План воспитателя по самообразованию
олимпиадные задания (средняя группа) на тему

Зимина Людмила Александровна

План воспитателя по самообразованию "

«Формирование нравственной самооценки дошкольников в процессе воспитания этической культуры в контексте ФГОС ДО»

"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._igra_kak_nravstvennoe_vospitanie.docx40.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Веневский центр образования №1»

(детский сад комбинированного вида №5)

Педагогический проект

«Воспитание нравственных

 качеств дошкольника в игре»

                                                                       

                                                                   Воспитатель:

Зимина Людмила Александровна

                                           

Период формирования проекта: 2015 – 2016г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Опыт работ………………………………………………………………………..4

Заключение…………………………………………………………… …………13

Литература……………………………………………………………………… 14

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

  Малыши  играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые,  создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные  качества у ребенка. Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость, безразличие.

       Таким образом, ребенок, воспитанный в любви и заботе  взрослых, тем не менее, не имеет достаточных  представлений, чтобы проявить  такие нравственные качества, как доброжелательность, заботу, внимание, сопереживание. Вина его равнодушия, нежелания считаться с мнением или действием других, неумения выразить  доброту, сопереживание, заботу ложится на нас, взрослых. Это мы, родители и педагоги, не сумели достучаться до сердца ребёнка и заронить в нём доброту и любовь. Наша вина в том, что роль игры в нравственном развитии не осознается в должной мере. Не всегда соблюдаются и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Не понимая педагогического значения детской игры, взрослые не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения людей, знания, приобретаемый опыт поведения. Путем игры можно воспитать черствого, равнодушного человека, а можно - прекрасного, нужного обществу.

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.

Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности и  развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджериц-кой, И.И. Фришман, Г.1Т. Черного, С.А. Шмакова и многих других.

Таким образом, мнения многих авторов и актуальность проблемы  побудили  меня к поиску игр,  которые  будут способствовать нравственному развитию, и при каких условиях формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее.

Работая с детьми дошкольного возраста,  я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Моя работа направлена на решение трёх основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяю, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам.

Определила цель и задачи работы.

Цель  – создать  условия для формирования в детях доброты, заботы, отзывчивости, стремления оказать помощь, культуры поведения,  через игру.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:

- правильная организация и руководство игрой

- правильно сформулированная мотивация

- многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность.

- учет индивидуальных особенностей  ребенка, его интересов.

Данная цель требовала решения следующих задач:

1. Изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме.

2. Классифицировать игры для воспитания нравственных качеств и подготовить их обеспечение.

3. Создание игровой среды в группе  и  условий эффективности влияния игры на нравственное воспитание  детей.

4.Проведение диагностики  по воспитанию нравственных качеств.

5.Повысить компетентность родителей в вопросе нравственного воспитания детей.

6. Повысить личную компетентность в данном вопросе.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:

1.Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.

2. Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.

3.Общение и совместная деятельность с воспитателем- как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия.

4.Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).

5.Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.

6.Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных.

7.Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье).

8.Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:     

       1.«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников. Это помогло мне определить и поставить  нравственные цели и задачи в игровой деятельности).

      2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).

      3.«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления).

       4.«Младший дошкольник в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).

      6.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф. Островская (применила примеры  педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье).

     7.«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).

       Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников  такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.

         Работу по воспитанию нравственных качеств у младших дошкольников начала во второй  младшей группе. В начале года провела  диагностику  

Таблица 1

Оценка осознания детьми нравственных норм

во второй младшей группе 2014 г.

Критерий

Начало учебного   года

Высокий

5-18%

Средний

          14-52%

Низкий

8-30%

 

 Диагностика показала: освоение нравственных качеств у дошкольников в основном на среднем и  низком уровне, что позволило наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставить возможность работать с опорой на знания индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка.

 Нравственное воспитание осуществляла через совместную, самостоятельную, непосредственно-образовательную деятельность детей.      Детей  включала в разнообразные виды игровой деятельности: сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры со строительным материалом, подвижные игры, дидактические игры.

   Использовала игровые ситуации, которые  способствуют воспитанию культуры поведения, ласковой, нежной речи, положительному общению друг с другом. Для того чтобы дети закрепили представления « хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников использовала игру: «Добрые превращения». Для закрепления умения определять положительные и отрицательные поступки,  познакомила детей с « Хор – Плошей. «Хор – Плоша» - это выдуманная игрушка, которая наблюдает за поступками детей. Рассказала детям о том, что этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая - зло, если ребенок совершает хорошие поступки, «Хор-Плоша» становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью  этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший.

      Богатые возможности в воспитании доброжелательных отношений,  дают сюжетные игры. Сюжеты создавала  с помощью игровых персонажей. Чтобы вызвать желание помочь тем, кому требуется помощь, создаю проблемную ситуацию (Мишка с Зайчиком шли в гости к Белочке и рассыпали все пуговицы, которые нужны ей для платья. Что же им делать?)        В конце игры вместе с игрушечными персонажами обращаем внимание на заботливое и доброе отношение к игрушкам, тем самым воспитывая такие нравственные качества как: отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение к сверстникам и близким людям.

Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Организуя дидактическую игру «Найди друзей» применила мотивацию к игровой деятельности создала проблемную ситуацию: рассказала детям о том, что животные из разных местностей обитания собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей, спросила у детей: « Что нужно сделать для того, чтобы друзья нашлись?». Выслушав ответы детей, вместе с ними решили помочь зверушкам найти друг друга. После проведения игры использовала « Чудо - дерево», которое дети очень полюбили, прикрепляя листочки, дети рассказывали о положительных моментах в игре (Стася помогла Мире найти рыбку, помогли животным найти друг друга, играли дружно). Организация таких игр помогала мне воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Широко применяла в своей работе по воспитанию чувства коллективизма,  доброжелательных и заботливых отношений друг к другу малоподвижные игры, в которых раскрываются нравственные качества ребенка. ( Например: в день рождения каждого ребенка провожу игру   «Подарок», дети образуют круг – в середину встает именинник, остальные дети – поздравляющие. Каждый из детей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить. Затем для дальнейшего развития игры, делаем реальные подарки, которые придумывают дети.

       Такие игры воспитывают культуру поведения дошкольника, вызывают желание доставлять радость другим, умение заботится о сверстниках. Очень приятно слышать, когда от детей, без подсказки взрослого, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие ростки нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.

         Для определения уровня нравственных представлений и освоения норм поведения  у детей  на конец учебного года провела диагностику.

Таблица 2

Оценка осознания детьми нравственных норм

во второй младшей группе 2015 г.

Критерий

Конец учебного года

Высокий

 7-26%

Средний

           16-59%

Низкий

 4-15%

 

 Работа по освоению нравственных качеств у дошкольников была положительной. У детей появилось желание помочь, успокоить, утешить, сказать ласковые слова сверстникам, близким людям, игровым персонажам.

В работе с детьми среднего возраста я использовала  коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры:

- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»).

- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»)

- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.).

Однако особое влияние на игру всё-таки оказывали  знания, приобретённые на занятиях. При ознакомлении с трудом взрослых предпочтение отдавали экскурсиям. Детям не только показывала действия, которые люди выполняют, но и объясняла значимость их труда для окружающих. Обращала внимание на личные качества человека-труженика. Например, объясняла, что продавец – вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь, советует; когда знакомлю с трудом врача, подчёркиваю, что он заботливый, и в дождь и в холодную погоду приходит к заболевшим детям.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, я заметила, что каждый играл со своей игрушкой, для совместной игры ребята не объединялись, некоторые из них вообще не играли, а только наблюдали. Часто возникали конфликты из-за игрушек: многим хотелось, например, поиграть с маленькими мишками или большим самосвалом. Я решила объединить детей в совместную игру, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для этого я использовала различные приёмы. Например, Яромир возит грузовую машину, а Миша начал что-то строить, беря детали со стеллажа. Предлагаю Яромиру подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключаю к нему Кирилла. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обращала внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинали что-то строить, они уже объединялись.

Руководя играми, уделяла внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту я включалась в игру, разбирала конфликты.

На конец учебного года получила результаты диагностики:

Таблица 3

                               Оценка осознания детьми нравственных норм

в средней группе  2011г.

Критерий

Конец учебного  года

Высокий

10-37%

Средний

           15-56%

Низкий

             2-7%

 

По результатам диагностики благополучными во взаимоотношениях со сверстниками  являются лишь несколько детей, все остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений. Анализируя полученные данные стоит отметить, что способность вступать легко в контакт со взрослым проявили всего лишь 37% из всех детей, 56% общаются  со взрослыми, но не очень активно, а   7% не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Поэтому главной целью в работе с детьми старшего дошкольного возраста стало: помочь им перебороть стеснение, а также сформировать у них положительные взаимоотношения со сверстниками.

В дальнейшем планирую продолжить данную  работу  в старшей группе.

На 2016-2018 учебный год поставила более сложные задачи:

1.Воспитание любви к своему городу, Родине.

2.Воспитание уважения к профессиям человека.

3.Воспитание уважения к старшим, семье, родителям.

2013год

-  «Дискуссия о нравственности»

-    Проект по  духовно-нравственному воспитанию «Хлеб всему голова»

Данный опыт работы был представлен на методическом объединении воспитателей, на уровне города:

 2013г.

-Открытое мероприятие «Поговорим о дружбе» по теме методического дня «Духовно-нравственное воспитание»

Опубликовала в электронной сети работников образования учебно-методический материал  «Конспект интегрированного занятия о здоровье»

- являюсь   дипломантом 3степени Всероссийского конкурса ЭВРИКА  «Лучшее занятие НОД»

  В дальнейшем планирую продолжить данную  работу  в подготовительной группе.

На 2015-2018 учебный год поставила более сложные задачи:

1.Воспитание любви к своему городу, Родине.

2.Воспитание уважения к профессиям человека.

3.Воспитание уважения к старшим, семье, родителям.

Заключение

      Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.
     Нравственное воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью формирования у них нравственных качеств: культуры поведения, гуманных отношений (доброжелательность, отзывчивость, забота), стремления оказать помощь, соответствующих требованиям общественной морали.

      Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

       Данный вид деятельности благополучно сказывается  на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось  то, что игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Список использованной литературы

1.Карпова С.Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное  воспитание дошкольников./С.Н.Карпова  Л.Г.Лысюк- М.: Изд-во МГУ, 1986

2.Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание/  И.Ф Свадковский  -    

 М.: Изд-во Москва, 1972

3.Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Весёлый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребёнка, сюжетно-ролевые игры./ Н.А. Купина,   Н.Е  Богуславская - М.: Изд-во Просвещение, 1992

4.Курочкина И.В. О культуре поведения и этике./ И.В. Курочкина -2003. №1 « Дошкольное воспитание»

5.Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. –/ И.В.  Курочкина- М.: Изд-во  Владос, 2003.

.

6.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.:  Изд-во Москва ,2004.

7.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада./ С.В.Петерина – М.: Изд-во МГУ  1987.

8.Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова-   М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

9.Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

10.Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. – М.: Изд-во  Просвещение, 2003.

11.Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника ./ Е.В. Субботский                М.: Изд-во Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Годовой план работы воспитателя  по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...

Индивидуальный план воспитателя по самообразованию на 5 лет 2017-2022 г.г.

Раскрыт план работы по самообразованию на межаттестационный период 2017-2022 г.г....

План воспитателя по самообразованию

Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию творческих способностей детей....

План воспитателя по самообразованию 2019-2020 уч. год

Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.Цель:Изучить особенности формирования первичных экономических пр...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....

Индивидуальный план воспитателя по самообразованию.

Индивидуальный план воспитателя по самообразованию на 2019-2020г....