Использование Лего- технологии в образовательном процессе в ДОУ.
статья

Мы живем в период изменений требований к системе образования.  Введение в дошкольное образование ФГОС требует использование новых педагогических развивающих технологий, которые должны предполагать чередование умственных и практических действий детей. Данную систему развития можно реализовать посредствам LEGO-конструкторов в образовательной среде.

          LEGO-конструирование является в настоящее время актуальным направлением развития сферы дошкольного образования и конкретно в нашем Белгородском регионе. Давно уже возникла потребность в профессиях технологической направленности. И именно через конструирование начинает закладываться и развиваться техническое мышление у детей. К тому же, знакомство с первыми простейшими механизмами, обучение навыкам конструирования является первым шагом в профессиональной ориентации дошкольников. 

            «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».

  В педагогике  ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Лего-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, воображения, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчет, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. Конструкторы «LEGO» воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки сборки, ремонта и разборки техники.

     ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Эффективность воспитательно-образовательной работы ДОУ, значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении. Использование ЛЕГО-технологии дает возможность родителям участвовать в совместных встречах с детьми на организованных досугах. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить  взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.

         МАДОУ «Солнышко»  в  2018- 2019  учебном  году     присвоен  статус   региональной  инновационной  площадки  по  теме6»  Развитие  конструктивной  и  исследовательской  деятельности  старших  дошкольников  в  условиях  учебно-  игрового  ЛЕГО -  центра» 

          Поэтому для решения актуальных проблем познавательного развития детей, в МАДОУ «Солнышко» открыт центр LEGO.  Центр LEGO  оборудован дорогостоящими конструкторами, (что ограничивает их широкое применение в домашних условиях), которыми могут воспользоваться дети на совершенно безвозмездной основе. LEGO-центр оснащен мобильной и удобной мебелью.  Игровые задания можно выполнять всем вместе или в группах, а также в маленьких подгруппах, по парам и индивидуально  Игровые занятия с детьми проводятся в любой последовательности в соответствии с выбранной тематикой, предварительно познакомив детей с игровым набором LEGO.  Каждое занятие мы постарались построить по методике естественного усвоения материала. Этапы «Соотнесение с реальным опытом» и «Создание модели», а также этапы «Совместное обсуждение» и «Совершенствование» можно завершить на одном из последующих занятий.

          На этапе соотнесения задания с уже накопленным детьми опытом короткие рассказы и беседы помогут выявить из памяти имеющиеся знания, готовя к новым впечатлениям.

          На этапе создания, детям предстоит заняться конструированием. Создать модель, изображающую, например, людей, места, предметы, что поможет запомнить новую информацию об этих конструкциях.

          На этапе совместного обсуждения у дошкольников есть возможность поразмышлять о сделанном и поделиться друг с другом новыми открытиями. Каждое игровое занятие приучает детей разыгрывать тот или иной сюжет.

         Новые задания на  этапе совершенствования строятся на усвоенных детьми на прежних этапах занятия. Такие дополнительные упражнения позволяют детям применить вновь приобретённые знания на практике.

          ЛЕГО - конструирование предполагает и современные методы подготовки детей к школе. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Занятия по ЛЕГО- конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Темы, «Животные»,  «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие.

         С помощью конструктора «LEGO» можно реализовать (в зависимости от того какая преследуется цель) все пять образовательных областей, определенных ФГОС дошкольного образования.     Одна из основных задач детского сада – развитие социальных и коммуникативных навыков дошкольников. Ведущим видом деятельности является игра. Именно в сюжетной игре ребенок не только внешне подражает действиям взрослых, но и, действуя в воображаемой ситуации, получает возможность для самореализации. Тематические наборы «LEGO DUPLO» - «Люди мира» и «Дочки – матери» позволяет вовлечь детей в такую традиционную игру, где участники воссоздают систему семейных отношений, примеряют на себя роли разных членов семьи, обыгрывают семейные конфликты, демонстрируют, как понимают смысл запретов и нормативных требований. Игровые действия с набором позволяют дать детям представления о людях разных рас, формируют чувство толерантности в межнациональных и межрасовых отношениях. Самые востребованные куклы из набора: у девочек – кукла со светлыми волосами, у мальчиков – папа с мобильным телефоном и собака. Набор создает прекрасные условия для развития речи детей и может использоваться во всех возрастных группах.             

          Набор «Построй свою историю» рекомендован для детей 6-7 лет. Он содержит более 1000 деталей, включая разнообразных персонажей, животных, аксессуары, традиционные детали, базовые кубики, строительные пластины для создания сцен действия. Отличительная особенность заключается в возможности в игровой форме познакомить ребенка с историей как с материальным явлением, своими глазами увидеть персонажей былых эпох, воссоздать мир прошлого. В отличие от готовых игрушек, набор предлагает ребенку самостоятельную сборку, прекрасно подходит для совместного творчества, дети, играя между собой и с взрослыми, получают навыки общения, свободной речи, коммуникаций.

          «LEGO» конструкторы используются не только в самостоятельной деятельности детей, но и в организованной образовательной деятельности.

     Так на занятиях по формированию элементарных математических представлений конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости через игры: «Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд» и др.

          На занятиях по познавательному развитию «LEGO» используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого он сделан, в этом случае детям предлагаются игры: «Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются», «Расскажи о свойствах предмета».

          Немаловажную роль «LEGO» конструкторы играют в речевом развитии дошкольников. С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право – лево», «сзади – спереди», «под – над» таким образом, формируется понимание пространственных отношений. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.

         Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

         Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
         Эффективное использование конструкторов «LEGO», в образовательном пространстве ДОУ, возможно лишь при грамотном руководстве педагога деятельностью детей. При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком индивидуально, при оценивании работы учитывал процесс совместной деятельности. Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность. Использование ЛЕГО-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

      Таким образом, использование LEGO-технологий в образовательном процессе представляет собой современную образовательную технологию, соответствующую принципам ФГОС ДО и развивающего образования.

     

 

 

             

 

            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы живем в период изменений требований к системе образования.  Введение в дошкольное образование ФГОС требует использование новых педагогических развивающих технологий, которые должны предполагать чередование умственных и практических действий детей. Данную систему развития можно реализовать посредствам LEGO-конструкторов в образовательной среде.

           LEGO-конструирование является в настоящее время актуальным направлением развития сферы дошкольного образования и конкретно в нашем Белгородском регионе. Давно уже возникла потребность в профессиях технологической направленности. И именно через конструирование начинает закладываться и развиваться техническое мышление у детей. К тому же, знакомство с первыми простейшими механизмами, обучение навыкам конструирования является первым шагом в профессиональной ориентации дошкольников.  

            «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».

  В педагогике  ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Лего-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, воображения, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчет, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. Конструкторы «LEGO» воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки сборки, ремонта и разборки техники.

     ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Эффективность воспитательно-образовательной работы ДОУ, значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении. Использование ЛЕГО-технологии дает возможность родителям участвовать в совместных встречах с детьми на организованных досугах. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить  взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.

        МАДОУ «Солнышко»  в  2018- 2019  учебном  году     присвоен  статус   региональной  инновационной  площадки  по  теме6»  Развитие  конструктивной  и  исследовательской  деятельности  старших  дошкольников  в  условиях  учебно-  игрового  ЛЕГО -  центра»  

          Поэтому для решения актуальных проблем познавательного развития детей, в МАДОУ «Солнышко» открыт центр LEGO.  Центр LEGO  оборудован дорогостоящими конструкторами, (что ограничивает их широкое применение в домашних условиях), которыми могут воспользоваться дети на совершенно безвозмездной основе. LEGO-центр оснащен мобильной и удобной мебелью.  Игровые задания можно выполнять всем вместе или в группах, а также в маленьких подгруппах, по парам и индивидуально  Игровые занятия с детьми проводятся в любой последовательности в соответствии с выбранной тематикой, предварительно познакомив детей с игровым набором LEGO.  Каждое занятие мы постарались построить по методике естественного усвоения материала. Этапы «Соотнесение с реальным опытом» и «Создание модели», а также этапы «Совместное обсуждение» и «Совершенствование» можно завершить на одном из последующих занятий.

           На этапе соотнесения задания с уже накопленным детьми опытом короткие рассказы и беседы помогут выявить из памяти имеющиеся знания, готовя к новым впечатлениям.

           На этапе создания, детям предстоит заняться конструированием. Создать модель, изображающую, например, людей, места, предметы, что поможет запомнить новую информацию об этих конструкциях.

          На этапе совместного обсуждения у дошкольников есть возможность поразмышлять о сделанном и поделиться друг с другом новыми открытиями. Каждое игровое занятие приучает детей разыгрывать тот или иной сюжет.

        Новые задания на  этапе совершенствования строятся на усвоенных детьми на прежних этапах занятия. Такие дополнительные упражнения позволяют детям применить вновь приобретённые знания на практике.

          ЛЕГО - конструирование предполагает и современные методы подготовки детей к школе. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Занятия по ЛЕГО- конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Темы, «Животные»,  «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие.

            С помощью конструктора «LEGO» можно реализовать (в зависимости от того какая преследуется цель) все пять образовательных областей, определенных ФГОС дошкольного образования.     Одна из основных задач детского сада – развитие социальных и коммуникативных навыков дошкольников. Ведущим видом деятельности является игра. Именно в сюжетной игре ребенок не только внешне подражает действиям взрослых, но и, действуя в воображаемой ситуации, получает возможность для самореализации. Тематические наборы «LEGO DUPLO» - «Люди мира» и «Дочки – матери» позволяет вовлечь детей в такую традиционную игру, где участники воссоздают систему семейных отношений, примеряют на себя роли разных членов семьи, обыгрывают семейные конфликты, демонстрируют, как понимают смысл запретов и нормативных требований. Игровые действия с набором позволяют дать детям представления о людях разных рас, формируют чувство толерантности в межнациональных и межрасовых отношениях. Самые востребованные куклы из набора: у девочек – кукла со светлыми волосами, у мальчиков – папа с мобильным телефоном и собака. Набор создает прекрасные условия для развития речи детей и может использоваться во всех возрастных группах.              

             Набор «Построй свою историю» рекомендован для детей 6-7 лет. Он содержит более 1000 деталей, включая разнообразных персонажей, животных, аксессуары, традиционные детали, базовые кубики, строительные пластины для создания сцен действия. Отличительная особенность заключается в возможности в игровой форме познакомить ребенка с историей как с материальным явлением, своими глазами увидеть персонажей былых эпох, воссоздать мир прошлого. В отличие от готовых игрушек, набор предлагает ребенку самостоятельную сборку, прекрасно подходит для совместного творчества, дети, играя между собой и с взрослыми, получают навыки общения, свободной речи, коммуникаций.

             «LEGO» конструкторы используются не только в самостоятельной деятельности детей, но и в организованной образовательной деятельности.

     Так на занятиях по формированию элементарных математических представлений конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости через игры: «Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд» и др.

             На занятиях по познавательному развитию «LEGO» используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого он сделан, в этом случае детям предлагаются игры: «Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются», «Расскажи о свойствах предмета».

             Немаловажную роль «LEGO» конструкторы играют в речевом развитии дошкольников. С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право – лево», «сзади – спереди», «под – над» таким образом, формируется понимание пространственных отношений. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.

             Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

             Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
            Эффективное использование конструкторов «LEGO», в образовательном пространстве ДОУ, возможно лишь при грамотном руководстве педагога деятельностью детей. При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком индивидуально, при оценивании работы учитывал процесс совместной деятельности. Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность. Использование ЛЕГО-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

      Таким образом, использование LEGO-технологий в образовательном процессе представляет собой современную образовательную технологию, соответствующую принципам ФГОС ДО и развивающего образования.

     

             

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса...

Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ»

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в реш...