанных с самообслуживанием и хозяйственно-бытовым трудом, дети проявляют самостоятельность, чему в большой степени помогает опыт, приобретенный в младшем дошкольном возрасте. Уже на этой ступени воспитательно-педагогического процесса хочу отметить, что наибольшее значение для ребенка в выполнении какого-либо задания, имеет значение его труда в семье.

Давая дома ребенку возможность трудиться, выполнять самостоятельно посильную работу, поручения; делает жизнь ребенка более полной, интересной. Помогая осознать его личную значимость в таком важном для него социуме, как родная семья. Здесь будет уместно разработать консультации для родителей либо организовать встречу (возможно совместно с детьми), по этому вопросу. Особое внимание родителей, при подготовке к таким мероприятиям, нужно направить на то что:

-необходимо создать некоторые условия для детского труда дома;

-в режиме дня нужно обязательно отвести место для трудовых занятий, специальное время;

-позаботиться о том, чтобы у детей было оборудование, соответствующее их силам и возможностям;

-взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу;

-связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата;

-необходимость труда ребенка в семье не должна быть нарочно придуманной, работа должна восприниматься как необходимая, для удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или невыполнение существенны для них;

-недостаточное развитие у детей нравственных качеств, проявляются и в труде, наша задача перед родителями, помочь в выборе и использование существующих методов воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость (особенно в достижении результата).

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно понятны. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде).

Нужно отметить что при организации трудового обучения для формирования нравственно-трудовых качеств мы можем столкнуться с проблемой отсутствия или несформированности навыков планирования своей работы. Это происходит не только в следствии возрастных особенностей, но в связи с тем что расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется не только правильному и опосредованному выполнению всех действий, но и умению доводить начатое дело до конца, формированию навыков совместного труда, чувству ответственности за порученное дело.

Хочу опять обратиться к советской педагогике: «Н. К. Крупская, подчеркивая важность воспитания в коллективе, писала: «...Школа должна учить ребят объединяться, ставить общие цели и общие задачи и общими усилиями эти задачи разрешать». Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между людьми.» Адаптируем к нашему времени: важным принципом нравственного воспитания является принцип воспитания детей в коллективе, но начинать мы можем с компаний. Здесь в помощь мы можем применить социоигровые приемы и методы для разделения детей на компании и непринужденному вовлечению в деятельность и выходу из нее. При подборе этих приемов, в начале должны (в тайне) способствовать объединению в небольшие компании, где будет присутствовать и ребенок-лидер и застенчивый стеснительный ребенок. Это делается с целью учить детей совместными, усилиями достигать цели. Дошкольники вместе обсуждают последовательность работы, помогают друг другу, что способствует формированию положительных взаимоотношений. В процессе общения происходит взаимовлияние детей друг на друга. Знания одного становятся достоянием всей группы, а положительная оценка робкого, застенчивого ребенка перед остальными поддерживает его стремление поделиться своими знаниями со сверстниками. Здесь очень важна поддержка воспитателя его одобрение, ни в коем случае не должно быть полного руководства деятельностью. В помощь детям можно использовать уточняющие вопросы: «А что вы возьмете себе в помощь? Что будете делать после этого…? А какая роль у Сережи?». Вопросы нужно задавать в ненавязчивой форме, с естественно-доброжелательным видом. Дети этого возраста могут уже довольно объективно оценивать поступки товарищей и с уважением отзываться о них. Они переживают вместе со сверстниками их успехи и неудачи, проявляют различные формы взаимопомощи. Наша задача поспособствовать реальной оценки своих действий и действий других детей, мы не должны допускать грубой оценки, со стороны товарищей. Это может привести к снижению инициативы в деятельности и жизнерадостности вообще. Важно учить уважительно относиться к установленному в группе порядку, проявлять стремление научить товарища тому, что умеет сам. Нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам. Вместе с этим необходимо отслеживать, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь.

А. В. Запорожец писал: "Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности".

На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: "Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

Проект по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста «Спешите делать добро»

Проект направлен на нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Проект расчитан на один учебный год, участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, п...

«Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста».

Цель:          Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране,  активизировать работу п...

Опыт работы авторского коллектива "Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста" на конкурс "Элита Российского образования"

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая опр...

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников старшего возраста. Царскосельская гостиная."

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.Сегодня...

Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста

Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим  народным играм. Особенностью  которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...