Отчет по самообразованию.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Саркисьян Анна Андреевна

Адаптация и развитие речи-как это связано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_i_razvitie_rechi.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1236"

Отчет по самообразованию.

Тема:

Адаптация и развитие речи – как это связано.

                               

                               Подготовила:

Воспитатель ДО 832

группы раннего возраста № 1:

Саркисьян А.А


Адаптация и развитие речи – как это связано.

Каждая мама, отправляя ребенка в сад, переживает, как же он там будет себя вести и чувствовать. Еще больший стресс испытывают те родители, у кого растут молчаливые малыши. У таких мам и пап мелькает надежда: «В коллективе научиться говорить, ведь придется общаться с новыми людьми». Только логопеды бьют тревогу – все больше детей через год приходит на прием к врачу с тем же самым запасом слов.

Давайте разберемся, как адаптация влияет на развитие речи и наоборот.

Мамы ведут детей на прием к логопеду перед садиком, чтобы врач смог оценить через развитие речи, насколько малыш готов к адаптации в коллективе. Только стоит учитывать, что все дети разные. У каждого есть свои индивидуальные особенности в сфере общения, речевых навыках, способностях и умениях, о которых стоит всегда помнить. По сути, накопленный опыт общения ребенка с мамой и папой, а также окружающим миром в целом до поступления в сад показывает его способность привыкать к новым условиям.

По этой теме проводились исследования Нинель Дмитриевны  Ватутиной, доктора педагогических наук, где приводятся три основных этапа потребности ребенка в общении со взрослыми:                                                                            1. с близкими, которое удовлетворяет необходимость в ласке, внимании, признании и любви;                                                       2. в тесном сотрудничестве, где в игре и других формах малыш получает сведения об окружающем мире;                                      3. как активные познавательные действия.

Дети, сильно привязанные к родителям, представляют собой первую группу. В саду они проходят все три этапа адаптации. Так как потребность в любимой маме в дошкольном учреждении удовлетворить нельзя, привыкание таких малышей длится очень долго – 20 дней, а то и 2-3 месяца.                                                                       Малыши второй группы проходят всего два этапа в процессе привыкания к условиям сада. На это у них в среднем уходит 7-20 дней.                                                            Самые адаптированные дети третьей группы. Они могут отлично чувствовать себя в саду на вторые и третьи сутки, максимум на десятые.                                                                     По сути, опыт общения ребенка с мамой, папой и окружающим миром, предшествующий детскому саду, определяет способность ребенка привыкать к новым условиям.

Из наблюдений многих педагогов давно выявлена закономерность: адаптацию к саду и даже переход из одной группы в другую дети воспринимают крайне неблагоприятно.

В частности, есть данные, говорящие о снижении речи и игровой деятельности у малышей на 73 % в первую неделю в детском дошкольном учреждении.

Ученые установили, что в период адаптации активный словарный запас ребенка не пополняется новыми словами и выражениями. Только после месячного пребывания в коллективе дети начинают использовать 10-15 новых слов. В яслях этот показатель выше – 20 слов. Как только у ребенка проявляется речевая активность, можно говорить о его психической готовности к саду.

Когда ребенок начинает говорить, это перестраивает его психические процессы: память, мышление и восприятие. Овладение речью полностью зависит от развития деятельности самого ребенка. На начальных этапах познавания дети могут вкладывать совсем другое значение в слово. К примеру, «море» может обозначать все реки, водоемы, океаны и даже набранную воду в ванной. С взрослением происходит изменение значений слов, что указывает на важнейшие стороны умственного развития ребенка.                                                                            

Исследования психолога Льва Семеновича Выготского говорят о перекрещивании развития детского мышления и речи, то есть интеллектуальных и языковых способностей. Чаще всего это происходит в 2-3 года благодаря тесному общению со взрослым, который помогает структурировать общие понятия и вписать себя в образ мира. Все это происходит благодаря усвоению слов.

Именно поэтому многие дети раскрывают свой речевой потенциал в детском саду. Как правило, после первого года посещения детского сада речевые навыки у детей имеют прогресс. Весь год ребенок учился понимать других людей, вслушивался в их речь, правильно выполнял все словесные инструкции, активно использовал звукоподражание, пользовался ситуативной речью.

Самым главным показателем освоения речи, а заодно и полной адаптацией к саду является диалог между малышом и воспитателем. Немаловажны и попытки проявить инициативу на занятиях, общение с другими детьми и взрослыми. К этому времени ребенок осваивает главные синтаксические единицы и пытается выразить себя через слово и целые предложения, которыми и удивляет логопеда через год.

Приложение:

занятия: « Божья коровка», « Веселый Петрушка» , « Зайка»

игры: подвижные («Тише мыши», «Мой веселый звонкий мяч»), дидактические («Чей малыш?» «Чей домик?» «Лото животные» ), театрализованные («Курочка ряба», «Колобок»).

наблюдения: за сезонными изменениями (весна, лето, зима, осень) и природными явлениями и приметы (солнце, дождь, снег, вода, насекомые, птицы и растения) .

Рекомендации родителям в период адаптации;

«Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду»;                                                                                        «Адаптация детей раннего возраста»; « Характеристика развития детей и организация их жизни»;                                    «Культурно - гигиенические навыки детей раннего возраста»; «Обучение восприятию цвета детей » «Сенсорное воспитание ребенка »;                                                  «Как развивать речь малыша»;                                                 «Капризы и упрямство»; «Здоровье всему голова»; «Как приучить ребёнка к самостоятельности»; «Зимние травмы»; «Игры и игрушки»; «Игрушка в жизни ребёнка»; «Игры с детьми раннего возраста»; «Основные показатели развития детей 3-х лет». «Как играть с малышом»;                                        «Игры для развития восприятия»; «Не жалейте времени на уроки улицы» ; «Если ребёнок плохо говорит» ; «Игры для развития восприятия»; «Семь родительских заблуждений о морозной погоде».

Список использованной литературы:

Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, программа «Радуга», М.: «Просвещение» , 1993г.                                                     В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, «Дошкольная педагогика» (Творческая сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста), М., «Просвещение», 1988г.                                  Г.М.Лямина, «Воспитание и развитие детей раннего возраста», М., «Просвещение», 1981г.                                  Л.В.Белкина, «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», ТЦ «Учитель», 2006г.                           А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, пособие для воспитателя «Воспитание детей в игре», М., «Просвещение», 1983 г.       Е.И.Тихеева, пособие для воспитателей детских садов «Развитие речи детей», М., «Просвещение», 1972г. Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей «Играем с малышами», М., «Просвещение», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...