"Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативности и самостоятельности"
материал на тему
Детский сад является первым институтом социализации ребенка и представляет мини-социум, который становится основой для построения его отношений с социальным окружением. Здесь важная роль принадлежит родителям и воспитателям, которые и открывают картину мира ребенку. От того, какую воспитатели и родители в домашних условиях и в дошкольном учреждении построят среду, чем ее наполнят, какие правила и модель поведения дадут ребенку, с какими социальными ролями познакомят как научат общаться с взрослыми, со сверстниками зависит реализация ребенка в обществе как уникальной индивидуальности личности. Социализация осуществляется в игре, в организуемом пространстве, где дети учатся сотрудничать, осваивают социальные навыки, а контакты по поводу игрушек – как поделить, с кем, и надо ли вообще позволяют приобрести первый ценный опыт социального общения со сверстниками. Играя, ребенок не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональные переживания, отношение к сюжету, осваивает их – все это развивает способность действовать в разных ситуациях общения, коммуникации.
Моделируя образовательную среду важно понимать: с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка и какой она окажется развивающей и воспитывающей, стимулирующей творчество, самостоятельность и инициативу или догматической, воспроизводящей ограничения – все зависит от ее содержания и целей, факторов, которые напрямую зависят от нас, педагогов. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps_kak_uslovie_razvitiya_kommunik.docx | 26.59 КБ |
rpps_kak_uslovie_razvitiya_kommunik.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд Детский сад является первым институтом социализации ребенка и представляет мини-социум, который становится основой для построения его отношений с социальным окружением. Здесь важная роль принадлежит родителям и воспитателям, которые и открывают картину мира ребенку. От того, какую воспитатели и родители в домашних условиях и в дошкольном учреждении построят среду, чем ее наполнят, какие правила и модель поведения дадут ребенку, с какими социальными ролями познакомят как научат общаться с взрослыми, со сверстниками зависит реализация ребенка в обществе как уникальной индивидуальности личности. Социализация осуществляется в игре, в организуемом пространстве, где дети учатся сотрудничать, осваивают социальные навыки, а контакты по поводу игрушек – как поделить, с кем, и надо ли вообще позволяют приобрести первый ценный опыт социального общения со сверстниками. Играя, ребенок не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональные переживания, отношение к сюжету, осваивает их – все это развивает способность действовать в разных ситуациях общения, коммуникации. Моделируя образовательную среду важно понимать: с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка и какой она окажется развивающей и воспитывающей, стимулирующей творчество, самостоятельность и инициативу или догматической, воспроизводящей ограничения – все зависит от ее содержания и целей, факторов, которые напрямую зависят от нас, педагогов. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. |
2слайд Предметно- пространственная развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним. Способствует развитию коммуникативности, социализации, самостоятельности, дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Развитие коммуникативности, самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. |
3слайд ППРС должна бытьСодержательно-насыщенной: Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм. Трансформируемой: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Вариативной и Доступной Безопасной: предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования |
4-5слайдПри построении предметно – пространственной среды мы в нашей группе руководствуемся принципами:
Всё игровое пространство мы поделили на игровые центры. Мы стараемся , чтобы все игровые центры были расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно, нескольким группами. В нашей группе предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение материалов и оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. |
6слайд. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка. Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать. Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д.Б.). Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться. |
Сл 7-8«Уголок природы» не только украшение группы, но и место саморазвития детей, именно в нем имеем возможность проводить наблюдения, опыты.Здесь же размещаютсяподелки из природного материала, выполненные детьми совместно с родителями. |
С9 -10 Центр театрализованных игр: наиболее любимый нашими детьми. В театрализованных играх дети раскрываются, становятся уверенными и активными. Вцентре есть ширмы, маски сказочных персонажей, разные виды театра (настольный, пальчиковый, перчаточный, ) Вместе с детьми мы готовим костюмы, атрибуты, декорации для представлений. |
С11 ПДД и ОБЖ Уголок безопасности дорожного движения интересен особенно мальчикам. Они могут выдвинуть стол-макет, построить городок на напольном коврике, и, играя, изучать правила дорожного движения. Также дети составляют рассказы, придумывают разные истории. |
С 12 Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей детей, содержат задания в решении которого являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. |
С13- 14 Уголок художественного творчества Это любимое место детей .Здесь находится материал для развития продуктивной деятельности : гуашь, мелки, картон, цветная бумага, трафареты, дидактические игры по ознакомлению детей с народными художественными промыслами «Гжель»,»Хохлома»,»Городец», игра «Волшебная пирамида». В свободное время дети с удовольствием играют и творят свои шедевры. |
С15 «Уголок развивающих игр своими руками» В нашей группе ведется работа с родителями,где они помогают дополнить материал в развивающую среду сделанный своими руками.Так например вы видите математический планшет. |
С16 Музыкальный центр «Весёлые нотки». Развивает у детей интерес к музыки, знакомит с музыкальными инструментами. В центре находятся детские музыкальные инструменты: металофон, бубен, ложки, трещетки, маракасы, колокольчики. Дети с удовольствием самостоятельно играют на инструментах, применяют их в сюжетах ролевых игр. |
С17-18 «Уголок литературы» В литературном уголке материалы расположены по принципу: «Тематической недели» «Читаем по программе», «Этот удивительный К.Чуковский»А.Барто,С.Михалков и др.. Дети судовольствием берут, читают и рассказывают о героях, тем самым поддерживают интерес к той или иной книге.В уголке выставляется материалы согласно тематической неделе в д\с. Здесь представлена "День космонавтики". |
С19 Уголок краеведения В уголке краеведения «Юные Самарцы» дети имеют возможность познакомиться с историей, культурой, традициями, обычаями своего народа, больше узнать о своем родном городе, крае, осознать своеместо в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся себя с историческим прошлым.В этом уголке находятся дид. игры "Узнай и назови памятники Самары","Сложи герб Самары"(пазлы),"Национальности Самарской области",раскраски нац. костюмов и др. |
С20-21 Центр активности Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации, реализации возможностей в будущем, они оказывают большое влияние на развитие личности ребенка, на развитие коммуникативных навыков. Дляэтих целей в нашей группе выделены места для центра сюжетно-ролевой игры «Мы играем», где мы можем увидеть"Магазин","Парикмахерская","Уголок для девочек" больница и др. |
С22 Уголок строительный Направляет внимание ребёнка на разные виды строительства, содействует приобретению конструкторских навыков, привлекает к трудовой деятельности, знакомит с профессиями, развивает самостоятельность и инициативность. Это любимый центр мальчиков. Он очень мобильный. Атрибуты к играм «Капитан», «Пожарные» «Я строитель», конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал находится в контейнерах |
С23 Таким образом, образовательная среда призвана помочь ребенку определить свое место в обществе, в котором он растет и реализовать ее во взаимодействии с социумом. В созданной среде ребенок развивает представления о себе как о личности: Какой я? Какими качествами обладаю? Как ко мне относятся окружающие? Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым? Необходимо создать такой микроклимат и пространство, где дети найдут индивидуальное местечко разместить свою коллекцию, материалы, продукты своей деятельности, уединиться один, или с другом организовать занятие по интересам, проявить себя в какой либо роли и показать свои лучшие качества, лишь тогда можно сказать что социализация ребенка пройдет успешно. Необходимо понять, что образовательная среда должна быть развивающей и способствовать развитию необходимых умений и навыков, а педагог, создавший ее, задавать направление социализации детям. |
Вывод: Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. |
Предварительный просмотр:
1 слайд Детский сад является первым институтом социализации ребенка и представляет мини-социум, который становится основой для построения его отношений с социальным окружением. Здесь важная роль принадлежит родителям и воспитателям, которые и открывают картину мира ребенку. От того, какую воспитатели и родители в домашних условиях и в дошкольном учреждении построят среду, чем ее наполнят, какие правила и модель поведения дадут ребенку, с какими социальными ролями познакомят как научат общаться с взрослыми, со сверстниками зависит реализация ребенка в обществе как уникальной индивидуальности личности. Социализация осуществляется в игре, в организуемом пространстве, где дети учатся сотрудничать, осваивают социальные навыки, а контакты по поводу игрушек – как поделить, с кем, и надо ли вообще позволяют приобрести первый ценный опыт социального общения со сверстниками. Играя, ребенок не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональные переживания, отношение к сюжету, осваивает их – все это развивает способность действовать в разных ситуациях общения, коммуникации. Моделируя образовательную среду важно понимать: с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка и какой она окажется развивающей и воспитывающей, стимулирующей творчество, самостоятельность и инициативу или догматической, воспроизводящей ограничения – все зависит от ее содержания и целей, факторов, которые напрямую зависят от нас, педагогов. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. |
2слайд Предметно- пространственная развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним. Способствует развитию коммуникативности, социализации, самостоятельности, дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Развитие коммуникативности, самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. |
3слайд ППРС должна бытьСодержательно-насыщенной: Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм. Трансформируемой: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Вариативной и Доступной Безопасной: предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования |
4-5слайдПри построении предметно – пространственной среды мы в нашей группе руководствуемся принципами:
Всё игровое пространство мы поделили на игровые центры. Мы стараемся , чтобы все игровые центры были расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно, нескольким группами. В нашей группе предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение материалов и оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. |
6слайд. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка. Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать. Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д.Б.). Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться. |
Сл 7-8«Уголок природы» не только украшение группы, но и место саморазвития детей, именно в нем имеем возможность проводить наблюдения, опыты.Здесь же размещаютсяподелки из природного материала, выполненные детьми совместно с родителями. |
С9 -10 Центр театрализованных игр: наиболее любимый нашими детьми. В театрализованных играх дети раскрываются, становятся уверенными и активными. Вцентре есть ширмы, маски сказочных персонажей, разные виды театра (настольный, пальчиковый, перчаточный, ) Вместе с детьми мы готовим костюмы, атрибуты, декорации для представлений. |
С11 ПДД и ОБЖ Уголок безопасности дорожного движения интересен особенно мальчикам. Они могут выдвинуть стол-макет, построить городок на напольном коврике, и, играя, изучать правила дорожного движения. Также дети составляют рассказы, придумывают разные истории. |
С 12 Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей детей, содержат задания в решении которого являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. |
С13- 14 Уголок художественного творчества Это любимое место детей .Здесь находится материал для развития продуктивной деятельности : гуашь, мелки, картон, цветная бумага, трафареты, дидактические игры по ознакомлению детей с народными художественными промыслами «Гжель»,»Хохлома»,»Городец», игра «Волшебная пирамида». В свободное время дети с удовольствием играют и творят свои шедевры. |
С15 «Уголок развивающих игр своими руками» В нашей группе ведется работа с родителями,где они помогают дополнить материал в развивающую среду сделанный своими руками.Так например вы видите математический планшет. |
С16 Музыкальный центр «Весёлые нотки». Развивает у детей интерес к музыки, знакомит с музыкальными инструментами. В центре находятся детские музыкальные инструменты: металофон, бубен, ложки, трещетки, маракасы, колокольчики. Дети с удовольствием самостоятельно играют на инструментах, применяют их в сюжетах ролевых игр. |
С17-18 «Уголок литературы» В литературном уголке материалы расположены по принципу: «Тематической недели» «Читаем по программе», «Этот удивительный К.Чуковский»А.Барто,С.Михалков и др.. Дети судовольствием берут, читают и рассказывают о героях, тем самым поддерживают интерес к той или иной книге.В уголке выставляется материалы согласно тематической неделе в д\с. Здесь представлена "День космонавтики". |
С19 Уголок краеведения В уголке краеведения «Юные Самарцы» дети имеют возможность познакомиться с историей, культурой, традициями, обычаями своего народа, больше узнать о своем родном городе, крае, осознать своеместо в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся себя с историческим прошлым.В этом уголке находятся дид. игры "Узнай и назови памятники Самары","Сложи герб Самары"(пазлы),"Национальности Самарской области",раскраски нац. костюмов и др. |
С20-21 Центр активности Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации, реализации возможностей в будущем, они оказывают большое влияние на развитие личности ребенка, на развитие коммуникативных навыков. Дляэтих целей в нашей группе выделены места для центра сюжетно-ролевой игры «Мы играем», где мы можем увидеть"Магазин","Парикмахерская","Уголок для девочек" больница и др. |
С22 Уголок строительный Направляет внимание ребёнка на разные виды строительства, содействует приобретению конструкторских навыков, привлекает к трудовой деятельности, знакомит с профессиями, развивает самостоятельность и инициативность. Это любимый центр мальчиков. Он очень мобильный. Атрибуты к играм «Капитан», «Пожарные» «Я строитель», конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал находится в контейнерах |
С23 Таким образом, образовательная среда призвана помочь ребенку определить свое место в обществе, в котором он растет и реализовать ее во взаимодействии с социумом. В созданной среде ребенок развивает представления о себе как о личности: Какой я? Какими качествами обладаю? Как ко мне относятся окружающие? Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым? Необходимо создать такой микроклимат и пространство, где дети найдут индивидуальное местечко разместить свою коллекцию, материалы, продукты своей деятельности, уединиться один, или с другом организовать занятие по интересам, проявить себя в какой либо роли и показать свои лучшие качества, лишь тогда можно сказать что социализация ребенка пройдет успешно. Необходимо понять, что образовательная среда должна быть развивающей и способствовать развитию необходимых умений и навыков, а педагог, создавший ее, задавать направление социализации детям. |
Вывод: Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...