«Использование технологических карт при внедрении ЛЕГО в воспитательно-образовательный процесс с дошкольниками»
статья на тему

Общее определение технологической карты – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. В образовательной практике обязательно указываются также цели, задачи и предполагаемый результат.

Использование технологической карты поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время и решить многие другие задачи. А это, безусловно, благоприятно сказывается на качестве образовательного процесса и его результативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

         В век глобальной компьютеризации лидирующие позиции занимают такие специальности как инженеры, конструкторы, архитекторы, проектировщики, физики, острая нехватка которых наблюдается уже сейчас.

Это убеждает нас в необходимости уже в дошкольном детстве формировать у детей конструктивно-технические способности. Под конструктивно-техническими способностями понимают способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, с изготовлением технических устройств, к техническому изобретательству. Эти умения имеют важное значение в развитии образного мышления, пространственного воображения, умения представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме. Эффективным инструментом в решении этой  проблемы является использование детского технического конструирования, которое позволяет реализовать почти все принципы, предъявленные ФГОС дошкольного образования к организации дошкольного образования.

В МБДОУ «ЦРР-детский сад №22 «Алсу» созданы необходимые условия. 

В  рамках работы  республиканской экспериментальной площадки по внедрению ФГОС ДО  от МО и Н РТ были получены 106 Lego наборов, включая  модули управления, программное обеспечение, систему хранения, учебные задания. Их  доставило ООО «Комплект-сервис» по гос. контракту.

В комплект входят наборы «Дочки-матери», «Люди мира», «Городские жители», «Общественный и муниципальный транспорт», «Работники муниципальных служб», «Городская жизнь», «Город», «Дикие животные», «Большая ферма», «Службы спасения», «Моя первая история», «Кафе», «Детская площадка», «Декорации», «Строительные машины», «Космос и аэропорт», «Общественный и муниципальный транспорт», «Построй свою историю», «Сказочные исторические персонажи».

Набор мягких кубиков,  гигантский набор, строительные кирпичики и платы, набор дверей, окон и черепицы, колес.

Наборы: «Мои первые конструкции», «Мои первые механизмы», набор с трубками, строительные кирпичики. Имеется программное обеспечение к  наборам:  «Сказочные и  исторические персонажи», «Первые механизмы».

К программному обеспечению есть учебные задания, лицензионное соглашение, ресурсные наборы. Программное обеспечение  устроено на персональных компьютерах RAYbok Bi149.  Весь материал хранится в двух шкафах в Лего-кабинете, по четыре набора  розданы  в группы. Использование ЛЕГО-технологий  в ДОУ является актуальным в свете ФГОС дошкольного образования

ЛЕГО-технологии  могут быть реализованы в ДОУ в трех моделях.

Первая модель может быть включена в обязательную часть основной образовательной программы. В данном случае содержание детской деятельности с использованием конструкторов LEGO Education должно быть связано с приоритетной или актуальной на текущий момент темой. 

Вторая модель — включение Программы в часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

ФГОС ДО допускает, что часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. Данная часть должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют их потребностям и интересам, а также возможностям педагогического коллектива. Поэтому  коллектив ДОУ вправе включить, например, парциальную программу Марковой В.А., Житняковой Н.Ю. LEGO в детском саду М., 2015г. или разработанную авторскую программу в эту часть программы.

Третья модель — дополнительная образовательная услуга за рамками основной образовательной программы дошкольного образования. Эта модель  уже реализуется с 1 октября, когда  начал работу кружок технического моделирования «ПервоРобот». Он очень популярен. Работу кружка  ведет психолог, так как она очень хорошо владеет компьютерными технологиями,   знает  психологические особенности детей. Ею разработан учебный план, конспекты занятий.  

         Вторую модель, пока не реализуем, так как мы пока не приобрели вышеназванную парциальную программу, а своя авторская разработка  в планах работы в рамках городской экспериментальной площадки по направлению «Внедрение лего-технологий  и робототехники в образовательное пространство ДОУ  в условиях ФГОС ДО».

На сегодняшний день  мы используем третью и  первую модель.

В рамках одного месяца  можно использовать1—2 базовых набора и к ним несколько тем для игр и конструирования. Педагог может осуществлять содержательные перестановки с учетом важных событий в близком окружении ребенка: семьи, группы, детского сада, города, поселка. Так, например, в сентябре — октябре во многих городах, селах и поселках отмечают День города, и поэтому целесообразно тему работы с конструкторами Лего (Город DUPLO, Городские жители DUPLO) увязать с этим событием. В ноябре в нашей стране отмечают День матери, поэтому можно предложить детям набор «Дочки-матери», «Моя первая история». Наборы «Космос» и «Аэропорт» уместно предложить детям в апреле с учетом даты известного праздника.

Первое ознакомление как малышей, так и пятилетних детей с наборами LEGO Education в сентябре не предполагает определенной заданной темы и направлено на свободное экспериментирование с деталями конструкторов. В 3 года они осваивают наборы LEGO DUPLO, а в 5 лет наборы LEGO System. Дети, которые не знакомы с LEGO, должны сами сделать для себя открытие, как скреплять детали между собой. Но такое распределение не предполагает жесткого следования перспективному плану.

В работе с детьми 3—5 лет акцент сделан на развитие интеллектуальной компетентности и воссоздающего воображения. Для детей 5—7 лет это реализуется в проектной деятельности и построено по принципу от простого к сложному, приоритет отдается поисковым методам: конструированию по замыслу, условиям, схемам и чертежам.

В младшем дошкольном возрасте важно показать, как пользоваться деталями конструктора, научить возможным способам соединения деталей, чтобы у детей сложился первоначальный опыт конструирования. Наглядное восприятие действий педагога, показ правильных действий, способов обращения с деталями и доведение конструктивной задачи до детей через игровое содержание находит у них отклик и быстро продвигает в овладении техникой стройки. При этом наиболее эффективными приемами педагогического руководства детей младшего дошкольного возраста являются также продумывание тематики и совместная игра педагога с детьми, игры младших с более старшими детьми, внесение дополнительных игрушек для развития сюжета, разнообразное использование одной и той же игрушки.

В старшем дошкольном возрасте приоритет отдается конструированию по замыслу, условиям, схемам и чертежам. Роль педагога приобретает качественно новую направленность: от указания «делай, как я» к позиции, которая призвана инициировать, развивать, сопровождать и помогать каждому ребенку самостоятельно формировать его способы деятельности.

Главный принцип использования LEGO в детском саду: ребенок всегда находится в ситуации выбора. Он сам может выбирать тему, способы постройки, сюжет для обыгрывания, способ фиксации результата своей деятельности. В процессе работы он может менять замысел, использовать детали из другого набора LEGO Education. Но самое главное, он несет ответственность за полученный результат. Такой подход к организации деятельности с конструкторами LEGO Education способствует формированию у ребенка целенаправленности, уверенности в себе и своих силах, самоидентификации в творческой деятельности.

С 23 ноября по 07 декабря 2015 года я прошла курсы повышения  квалификации в ГАПОУ «Казанском педагогическом колледже» по проблеме: «Конструирование и основы робототехники в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС». Занятия проходили по модулям: "Требования к образовательным программам по конструированию и робототехнике по дошкольному образованию с учётом новых ФГОС", "Основные виды образовательных конструкторов ориентированных на использование в дошкольных образовательных учреждениях", "Применение современных образовательных конструкторов в соответствии с уровнями детского конструирования", "Освоение методик организации занятий по конструированию и образовательной робототехнике в разных возрастных группах с применением современных конструкторов в форме мастер-класс Lego-сказка, Lego-мультфильм, Lego-терапия, Lego-печатание, Lego-игра фантазирование", конструирование  с Lego WeDo в ДОУ, Lego Education "Мои первые механизмы". На курсах нас познакомили с использованием технологических карт.

Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений стоит вопрос: как правильно спроектировать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС?

Сегодня в процессе ОД, как правило, используется сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Элементы, этапы планируются без четкой целевой установки и видение перспективы, подчас это лишь набор предлагаемых детям заданий, в лучшем случае объединенных внешней интригой, сюжетом. При таком подходе вряд ли можно рассчитывать на высокие результаты образовательной деятельности – бессистемность и нелогичность всегда негативно отражаются на результате.

Современный педагог должен четко представлять цель и результат образовательной деятельности, в том числе каждого ее этапа.

Способом выхода из данной ситуации является конструирование технологической карты.

Общее определение технологической карты – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. В образовательной практике обязательно указываются также цели, задачи и предполагаемый результат.

Использование технологической карты поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время и решить многие другие задачи. А это, безусловно, благоприятно сказывается на качестве образовательного процесса и его результативности.

Разработка технологической карты:

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательное условие.

Порядок конструирования технологической карты может предусматривать:

  • постановку цели ОД, определение темы и конечного результата;
  • формулирование задач;
  • определение этапов ОД их целей и промежуточных результатов;
  • выбор методов, приемов и форм организации деятельности воспитанников в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • определение и отражение в технологической карте направления работы, свойственных данной технологии, методике, программе;
  • наполнение содержанием, подбор материала;
  • примерный хронометраж ОД.

    Прослеживается цепочка каждого этапа:   задачи – содержание – методы и приемы – результат.

    В итоге хотелось бы отметить,  я не призываю переходить на составление технологических карт при ежедневной работе, но при участии в профессиональных конкурсах, открытых мероприятий умение конструировать технологическую  карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.

Я хочу вам предложить примерный шаблон технологической карты ОД.

Этот шаблон можно использовать при конструировании технологических карт. В зависимости от вида образовательной деятельности, реализуемой технологии, методики выбираются этапы, формулируются задачи, определяются оптимальные формы организации совместной деятельности. При необходимости технологическую карту можно дополнить, например, указать в ней интегрируемые области, коррекционную работу или оборудование и дидактический материал, используемый на определённом этапе.  В зависимости от целей и вида образовательной деятельности, от реализуемой технологии, методики структура карты (этапы, их чередование) может различаться. Так, например, этап «психологический настрой» в большей степени актуален для приходящего в группу специалиста. Однако логическая последовательность и взаимосвязь всех этапов должна быть выдержана.

И в заключение хочу добавить, в настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Данный Проект представляетсобой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства   на современном этапе развития дошколь...

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада

В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии - технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих з...

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ

В консультации раскрывается понятие ИКТ, даются рекомендации по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ...

Внедрение ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс ДОУ

Внедрение ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс ДОУ                                  ...

Консультация для воспитателей «Внедрение Лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ»

    ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и ра...

Мастер-класс по Лего-конструированию «Внедрение Лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ»

в материале представлена презентация к мастер-классу по лего-конструированию для педагогов...

Семинар - практикум «Внедрение ЛЕГО – конструирования в образовательный процесс ДОУ»

Семинар провоится с целью приобретения педагогами практических навыков применения методов и приемов при работн с ЛЕГО-конструкторами....