Главные вкладки

    План воспитателя по самообразованию 2019-2020 уч. год
    методическая разработка

    Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.

    Цель:

    Изучить особенности формирования первичных экономических представлений о финансовой грамотности, организации материальной стороны окружающего пространства в младшем дошкольном возрасте.

    Задачи:

    1. Подобрать методическую литературу по данной теме. 
    2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
    3. Определить направления работы в режимных моментах по формированию финансово - грамотного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ и в семье.
    4. Положить начало формированию финансово-экономического мышления;
    5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей младшего дошкольного возраста.

    Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования

         Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям и педагогам в решении этой воспитательной задачи.

    Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

    Перспективный план работы по самообразованию

    Период

    Работа с детьми в режимных моментах

    Работа с родителями

    Сентябрь

    Изучение методической литературы.

    Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.

     

    Разработать анкету «Финансовая грамотность».

    Провести анкетирование

    Октябрь

    Дидактическая игра «Заветные желания», Чтение художественной литературы о труде.

     «Кошкин дом»; «Ох и Ах идут в поход». «Уроки тетушки Совы», 2 серия «Ценные вещи»;

    «Этическая беседа о бережливости вещей»

    Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

    Ноябрь

    Видео урок «Уроки тетушки Совы», 7 серия «Потребности и возможности»;

    Выставка рисунков «Кем я буду»,

    ЧХЛ К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

    Этическая беседа о труде.

    Консультация «Формируйте у детей разумные потребности»

    Декабрь

    Отгадывание загадок о профессиях. ЧХЛ: русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», «Кому что нужно?».

    Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

    Январь

    С/р «Магазин»

    «Уроки тетушки Совы»: 1 серия «Что такое деньги?»; ЧХЛ «Петушок и бобовое зернышко». Этическая беседа «Чужие деньги».

    Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

    Февраль

    Детская мастерская «Изготовление подарков для папы».

    «Уроки тетушки Совы», 6 серия «Работа и зарплата»;

    ЧХЛ В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;

    С. В. Михалков «А что у вас?».

    Пословицы и поговорки о бережливости.

    Картотека пословиц и поговорок о бережливости.

    Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

    Март

    ЧХЛ: Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»

    Виртуальная экскурсия в банк. Работники банка.

    «Уроки тетушки Совы», 10 серия «О банке».

     

    Встреча с интересными людьми «Моя мама работает в банке или в магазине».

    Апрель

    Дидактическая игра «Доход-расход», «Семейный бюджет», «Магазин».

    ЧХЛ Ш. Перро «Кот в сапогах».

    Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет».

    Май

    «Уроки тетушки Совы»: 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»; Викторина по теме «Финансовая грамотность».

    Буклет «Экономический словарь»

             Литература по теме самообразования


    1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
    2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

    3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

    4. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

    5. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

    6. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

    7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

    8. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

    9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

    10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

     

    Приложение 1

    Анкета для родителей

    «Мой ребенок и финансовая грамотность»

    (Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

    1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

    - Да

    - Нет.

    2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

    - Да.

    - Нет.

    3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

    - Положительно.

    - Отрицательно.

    4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

    - Да.

    - Нет.

    5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

    - Да.

    - Нет.

    6. Как ребенок относится к труду?

    - Охотно принимается за дело.

    -Неохотно принимается за дело.

    7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

    - Да.

    - Нет.

    8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

    покупок?

    - Да.

    - Нет.

    9. Знают ли дети профессии родителей?

    - Да.

    - Нет.

    10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

    - Да.

    - Нет.

    11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

    - Да.

    - Нет.

    Спасибо!

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2019-2020.docx20.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»

    План по самообразованию

    на 2019-2020 учебный год

    воспитателя

    Федькушовой Надежды Вячеславовны

    Архангельск

    2019

    Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.

    Цель:

    Изучить особенности формирования первичных экономических представлений о финансовой грамотности, организации материальной стороны окружающего пространства в младшем дошкольном возрасте.

    Задачи:

    1. Подобрать методическую литературу по данной теме. 
    2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
    3. Определить направления работы в режимных моментах по формированию финансово - грамотного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ и в семье.
    4. Положить начало формированию финансово-экономического мышления;
    5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей младшего дошкольного возраста.

    Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования

         Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям и педагогам в решении этой воспитательной задачи.

    Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

    Перспективный план работы по самообразованию

    Период

    Работа с детьми в режимных моментах

    Работа с родителями

    Сентябрь

    Изучение методической литературы.

    Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.

    Разработать анкету «Финансовая грамотность».

    Провести анкетирование

    Октябрь

    Дидактическая игра «Заветные желания», Чтение художественной литературы о труде.

     «Кошкин дом»; «Ох и Ах идут в поход». «Уроки тетушки Совы», 2 серия «Ценные вещи»;

    «Этическая беседа о бережливости вещей»

    Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

    Ноябрь

    Видео урок «Уроки тетушки Совы», 7 серия «Потребности и возможности»;

    Выставка рисунков «Кем я буду»,

    ЧХЛ К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

    Этическая беседа о труде.

    Консультация «Формируйте у детей разумные потребности»

    Декабрь

    Отгадывание загадок о профессиях. ЧХЛ: русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», «Кому что нужно?».

    Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

    Январь

    С/р «Магазин»

    «Уроки тетушки Совы»: 1 серия «Что такое деньги?»; ЧХЛ «Петушок и бобовое зернышко». Этическая беседа «Чужие деньги».

    Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

    Февраль

    Детская мастерская «Изготовление подарков для папы».

    «Уроки тетушки Совы», 6 серия «Работа и зарплата»;

    ЧХЛ В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;

    С. В. Михалков «А что у вас?».

    Пословицы и поговорки о бережливости.

    Картотека пословиц и поговорок о бережливости.

    Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

    Март

    ЧХЛ: Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»

    Виртуальная экскурсия в банк. Работники банка.

    «Уроки тетушки Совы», 10 серия «О банке».

    Встреча с интересными людьми «Моя мама работает в банке или в магазине».

    Апрель

    Дидактическая игра «Доход-расход», «Семейный бюджет», «Магазин».

    ЧХЛ Ш. Перро «Кот в сапогах».

    Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет».

    Май

    «Уроки тетушки Совы»: 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»; Викторина по теме «Финансовая грамотность».

    Буклет «Экономический словарь»

            Литература по теме самообразования


    1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
    2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

    3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

    4. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

    5. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

    6. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

    7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

    8. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

    9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

    10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

    Приложение 1

    Анкета для родителей

    «Мой ребенок и финансовая грамота»

    (Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

    1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

    - Да

    - Нет.

    2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

    - Да.

    - Нет.

    3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

    - Положительно.

    - Отрицательно.

    4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

    - Да.

    - Нет.

    5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

    - Да.

    - Нет.

    6. Как ребенок относится к труду?

    - Охотно принимается за дело.

    -Неохотно принимается за дело.

    7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

    - Да.

    - Нет.

    8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

    покупок?

    - Да.

    - Нет.

    9. Знают ли дети профессии родителей?

    - Да.

    - Нет.

    10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

    - Да.

    - Нет.

    11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

    - Да.

    - Нет.

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по самообразованию 2019-2020 уч.год

    Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре посредством ознакомления с художес...

    План по самообразованию 2019-2020 уч.г.

    Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности»....

    План самообразования 2019-2020 Воспитателя группы №3 «Теремок» Усовой М.В.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка»      План самообразования2019-2020Воспитателя группы №3 «Теремок...

    Индивидуальный план работы по самообразованию 2019 - 2020 г.

    Индивидуальный план работы по самообразованию....

    Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-2020 г.

    Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-2020 г....

    План работы по самообразованию 2019-2020 уч.г.

    Данный материал содержит план работы по самообразованию и отчет о проделанной работе за год....