развивающее занятие по формированию произвольного поведения
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кулигина Татьяна Владимировна

Занятие предназначено для работы с детьми 6 лет. В нем содержаться задания направленные на развития умения следовать инструкции, соблюдать условия задания, работать сообща.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающее занятие по формированию произвольного поведения (для детей 6 лет).

Цель: развитие произвольного поведения.

Ритуал приветствия. Все дети подходят к психологу, становятся в круг и берутся за руки.

Слова психолога. Сейчас мы все вместе произнесем заклинание, которое нам поможет переместиться в Сказочный лес.

Психолог произносит стих четко и не торопясь. Затем дети вместе с психологом повторяют его.

Кирибли-крабли-пекс

Отправляемся Сказочный лес.

Посмотрим друг другу в глаза

И скажем: «Здравствуйте, друзья!»

Слова психолога. Вот мы и в Лесу.1 мин.

Ежик сегодня в затруднении. Мудрый Филин дал ему задание нарисовать фигуры, но не просто на белом листе, а по точкам. Но он никогда раньше так не делал. Давайте откроем наши тетради и поможем Ежику разобраться с мудреной задачей.

Разминка. Цель – активизировать внимание , настроить на работу в группе.

Задание выполняется в рабочей тетради. Детям показывается лист третьего занятия с заданием № 1. Затем предлагается: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, психолог поправляет его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, психолог продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" психологом не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", психолог говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

        По окончании инструктирования дети берут простые карандаши. Психолог по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется. (4 мин.)

Упражнение №1. "Сороконожка".

Цель: Обучение взаимодействию, сплочение группы.

Инструкция:

Дети встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую "цепь", сохранить Сороконожку в целости.

Анализ  упражнения:

  • Кем легче было быть: головой или хвостом Сороконожки?
  • Что ты делал, чтобы Сороконожка осталась в целости?
  • Понравилось тебе быть сороконожкой? Чем? (7 мин.)

Упражнение №2. "Да - нет". (7 мин.)

Цель: Развитие произвольного поведения.

Инструкция:

Мы с вами будем играть в игру. Я кому-то из вас буду задавать вопросы, а вы - отвечать. Но договоримся так: вы не должны, не имеете права, не будете отвечать мне словами "да" и "нет". Например, если я спрашиваю: "У тебя есть игрушка?", тот, кому задается вопрос, не должен говорить: "Да", а должен ответить так: "У меня есть игрушка", т.е. без слова "да". Или, например, я спрашиваю: "Люди ходят по потолку?", а в ответе не должно быть: "Нет". Должно быть: "Люди по потолку не ходят". Итак, слова "да" и "нет" не говорить. Все поняли? Тогда начнем!

Анализ упражнения:

  • Легко было соблюдать условие?
  • Что делал, когда ошибался?

Упражнение № 3 "Инструкция". (8 мин)

Цель: Умение выслушать, выполнить и дать указание.

Инструкция:

Ведущий вызывает из группы одного желающего - водящего. Задача водящего - дать группе инструкцию, что детям надо сделать. Группа выполняет. Примеры инструкций: сделать два шага в сторону, сесть на пол, схватиться правой рукой за левое ухо и т.п.

Анализ упражнения:

  • Понравилось тебе быть водящим?
  • Если понравилось, то чем?
  • Легко было выполнять команды?

Рефлексия. Что нового вы узнали? Чему вы сегодня научились? Вам понравилось занятие? (1,5 мин.)

Ритуал прощания. Ну что ж, настала пора покинуть сказочный лес. Становитесь в круг, беритесь за руки.

Крибле-крабли-крекс

До свидания, Сказочный лес!

Вот мы и вернулись назад в школу. Давайте скажем друг другу «спасибо».

Дети встречаются друг с другом взглядом и говорят «спасибо».

Затем хором произносят «до свидания».  (1,5 мин.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования произвольности поведения у детей.

Консультация для педагогов "Проблемы формирования произвольности поведения у детей" поможет педагогам и родителям научить ребенка управлять своим поведением сознательно. В психологии такое умение назы...

Формы работы по преодолению проблем формирования произвольности поведения у детей.

Хочу поделиться опытом работы по преодолению проблем формирования произвольности поведения. Это очень важно для воспитателей, родителей и в первую очередь для самого ребенка.Напомню, что произвольност...

Родительское собрание «Формирование произвольного поведения в дошкольном детстве »

- организация взаимодействия детского сада и родителей;- повышение психологической компетенции родителей....

Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается новообразование старшего дошкольного возраста – возникновение произвольности поведения. Формирование произвольного поведения происходит при непосредственном взаимодейств...

Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений

Психологические предпосылки превращения индивида в личность заключается, прежде всего, в овладении своим поведением, в формировании внутренней саморегуляции деятельности.В связи с этим можно утверждат...