Использование ЛЕГО в процессе диагностики
консультация на тему

Воробьева Вера Владимировна

Дана краткая характеристика диагностическому инструментарию. Приведены методы оценивания и диагностические карты. Дан пример диагностирования с помощью графического диктанта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл диагностика Лего18.17 КБ
Файл dlya_publikatsii.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО в процессе диагностики

Диагностика усвоения в ДОУ дополнительной общеобразовательной программы «Лего-конструирование» включает в себя следующие блоки информации о результатах деятельности.

  • воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой;
  • методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
  • материально-техническое и финансовое состояние.

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения программы. В процессе мониторинга изучаются характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики.

Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждого периода обучения) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.

В диагностике нами используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто». 

Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным (относятся тесты, анкеты и опросники, проективные техники и психофизиологические методики. Их отличает целый ряд характеристик, таких как регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций, времени проведения и др.), обработки и интерпретации результатов, стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов и др.), надежность и валидностъ. При этом каждую из перечисленных четырех групп методик характеризуют определенное содержание, степень объективности, надежности и валидности, формы предъявления, способы обработки и т.д). методикам не требуется.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

На слайдах представлены диагностические карты первого года обучения и диагностическая карта второго года обучения.

Первый год обучения

ФИ

ре

бенка

Называет детали конструктора

Работает по схемам

Строит сложные постройки

Строит по творческому замыслу

Строит подгруппами

Строит по образцу

Строит по инструкции

Умение рассказать о постройке

Второй год обучения

ФИ

ре

бенка

Называет все детали конструкторов

Строит более сложные постройки

Строит по образцу или пошаговой схеме

Строит по инструкции

педагога

Строит по творческому замыслу

Работает в команде

Использует предметы заместители

Работа над проектами

Как пример для диагностирования можно использовать, так называемый, графический диктант. Выполняя который в результате получается тот или иной предмет, задуманный заранее педагогом и одновременно оценивается: знание названий деталей, цвета, ориентировка в пространстве

Графический диктант «Цветок»

Постройка выполняется вертикально снизу-вверх

1.        Возьмите плату, положите перед собой.

2.        По центру платы закрепить зеленый кирпичик 2х2

3.        На кирпичик, кирпичик зеленого цвета 2х2

4.        На кирпичик пластину зеленого цвета 2х4 с выносов влево на 2

5.        Следующий этап. Клювик зеленого цвета с выносом вправо.

6.        Кирпичик зеленого цвета 2х2

7.        Кирпичик зеленого цвета 2х2

8.        Следующий этап. По центру постройки закрепить желтый кирпичик 2х6

9.        Посередине желтого кирпичика закрепить красный кирпичик 2х2

10.         Справа от красного кирпичика закрепить желтый кирпичик 2х2

11.         Слева от красного кирпичика закрепить желтый кирпичик 2х2

12.         По центру получившейся постройки закрепить желтый кирпичик 2х6

13.         По середине желтого кирпичика закрепить желтый кирпичик 2х2

14.         Проверяем!

На экран выводится модель постройки. Детям дается возможность проверить себя, найти ошибку и исправить, если таковая есть.

Спасибо за внимание!

Используемая литература:

  1. Фешина Е.В. «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.
  2. Воробьева В.В. Личный архив фооматериалов.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий отчет экспериментальной площадки Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Солнышко»

Слайд 2

Использование ЛЕГО в процессе диагностики Подготовила: воспитатель высшей категории Воробьева Вера Владимировна

Слайд 3

БЛОКИ ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММОЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Слайд 4

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА

Слайд 5

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ФЕШИНА ЕКАТЕРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Слайд 6

Критерии оценивания

Слайд 7

Методы оценивания Наблюдение за детьми Изучение продуктов их деятельности (построек) Несложные эксперименты (отдельные поручения ребенку) Проведение дидактических игр Предложение небольших заданий Беседы Проекты

Слайд 8

Диагностическая карта первого года обучения ФИ ре бенка Называет детали конструктора Работает по схемам Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит подгруппами Строит по образцу Строит по инструкции Умение рассказать о постройке

Слайд 9

Диагностическая карта второго года обучения ФИ ре бенка Называет все детали конструкторов Строит более сложные постройки Строит по образцу или пошаговой схеме Строит по инструкции педагога Строит по творческому замыслу Работает в команде Использует предметы заместители Работа над проектами

Слайд 10

ЛЕГО Сюжетно-ролевые игры Персонажи для театрализации Дидактические игры и упражнения Использование свободной конструктивно-игровой деятельности в диагностических целях Диагностика индивидуальных особенностей ребенка в процессе конструктивно-игровой деятельности Диагностика межличностных отношений в коллективе Диагностика межличностных отношений в семье Диапазон возможностей использования (перспектива)

Слайд 11

Детали LEGO ПЛАТА КИРПИЧИК 2 х 4 КЛЮВИК КИРПИЧИК 2 х 2 ПЛАСТИНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы организации учебного процесса с использованием лего-технологий.

Конспект НОД по лего - конструированию. Тема: "Домик для друзей"...

«Использование ЛЕГО-технологии в образовательном процессе»

laquo;Использование ЛЕГО-технологии в образовательном процессе»...

Применение игр с конструктором ЛЕГО в процессе формирование связной речи детей

В статье описаны способы иры с конструктором ЛЕГО, которые дают возможность развивать связную речь ребёнка...

Использование Лего- технологии в образовательном процессе в ДОУ.

Мы живем в период изменений требований к системе образования.  Введение в дошкольное образование ФГОС требует использование новых педагогических развивающих технологий, которые должны предполагат...

Программа профессионального саморазвития педагога.«Формирование конструктивных умений у детей 5-6 лет в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики».

laquo;Формирование  конструктивных умений у детей 5-6 лет  в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики»....