Обобщение опыта на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
материал (младшая, средняя группа) на тему

Развозжаева Елена Николаевна

Этот материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми 3-5 лет по сенсорному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.sensorika.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

 п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»

Приложение к протоколу № 2

Обобщение опыта

воспитателя 

Развозжаевой

Елены Николаевны

Стаж работы 31 год, I квалификационная категория

Тема:

«Сенсорное воспитание детей

 дошкольного возраста»

п. Тургеневский

2015 г.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Поэтому я решила обобщить свой опыт на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Свою работу я  начала со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) . В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному. С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание- целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия… » Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. 

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

    Проведя диагностику в начале учебного года, опираясь на раздел «Сенсорное воспитание»          примерной основной программы  «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, мною были получены следующие результаты: лишь у 12% детей- высокий уровень, у 45% - средний и у 43% - низкий.

   Сделала вывод  о недостаточной сформированности сенсорной культуры у детей.

    В результате проведённого исследования, возникла необходимость в разработке и  реализации     системы работы, направленной на повышение сенсорной культуры у детей дошкольного возраста.

Цель: Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через дидактические игры.

Задачи:

  • создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей .
  • формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
  • воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

По результатам проведенной диагностики мною был составлен план работы  воспитательно - образовательного процесса.

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование .

В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки.

Выполнение первых двух задач основывалось на следующей идее: сенсорное воспитание дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования «жизненной обстановки» в целом – помещений детского сада и его территории.

Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:

  • разработки программы кружка «Калейдоскоп»;
  • составления перспективного плана по сенсорному развитию;
  • создание центра сенсорного развития в группе;
  • игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
  • фронтальные и подгрупповые ОД;
  • развлечения;
  • сенсорный маршрут на участке детского сада;

 

В группе создан центр сенсорного развития. Этот центр предназначен:

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации психических процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.

Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием  «Разноцветная мозаика». Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается  найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.

Следующий раздел центра – «Кладовая природы». Для развития всех органов  чувств.  Здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.

С помощью упражнений в центре сенсорики я помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детей учу замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Назначение сенсорного уголка в группе  –  развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Оформление сенсорного уголка для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в сенсорном уголке не регламентируется.

Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение  предметного мира и свойства  предметов, которые окружают дошкольников.

Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Так же проводится цикл ОД «Предметы вокруг нас» и «Наши помощники».

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. В этом помогает сенсорный маршрут на участке детского сада. Сенсорный маршрут на участке детского сада небольшой, используется в основном в летнее время. Проходя по сенсорному маршруту на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование и сенсорные модули. Воспитанники идут по дорожке здоровья босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия.

Весной я провела итоговую диагностику. Результаты были таковы: 34 % - высокий уровень, 57% - средний уровень и 9% - низкий уровень. Эти результаты говорят о том, что работа дала свои положительные результаты.

На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги.

  • дети научились определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы.
  • у детей сформировалось умение сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве        значимого признака, определяющего действия.
  • дети самостоятельно определяют количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливают соответствие(на 3-4 предметах)

Я и в дальнейшем буду продолжать данную работу. Ведь сенсорное воспитание продолжается в течение всего дошкольного детства.

Литература:

1. Примерная основная программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014г.

2. «Воспитание и обучение во второй  младшей группе детского сада»- С.Н. Теплюк, 2007г.

3. «Воспитание и обучение в средней группе детского сада»- С.Н. Теплюк, 2007г.

4. «Развитие игровой деятельности: вторая младшая группа»  Н. Ф. Губанова, 2014 г.

5. «Развитие игровой деятельности: средняя группа»  Н. Ф. Губанова, 2014 г.

6. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ 1988.

7. Интернет ресурсы:

http://planetadetstva.net/

http://50ds.ru/

http://www.maam.ru/obrazovanie/razvivayushhie-igry

http://dohcolonoc.ru/

http://nsportal.ru/detskiy-sad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов о...

Обобщение опытом на тему : "Национальное воспитание"

Обобщение опытом на тему: " Национальное воспитание"  на кустовом методическом объединение воспитателей по обучению детей татарскому языку ....

Обобщение опыта по теме: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Теоретическое обоснование необходимости сенсорноготразвития дошкольников на основе трудов Н.М. Щелованова, М.Монтессори,А.П.Усовой,Н.Н.Поддьяковым и др.Анализ программ и технологий,применяемых в работ...

Обобщение опыта на тему: "Сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"

"Сенсорное  развитие детей младшего дошкольного возраста"  опыт работы...

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"...

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру"

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...

Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

В данной статье автор делится практическим опытом работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, организацией работы с семьей....