"Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативности и самостоятельности"
материал на тему

  Детский сад является первым институтом социализации ребенка  и представляет мини-социум, который  становится основой для построения его отношений с социальным окружением.  Здесь важная роль принадлежит родителям и воспитателям, которые и открывают картину мира ребенку. От того, какую воспитатели и родители в домашних условиях и в дошкольном учреждении построят среду, чем ее наполнят, какие правила и модель поведения дадут ребенку, с какими социальными ролями познакомят как научат общаться с взрослыми, со сверстниками зависит реализация ребенка в обществе как уникальной индивидуальности личности. Социализация осуществляется в игре, в  организуемом  пространстве, где дети учатся сотрудничать, осваивают социальные навыки,  а контакты по поводу игрушек – как поделить, с кем, и надо ли вообще позволяют приобрести первый ценный опыт социального общения со сверстниками.  Играя, ребенок  не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональные переживания, отношение к сюжету, осваивает их – все это развивает способность действовать в разных ситуациях общения, коммуникации.

    Моделируя образовательную среду важно понимать: с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка и какой  она окажется развивающей и воспитывающей, стимулирующей творчество, самостоятельность и инициативу или догматической, воспроизводящей ограничения – все зависит от ее содержания и целей, факторов, которые напрямую зависят от нас, педагогов. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд     Детский сад является первым институтом социализации ребенка  и представляет мини-социум, который  становится основой для построения его отношений с социальным окружением.  Здесь важная роль принадлежит родителям и воспитателям, которые и открывают картину мира ребенку. От того, какую воспитатели и родители в домашних условиях и в дошкольном учреждении построят среду, чем ее наполнят, какие правила и модель поведения дадут ребенку, с какими социальными ролями познакомят как научат общаться с взрослыми, со сверстниками зависит реализация ребенка в обществе как уникальной индивидуальности личности. Социализация осуществляется в игре, в  организуемом  пространстве, где дети учатся сотрудничать, осваивают социальные навыки,  а контакты по поводу игрушек – как поделить, с кем, и надо ли вообще позволяют приобрести первый ценный опыт социального общения со сверстниками.  Играя, ребенок  не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональные переживания, отношение к сюжету, осваивает их – все это развивает способность действовать в разных ситуациях общения, коммуникации.

    Моделируя образовательную среду важно понимать: с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка и какой  она окажется развивающей и воспитывающей, стимулирующей творчество, самостоятельность и инициативу или догматической, воспроизводящей ограничения – все зависит от ее содержания и целей, факторов, которые напрямую зависят от нас, педагогов. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности.

 2слайд Предметно- пространственная развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним. Способствует развитию коммуникативности, социализации, самостоятельности,  дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Развитие коммуникативности,  самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

 3слайд ППРС должна бытьСодержательно-насыщенной: Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

                       Полифункциональной: возможность разнообразного                    

                        использования различных составляющих предметной среды,

                        например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.

                                       Трансформируемой: предполагает возможность          

                                        изменений предметно-пространственной среды в

                                        зависимости от образовательной ситуации, в том числе

                                        от меняющихся интересов и возможностей детей.

                        Вариативной и Доступной

Безопасной:  предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

4-5слайдПри построении предметно – пространственной

среды мы в нашей группе руководствуемся принципами:

  •  открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности,
  •  полифункциональности,  гендерного подхода.

Всё игровое пространство мы поделили на игровые центры.

 Мы стараемся , чтобы все игровые центры

были расположены так, чтобы дети имели возможность

свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно, нескольким группами. В нашей группе предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение материалов и оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

6слайд. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка.

Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д.Б.).

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

 Сл 7-8«Уголок природы» не только украшение группы, но и место саморазвития детей, именно в нем

имеем возможность проводить наблюдения, опыты.Здесь же размещаютсяподелки из природного материала, выполненные детьми совместно с  родителями.

С9 -10  Центр театрализованных игр: наиболее любимый нашими детьми. В театрализованных играх  дети раскрываются,  становятся уверенными и активными. Вцентре есть ширмы, маски сказочных персонажей, разные виды театра (настольный, пальчиковый, перчаточный, ) Вместе с детьми мы готовим костюмы, атрибуты, декорации для представлений.  

С11   ПДД и ОБЖ Уголок безопасности дорожного движения интересен особенно мальчикам. Они могут выдвинуть стол-макет, построить городок на напольном коврике, и, играя, изучать правила дорожного движения. Также дети составляют рассказы, придумывают разные истории.

С 12   Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей детей, содержат задания  в решении которого являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

С13-  14 Уголок художественного творчества Это любимое место детей .Здесь находится материал для развития продуктивной деятельности : гуашь, мелки, картон, цветная бумага, трафареты, дидактические игры по ознакомлению детей с народными художественными промыслами «Гжель»,»Хохлома»,»Городец», игра «Волшебная пирамида». В свободное время дети с удовольствием играют и творят свои шедевры.

С15 «Уголок развивающих игр своими руками» В нашей группе ведется работа с родителями,где они помогают дополнить материал в развивающую среду сделанный своими руками.Так например вы видите математический планшет.

С16 Музыкальный центр «Весёлые нотки». Развивает у детей интерес к музыки, знакомит с музыкальными инструментами. В центре находятся детские музыкальные инструменты: металофон, бубен, ложки, трещетки, маракасы, колокольчики. Дети с удовольствием  самостоятельно играют на инструментах, применяют их в сюжетах ролевых игр.

С17-18 «Уголок литературы» В литературном уголке  материалы расположены по принципу: «Тематической недели» «Читаем по программе», «Этот удивительный К.Чуковский»А.Барто,С.Михалков и др.. Дети судовольствием берут, читают и рассказывают о героях, тем самым поддерживают интерес к той или иной книге.В уголке выставляется материалы согласно тематической неделе в д\с. Здесь представлена "День космонавтики".

С19          Уголок краеведения В уголке краеведения «Юные Самарцы»   дети  имеют возможность   познакомиться с историей, культурой, традициями, обычаями своего народа, больше узнать о своем родном городе, крае, осознать своеместо в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся себя с историческим прошлым.В этом уголке находятся дид. игры "Узнай и назови памятники Самары","Сложи герб Самары"(пазлы),"Национальности Самарской области",раскраски нац. костюмов и др.

С20-21 Центр активности Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

Ролевые игры имеют важное  значение в социальной адаптации, реализации возможностей в будущем, они оказывают большое влияние на развитие личности ребенка, на развитие коммуникативных навыков. Дляэтих целей в нашей группе выделены места для центра сюжетно-ролевой игры «Мы играем», где мы можем увидеть"Магазин","Парикмахерская","Уголок для девочек" больница и др.

С22    Уголок строительный  Направляет внимание ребёнка на разные виды строительства, содействует приобретению конструкторских навыков, привлекает к трудовой деятельности, знакомит с профессиями, развивает самостоятельность и инициативность.

Это любимый центр мальчиков. Он очень мобильный. Атрибуты к играм «Капитан», «Пожарные» «Я строитель», конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал находится в контейнерах

С23                  Таким образом,    образовательная  среда призвана помочь ребенку определить свое место в обществе, в  котором он растет и реализовать ее во взаимодействии с социумом. В созданной среде ребенок развивает представления о себе как о личности:  Какой я? Какими качествами обладаю? Как ко мне относятся окружающие? Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым? Необходимо создать такой микроклимат и пространство, где дети найдут индивидуальное местечко разместить свою коллекцию, материалы,  продукты своей деятельности, уединиться один, или с другом организовать занятие по интересам, проявить себя в какой либо роли и показать свои лучшие качества, лишь тогда можно сказать что социализация ребенка пройдет успешно.  Необходимо понять, что образовательная среда должна быть  развивающей и  способствовать развитию необходимых умений и навыков, а педагог, создавший ее, задавать направление социализации детям.                                                                                                                      

 Вывод:   Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.



Предварительный просмотр:

1 слайд     Детский сад является первым институтом социализации ребенка  и представляет мини-социум, который  становится основой для построения его отношений с социальным окружением.  Здесь важная роль принадлежит родителям и воспитателям, которые и открывают картину мира ребенку. От того, какую воспитатели и родители в домашних условиях и в дошкольном учреждении построят среду, чем ее наполнят, какие правила и модель поведения дадут ребенку, с какими социальными ролями познакомят как научат общаться с взрослыми, со сверстниками зависит реализация ребенка в обществе как уникальной индивидуальности личности. Социализация осуществляется в игре, в  организуемом  пространстве, где дети учатся сотрудничать, осваивают социальные навыки,  а контакты по поводу игрушек – как поделить, с кем, и надо ли вообще позволяют приобрести первый ценный опыт социального общения со сверстниками.  Играя, ребенок  не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональные переживания, отношение к сюжету, осваивает их – все это развивает способность действовать в разных ситуациях общения, коммуникации.

    Моделируя образовательную среду важно понимать: с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка и какой  она окажется развивающей и воспитывающей, стимулирующей творчество, самостоятельность и инициативу или догматической, воспроизводящей ограничения – все зависит от ее содержания и целей, факторов, которые напрямую зависят от нас, педагогов. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности.

 2слайд Предметно- пространственная развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним. Способствует развитию коммуникативности, социализации, самостоятельности,  дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Развитие коммуникативности,  самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

 3слайд ППРС должна бытьСодержательно-насыщенной: Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

                       Полифункциональной: возможность разнообразного                    

                        использования различных составляющих предметной среды,

                        например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.

                                       Трансформируемой: предполагает возможность          

                                        изменений предметно-пространственной среды в

                                        зависимости от образовательной ситуации, в том числе

                                        от меняющихся интересов и возможностей детей.

                        Вариативной и Доступной

Безопасной:  предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

4-5слайдПри построении предметно – пространственной

среды мы в нашей группе руководствуемся принципами:

  •  открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности,
  •  полифункциональности,  гендерного подхода.

Всё игровое пространство мы поделили на игровые центры.

 Мы стараемся , чтобы все игровые центры

были расположены так, чтобы дети имели возможность

свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно, нескольким группами. В нашей группе предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение материалов и оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

6слайд. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка.

Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д.Б.).

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

 Сл 7-8«Уголок природы» не только украшение группы, но и место саморазвития детей, именно в нем

имеем возможность проводить наблюдения, опыты.Здесь же размещаютсяподелки из природного материала, выполненные детьми совместно с  родителями.

С9 -10  Центр театрализованных игр: наиболее любимый нашими детьми. В театрализованных играх  дети раскрываются,  становятся уверенными и активными. Вцентре есть ширмы, маски сказочных персонажей, разные виды театра (настольный, пальчиковый, перчаточный, ) Вместе с детьми мы готовим костюмы, атрибуты, декорации для представлений.  

С11   ПДД и ОБЖ Уголок безопасности дорожного движения интересен особенно мальчикам. Они могут выдвинуть стол-макет, построить городок на напольном коврике, и, играя, изучать правила дорожного движения. Также дети составляют рассказы, придумывают разные истории.

С 12   Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей детей, содержат задания  в решении которого являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

С13-  14 Уголок художественного творчества Это любимое место детей .Здесь находится материал для развития продуктивной деятельности : гуашь, мелки, картон, цветная бумага, трафареты, дидактические игры по ознакомлению детей с народными художественными промыслами «Гжель»,»Хохлома»,»Городец», игра «Волшебная пирамида». В свободное время дети с удовольствием играют и творят свои шедевры.

С15 «Уголок развивающих игр своими руками» В нашей группе ведется работа с родителями,где они помогают дополнить материал в развивающую среду сделанный своими руками.Так например вы видите математический планшет.

С16 Музыкальный центр «Весёлые нотки». Развивает у детей интерес к музыки, знакомит с музыкальными инструментами. В центре находятся детские музыкальные инструменты: металофон, бубен, ложки, трещетки, маракасы, колокольчики. Дети с удовольствием  самостоятельно играют на инструментах, применяют их в сюжетах ролевых игр.

С17-18 «Уголок литературы» В литературном уголке  материалы расположены по принципу: «Тематической недели» «Читаем по программе», «Этот удивительный К.Чуковский»А.Барто,С.Михалков и др.. Дети судовольствием берут, читают и рассказывают о героях, тем самым поддерживают интерес к той или иной книге.В уголке выставляется материалы согласно тематической неделе в д\с. Здесь представлена "День космонавтики".

С19          Уголок краеведения В уголке краеведения «Юные Самарцы»   дети  имеют возможность   познакомиться с историей, культурой, традициями, обычаями своего народа, больше узнать о своем родном городе, крае, осознать своеместо в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся себя с историческим прошлым.В этом уголке находятся дид. игры "Узнай и назови памятники Самары","Сложи герб Самары"(пазлы),"Национальности Самарской области",раскраски нац. костюмов и др.

С20-21 Центр активности Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

Ролевые игры имеют важное  значение в социальной адаптации, реализации возможностей в будущем, они оказывают большое влияние на развитие личности ребенка, на развитие коммуникативных навыков. Дляэтих целей в нашей группе выделены места для центра сюжетно-ролевой игры «Мы играем», где мы можем увидеть"Магазин","Парикмахерская","Уголок для девочек" больница и др.

С22    Уголок строительный  Направляет внимание ребёнка на разные виды строительства, содействует приобретению конструкторских навыков, привлекает к трудовой деятельности, знакомит с профессиями, развивает самостоятельность и инициативность.

Это любимый центр мальчиков. Он очень мобильный. Атрибуты к играм «Капитан», «Пожарные» «Я строитель», конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал находится в контейнерах

С23                  Таким образом,    образовательная  среда призвана помочь ребенку определить свое место в обществе, в  котором он растет и реализовать ее во взаимодействии с социумом. В созданной среде ребенок развивает представления о себе как о личности:  Какой я? Какими качествами обладаю? Как ко мне относятся окружающие? Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым? Необходимо создать такой микроклимат и пространство, где дети найдут индивидуальное местечко разместить свою коллекцию, материалы,  продукты своей деятельности, уединиться один, или с другом организовать занятие по интересам, проявить себя в какой либо роли и показать свои лучшие качества, лишь тогда можно сказать что социализация ребенка пройдет успешно.  Необходимо понять, что образовательная среда должна быть  развивающей и  способствовать развитию необходимых умений и навыков, а педагог, создавший ее, задавать направление социализации детям.                                                                                                                      

 Вывод:   Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...