Обучение грамоте детей 4 – 5 лет
статья (средняя группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья содержит материал посвященный срокам обучения грамоте, работе по звуковому анализу слов, обучению грамоте, знакомству с фонемами родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_detey_4_-_5_let.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте детей 4 – 5 лет

Когда можно и нужно начинать учить ребенка грамоте? На этот вопрос специалисты дают разноречивые ответы. Одни из них называют возраст 4-5 лет, другие (большинство) – 6-7 лет.

В 90-х годах 20 века американский психолог Омар Хаям Мур описал свою работу по обучению грамоте трехлетних детей. Работа Мура вызвала весьма разноречивые отклики специалистов. Одни из них заявляли: «Мы переоценивали трудность усвоения грамоты. Оказывается, это элементарный навык, который может складываться очень рано». Другие делали прямо противоположные выводы: «Мы недооценивали умственные возможности ребенка. Оказывается, они уже в три года настолько велики, что позволяют усвоить такую сложную вещь, как грамота». Где же истина? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, что такое грамота и какие цели мы ставим перед собой, обучая ей ребенка.

Какого человека мы можем назвать грамотным? Того, который умеет читать и писать? Того, который делает это без особых ошибок и затруднений? Или, наконец, того, кто обладает «чувством» родного языка, понимает его строение и законы и умеет пользоваться ими? Уровень овладения грамотой может быть разным. Если с нас достаточно, чтобы ребенок овладел навыком чтения, мы можем начинать обучение, скажем, в 3-4 года и достаточно быстро добиться успеха. Но все дело в том, что в области усвоения языка (так же, как и в области усвоения математики) от того, каким был старт, в значительной мере зависит все дальнейшее продвижение. С самого начала мы должны иметь в виду конечный вид «грамотности», к которому хотим подготовить ребенка. И если это грамотность в подлинном смысле слова, она должна уже в исходном пункте опираться на понимание законов построения слов, анализ отношений между звуками и буквами, т.е. на такие знания и умения, усвоить которые ребенку не так-то просто. Значит, в этом случае и начинать лучше не слишком рано, и сам процесс обучения становится более длительным. Зато он не только дает лучшие результаты в овладении грамотой, но и способствует общему умственному развитию ребенка.

Обучение грамоте, понимаемое как первая ступень ознакомления ребенка с законами родного языка, осуществляется при помощи особых методов, создание которых потребовало многолетних исследований большой группы специалистов – психологов и педагогов. Эти исследования, проводившиеся под  общим руководством профессора Д.Б. Эльконина, позволили установить и оптимальные сроки обучения. Возрастом, в котором его целесообразно начинать, как раз и оказался пятилетний возраст (хотя уже и в четыре года возможна некоторая подготовительная работа). Обучение в его полном объеме (кончая слитным чтением) длится около двух лет. Здесь мы попытаемся показать только некоторые основные принципы такого обучения грамоте.

С ребенком четырех лет мы советовали проводить работу по звуковому анализу слов – выделению на слух и произнесению отдельно тех звуков, из которых слово состоит. При этом может применяться и простейшая модель звукового состава слова, состоящая из одинаковых фишек, количество которых соответствует количеству звуков в слове. Эта работа и послужит исходным пунктом для обучения грамоте пятилетнего ребенка. Сразу же оговоримся, что предлагаемые нами формы обучения только подведут ребенка к овладению чтением, само же чтение останется делом будущего.

Итак, ребенок уже знает, что слово состоит из отдельных звуков. Теперь ему предстоит познакомиться с фонемами родного языка. Фонемы – это те устойчивые особенности звуков, по которым мы, слушая живую речь, отличаем один звук от другого и узнаем слова. Главная цель обучения ребенка пяти лет – познакомить его с тем, что слова состоят из разных звуков – гласных и согласных, что согласные бывают мягкими и твердыми, глухими и звонкими, а гласные – ударными и безударными. И конечно, научить его различать эти качества звуков, определять их в слове. Это уже не просто звуковой, а фонемный анализ. И обучение ему основано на наглядной пространственной модели слова.

Для построения модели служит схема – полоска, разбитая на клеточки по количеству звуков в слове – названии предмета, который изображен на расположенной над полоской картинке. Ребенок уже умеет заполнять схему одноцветными фишками, обозначающими отдельные звуки. Обратите его внимание на то, что звуки бывают гласные, которые «можно петь», и согласные, которые «петь нельзя». В слове «роза» поются звуки «о» и «а», а вот «р» и «з» - не пропоешь. Договоритесь, что гласные звуки будут обозначаться красными фишками, согласные – синими и зелеными. А вот чтобы узнать, когда нужна синяя, а когда зеленая фишка, надо научиться различать, в каких словах согласный звук звучит твердо, в каких – мягко.

Для того чтобы ребенок научился различать твердые и мягкие согласные, его нужно потренировать на простых словах, где один и тот же первый звук звучит то твердо, то мягко: «пол», «пес», «пули», «пила», «кот» и т.п.

Когда твердость и мягкость согласных освоены, следует переходить к играм с полной моделью слова. Таких игр можно придумать множество. Прежде всего это составление моделей слов (по картинкам) и «чтение» слов по моделям, составленным взрослым. Другая игра – указание (или убирание) по вашей просьбе фишки, которая в модели слова обозначает определенный звук. Дальше идут более творческие игры, где картинки уже не нужны. Это самостоятельно придумывание ребенком и выкладывание моделей слов с заданными фонемами. Придумывание по заданной модели всех слов, которые к ней подходят. Например, к модели, состоящей из трех фишек: синей, красной и синей, - могут быть подобраны слова «кот», «сом», «рак» и многие другие. Позднее возможны и задания на преобразование моделей путем замены в них одной фишки (печка-почка, здесь первая зеленая фишка заменяется синей).

По ходу всех этих упражнений следует постепенно усложнять используемый словесный материал: от односложных слов и слов, состоящих из двух открытых слогов типа «роза», переходить к словам, содержащим различные сочетания согласных и  гласных звуков (игла, волк, слон и т.п.). По мере овладения фонемным анализом слов вводится различие звонких и глухих согласных и противопоставление ударения. Звонкий согласный обозначается в модели слова розовым колпачком, присоединяемым сверху к соответствующей фишке (глухой остается без колпачка). Ударение обозначается черной птичкой, которая ставится над фишкой, соответствующей ударной гласной. Так должна выглядеть, например, модель слова «сабля». Различение звонких и глухих согласных достигается путем демонстрации ребенку изменения смысла слова в зависимости от этого признака (рот-род, рог- рок и др.). Для того чтобы ребенок научился правильно проставлять ударение, слово произносится с ударением на каждом гласном звуке и на слух определяется, какой вариант правилен.

На составлении полной модели фонемного состава слова при условии достаточного понимания всех ее элементов и успешного выполнения заданий, требующих придумывания соответствующих слов  и их изменения, можно и закончить подготовку  к обучению грамоте, оставив само усвоение чтения и письма на следующий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.

Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"

Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

Упражнения по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)

Картотека упражнений по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)...